Стандарты: виды и категории

Технические регламенты

Технический регламент (ТР) - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам проектирования производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Целями принятия технических регламентов являются:

- защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Назначение ТР - установление минимально необходимых обязательных требований, обеспечивающих безопасность объектов, единства измерений, их характеристик, а также электромагнитную совместимость.

Рис. Обязательные требования технических регламентов

Объектами ТР являются продукция и процессы.

Технические регламенты содержат:

1) обязательные составные элементы:

- перечень и описание объектов технического регулирования;

- обязательные требования к характеристикам объектов;

- правила идентификации объектов ТР;

- правила и формы оценки соответствия;

2) возможные составные элементы:

- схемы подтверждения соответствия, определяемые с учетом степени риска;

- порядок продления срока действия выданного сертификата;

- предельные сроки оценки соответствия;

- требования к терминологии, упаковке и маркировке, а также правилам их нанесения;

- специальные требования к объектам, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (инвалидов, детей и

- специальные требования к объектам, при отсутствии которых из-за климатических и географических особенностей может быть утрачена безопасность или другие обязательные требования.

Указанные составные элементы являются исчерпывающими, имеют прямое действие и могут быть скорректированы только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий ТР. Требования к объектам, не включенные в технический регламент, не носят обязательный характер. ТР устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, которые устанавливаются в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, укоренением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и/или растениями, продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами; в связи с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, принимаемые в целях предотвращения иного ущерба, связанного с распространением вредных организмов.

Сферами распространения ТР являются:

1) безопасная эксплуатация машин и оборудования, зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий;

2) безопасная утилизация машин и оборудования;

3) безопасность пожарная, биологическая, экологическая, ядерная и радиационная;

4) электромагнитная совместимость;

5) требования к отдельным видам продукции и процессам.

Кроме того, в ФЗ определен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. Разработчиком ТР может быть любое лицо. При разработке проекта ТР уведомление об этом должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Это уведомление должно содержать информацию об объектах, целях ТР, необходимости их разработки и требованиях к объекту, фамилию, имя, отчество или наименование разработчика, его адрес.

Проект ТР должен быть доступен для заинтересованных лиц, а разработчик обязан по их требованию предоставить копию проекта. Эти лица вправе дать свои предложения и замечания. Разработчик обязан провести публичное обсуждение проекта в течение двух месяцев (не менее двух месяцев).

После завершения обсуждения ТР уведомление об этом также должно быть опубликовано в печатном органе. После этого готовый проект вносится в Государственную думу. В ст. 9 ФЗ определяется перечень необходимых документов (финансово-экономическое обоснование, обоснование необходимости принятия ТР, подтверждение опубликования уведомлений и др.). В Думе проводится экспертиза ТР экспертными комиссиями, заключения которых также подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа.

Экспертиза проектов ТР осуществляется также экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на равноправных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Проект федерального закона о техническом регламенте направляется в Правительство РФ, которое в течение 90 дней представляет в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии. Проект федерального закона, принятый Думой в первом чтении, а также поправки к нему публикуются в указанном ранее порядке.

В случае несоответствия ТР интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также общественным международным нормам и правилам Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в ТР или его отмены в установленном порядке.

ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев после его официального опубликования. Правила и методы испытаний и измерений, необходимые для применения ТР, обязательны для соблюдения в отношении любых объектов технического регулирования.

До дня вступления в силу технического регламента Правительством РФ утверждается:

- перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора проб;

- при отсутствии указанных ранее национальных стандартов — правила и методы исследований (испытаний), в том числе правила отбора проб применительно к отдельным требованиям ТР, необходимые для применения принятого ТР и осуществления оценки соответствия.

Национальный орган по стандартизации до дня вступления в саду ТР утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов и/или сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого ТР. В них могут дублироваться требования ТР, для соблюдения которых и применяются эти национальные стандарты.

Применение таких национальных стандартов или сводов правил на добровольной основе является достаточным условием соблюдения требований ТР. Однако неприменение указанных стандартов и сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований ТР.

В исключительных случаях возникает необходимость ускоренного принятия ТР. Тогда Президент РФ вправе утвердить ТР без его публичного обсуждения. К исключительным случаям относятся: непосредственная угроза жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; угроза жизни и здоровью животных и растений.

