Организационная структура Римско-католической церкви.
В отличие от православия католицизм объединён в единую централизованную организацию и имеет международный центр управления – Ватикан и главу Католической церкви – Папу Римского. Папа Римский в международном праве - суверенная персона исключительного свойства, так как одновременно владеет тремя нераздельными властными функциями:
1). Монарх и Суверен Святого Престола;
2). Римский Епископ – глава Католической Церкви и её верховный иерарх;
3). Суверен города-государства Ватикан.
Папа – гарант всеобщности и единства католической церкви. Папская власть суверенна. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Папа наделён высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Папе принадлежит и высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства, утверждает в должности, переводит и смещает епископов, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые.
|
|
Термин «папа» по-гречески означает «отец». В первые века христианства это название применялось ко всем епископам, возглавляющим церковную жизнь каждого города. В VI веке Лев I объявил, что все папы это апостольские наследники Петра на котором как на камне Иисус Христос воздвиг свою церковь. Начиная с VII века титул «папа» давался уже исключительно римскому епископу: это отражало процесс формирования учения католической церкви о примате римского епископа. В конце VII века ГригорийVII заявил, что папа – наместник бога на земле и не подчиняется светской власти и даже имеет право низлагать императоров. С VIII века одобрение папы стало обязательным для подтверждения божественного права феодальных королей. В IX веке церковь обнародовала документы, утверждающие власть папы над церковью, церкви над обществом. Несогласные подвергались угрозе отлучения от церкви.
Светская власть Папы в настоящей форме была установлена Латеранским договором 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. За всю историю Римской католической церкви было 262 папы. Папа избирается конклавом пожизненно из среды высшего духовенства. Самые длинные понтификаты Римских пап: Папа Пий IX – 31.6 лет (июнь 1846 г. – февраль 1878 г.), Лео XIII – 25.4 (февраль 1878 г. – июль 1903 г.) и др.С 1523 г. по 1978 г. папский престол занимали только итальянцы. В 1978 г. на папский престол был избран поляк Иоанн Павел II (октябрь 1978 г. – март 2005 г.). В апреле 2005 г. Папой Римским избран немец Йозеф Алоиз Ратцингер, который взял имя Бенедикт XVI.
|
|
Папа является светским и духовным руководителем государства – Ватикан, расположенного в центре Рима. Ватикан, несмотря на небольшую площадь, всего 44 га. Имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государства. В качестве суверенного государства Ватикан признан абсолютным большинством стран мира и имеет с ними дипломатические отношения.
Государственный аппарат Ватикана – Римская курия включает в себя Государственный секретариат, 9 конгрегаций (ведомства контролирующие различные направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 канцелярии. При папе Римском существует совещательный орган – церковный Синод, который объединяет высшее католическое духовенство и собирается один раз в три года. Высшие католические иерархи объединены в конклав, который избирает папу.
Каждая национальная церковь управляется назначаемым папой высшим иерархом – кардиналом, митрополитом, епископом. Вся территория национальной церкви разбита на епархии.
Первичное звено католической церкви – приход, объединяет мирян, проживающих на одной территории, и возглавляется ксендзом.
История христианской церкви в её начальный период, до Константина, представляет собой историю небольшой секты. Тем не менее, уже тогда были определены система доктрин и управления церковью: возник канон Священного писания, было основано деление духовных лиц на три категории – епископ, священник и диакон. Римская епархия была наделена полной властью над всеми другими. Правление Константина закрепило привилегированное положение церкви.
После падения Западной империи в 476 г. и прихода варварских племён Папа Римский оказался единственной реальной силой. Папа Стефан III венчал короля франков Пипина Короткого короной. В обмен он получил «Пипинов дар» - земельные владения в Италии. Набеги варваров, противодействие Византии лишали возможности Рим на практике осуществлять суверенитет над дарованными областями. Власть пап вновь стала прочной при Карле Великом, который в 800 г. получил из рук Папы Льва III императорскую корону.
Разрыв с восточной церковью знаменовал собой ещё один поворотный пункт в истории римско-католической церкви. Во время правления Папы Григория VII (1073-1085) была принята доктрина папской власти, включавшая в себя идею распространения его власти не только на духовную сферу, но и на мирские дела. Папа Григорий VII вступил в борьбу с императором Генрихом IV, который отверг папскую власть. Папа отлучил императора от церкви и Генрих IV вынужден был принять унизительное публичное покаяние.
Другой пример противостояния светской власти и папства – так называемое Авиньонское пленение пап. Французский король Филипп IV, борясь с вмешательством церкви во внутригосударственные дела, устранил Папу Бонифация VIII, затем отравил вновь избранного Бенедикта XI. Новый Папа Климент V переехал из Рима во французский город Авиньон и послушно выполнял указания французского короля. «Авиньонское пленение «пап длилось почти столетие- 1309-1377 гг.
Важное место в истории Римско-католической церкви играют крестовые походы (1095-1291 гг.). Они были предприняты западноевропейскими христианами для освобождения Святой Земли от мусульман. В них были вовлечены все слои общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Мотивы участников походов также были разные: одни стремились обогатиться, другие искали приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами.
Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турков-сельджуков и завоевание ими Ближнего Востока и Малой Азии. Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе Папа Урбан II. В своей речи Папа призвал начать войну против мусульман, подчёркивая святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил об их разграблении и поругании, обрисовал картину многочисленных нападений на паломников. Урбан II пообещал участникам похода отпущение грехов, а погибшим место в раю. Папа поручил клиру разнести его призыв по всей Западной Европе.
|
|
Крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении и укреплении авторитета папы римского завершились разочарованием.
Значительную роль в становлении и развитии католицизма в средние века сыграли монашеские ордена. Для них характерны общность устава, единоначалие, особые мировоззренческие установки и практические задачи. Ранее других организационно оформился бенедиктинский монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурийским в 529 г. В основе монашеской жизни были положены следующие принципы: отказ от имущества, обет целомудрия и послушания, сведение к минимуму контактов с внешним миром.
В период крестовых походов создаются рыцарские ордена – тевтонский, тамплиеров, госпитальеров и др. Первоначально создаваемые для помощи паломникам, охраны дорог они стали основной военной силой борющейся за распространение католицизма.
Развитие средневековых ересей (катаров, альбигойцев и др.) привело к образованию монашеских орденов францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др. Они были призваны укреплять авторитет церкви, и отличались аскетизмом, милосердием, помощью неимущим.
Поняв, что только проповедями нищенствующих монахов победить ересь невозможно, католические иерархи создали инквизицию, призванную карать и физически устранять инакомыслящих. Инквизиция (от лат. расследование) начала действовать в начале XIII в., но её корни уходят глубоко в историю. Живший в IV- V вв. христианский теолог, блаженный Августин обосновал применение к еретикам силы, вплоть до их физического устранения.
В средние века был создан особый церковный суд – трибунал Святейшей Инквизиции. При помощи осведомителей, доносов инквизиция выявляла еретиков и под пытками заставляла их признаваться в грехах, после чего обвиняемых в ереси казнили. Осуждение инакомыслящих влекло за собой конфискацию их имущества в пользу церкви, часть которого выделялась и тем, кто «распознал» еретика.
|
|
Особый размах инквизиция приобрела в Испании и Португалии. Имя верховного инквизитора Испании Томаса де Торквемады стало на века символом жестокости и фанатизма.
Инквизиция сурово преследовала не только свободомыслие, но и крамольную литературу. Первый «Индекс» - список запрещённых книг, был составлен римской инквизицией под наблюдением Папы Павла IV. В последнем издании «Индекса» 1948 г.значатся около 4 тысяч произведений и десятки авторов, например, О.Бальзак, Вольтер, Спиноза, Д.Юм и др. Этот «Индекс» запрещённых книг был отменён только в 1966 г.
К середине XV в. католическая церковь вступает в очередной кризис, связанный с широким распространением в европейских странах идей Возрождения. В XVI в. требования коренных реформ в церкви нашли своё отражение в учении Лютера, Цвингли, Кальвина. Реформация положила конец господству Рима в духовной сфере Запада и вынудила римско-католическую церковь начать программу внутренней реконструкции.
Вершиной контрреформации стал Тридентский церковный Собор (1545-1563 гг.). Положения этого Собора установили правила взаимоотношения римско-католической церкви с другими христианскими конфессиями и повлияли на некоторые религиозные реформы.
После Реформации католическая церковь попыталась усилить своё влияние с помощью миссионерской деятельности в Новом Свете и на Востоке. Но после религиозных войн в Европе начался период религиозного упадка. В период Просвещения ставился под сомнение авторитет церкви, особенно в сфере образования. В XIX веке церковь заняла позицию враждебности к современному миру и делала ударение на единообразие веры и повиновение авторитету. В течение ста лет после I Ватиканского Собора церковь всё ещё находилась в кризисе. В 1870 г. она лишилась Папской области, но за счёт эмигрантов росло число приходов в США, Канаде и Австралии.
В 1962-1965 гг. римско-католическая церковь созвала II Ватиканский Собор, поставив задачу модернизировать своё учение и внутреннюю структуру. Новый Кодекс был обнародован в 1984 г. папой Иоанном Павлом II. Воспроизводя содержание прежнего церковного права, новый кодекс уменьшает церковные наказания; так, причины отлучения от церкви сокращены с 37 до 7. Расширяются и укрепляются права мирян в церкви, они привлекаются к деятельности коллективных органов управления, катехизации и распоряжению финансами церкви.
В настоящее время в лоне католической церкви существует много разнообразных организаций, не имеющих официального статуса. Современная католическая церковь, начиная с понтификата Иоанна Павла II, ищет новые гибкие методы социального действия. В социальном учении церкви усиливается внимание к земным делам.
После смерти Иоанна Павла II папой был избран кардинал Йозеф Ратцингер, принявший имя Бенедикта XVI. Его деятельность и первые энциклики свидетельствуют о том, что современная католическая церковь ещё более активно будет участвовать в социально-политической жизни.
Литература
1. Грибанов, А Католицизм / А.Грибанов // Наука и жизнь. -1993. - №7.
2. Католицизм: словарь. – М.,1991.
3. Рожков, В. Очерки по истории Римско-Католической церкви / В. Рожков. – М., 1994.
4. Ковальский, Я.В. Папы и папство / Я.Ковальский; пер. с польск. – М., 1991.
5. Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.
6. Костюк, К.И. Социальное учение католической церкви. / К.И. Костюк // Социально-политический журнал. – 1997. - № 5.
7. Лозинский, С. Г. История папства / С. Г. Лозинский. – 3-е изд. – М., 1986.
8. Филиппов, В. А. Иоанн Павел II / В.А. Филиппов // Вопросы истории. – 1993. - № 3.
9. Смирнов, В. Предвечная империя тамплиеров / В. Смирнов // Наука и религия. – 2005. - № 8-11.
10. Кто же он – новый Папа? // Наука и религия. – 2005. - № 6.
11 https:// www.catholic.ru/