Кроме того, ТР может быть принят международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ. до вступления в силу федерального закона о ТР Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем ТР, разработанном в установленном порядке. Проект постановления направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию не позднее чем за месяц до его рассмотрения. Не позднее этого же срока проект должен быть опубликован в установленном порядке.

Со дня введения в действие ФЗ закона о техническом регламенте ранее принятый ТР, утвержденный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.

Сроки разработки ТР определены в п. 7 ст. 46 ФЗ: «Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона». Однако в указанный ФЗ были внесены дополнения и изменения ФЗ от 1 мая 2007 г. Р ФЗ-65, согласно которым был установлен перечень 17 первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 г.

В их число вошли следующие технические регламенты о безопасности:

- машин и оборудования;

- низковольтного оборудования;

- оборудования, работающего под избыточным давлением;

- оборудования для работы во взрывоопасных средах;

- аппаратов, работающих на газообразном топливе;

- электромагнитной совместимости;

- строительных материалов и изделий;

- зданий и сооружений;

- лифтов;

- электрических станций и сетей;

- колесных транспортных средств;

- пищевых продуктов;

- изделий медицинского назначения;

- лекарственных средств;

- упаковки;

- средств индивидуальной защиты.

- изделия.

Разработка, принятие и внедрение других технических регламентов осуществляется очень медленно, одной из причин чему стало отстранение технических комитетов от участия в этой деятельности, хотя именно в них собраны наиболее квалифицированные специалисты в определенной области.

На 01.09.2010 г. принят 21 ТР, из них на пищевую продукцию 5 – «ТР на молоко и молочную продукцию», «ТР на масложировую продукцию», «ТР на соковую продукцию из фруктов и овощей», «ТР на табачную продукцию», «ТР о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетированию, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов.

В зависимости от сферы распространения и области применения стандарты делятся на категории, а от объекта стандартизации - на виды (рис.)

Рисунок. Классификация стандартов на категории и виды.

В зависимости от сферы распространения и субъектов, их принимающих, стандарты по закону делятся на 4 категории: международные, региональные, национальные и стандарты организаций.

1) Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией и доступный широкому кругу пользователей.

2) Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.

3) Национальный стандарт (РФ) - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации. Эти стандарты применяются на добровольной основе независимо от страны происхождения продукции и других факторов.

В ст. 2 ФЗ термин «национальный стандарт» используется без дополнительного признака «Российской Федерации». Введение такого признака необходимо для конкретизации страны происхождения и применения этого стандарта, так как в международной практике термин «национальный стандарт» используется для любой страны (например, национальные стандарты Франции, Германии и т.п.).

В нашей стране к национальным стандартам относятся ГОСТ Р, а также международные и региональные стандарты, признанные в России в качестве национальных. К таким международным стандартам относятся стандарты ИСО, МЭК, руководства ИСО/МЭК, при этом они приобретают дополнительную аббревиатуру ГОСТ Р - ГОСТ Р ИСО 9000-01, ГОСТ Р ИСО/МЭК и т.д. Из региональных стандартов в России применяется в основном межгосударственный стандарт - ГОСТ, принимаемый Евроазийским (Межгосударственным) советом по стандартизации, метрологии и сертификации. Порядок применения ГОСТа в качестве национального регламентируется специальным стандартом - ГОСТ Р 1.8-04.

ГОСТ Р разрабатывается на организационно-технические и общетехнические требования, на важнейшие виды продукции, процессов и услуг, на методы контроля (испытаний, анализа и оценки), действие ГОСТ Р распространяется на все юридические и физические лица независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы и правила их разработки и применения представляют систему стандартизации в РФ.

4) Стандарт организации (СТО) - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Эти стандарты разрабатываются и утверждаются коммерческими, научными, общественными, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц.

Целью разработки СТО является совершенствование производства, обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также распространение и использование результатов исследований.

Объектами СТО являются продукция, работы и услуги. Требования СТО распространяется на все организации, изъявившие желание и согласие их применять, независимо от страны, места происхождения и других условий.

1. Алгоритм с указанием выполняемых операций, видов принимаемых решений, документов и ответственных за выполнение, как правило, содержит:

- технический регламент;

- межгосударственный стандарт;

- национальный стандарт;

- стандарт организации.

Решение: ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения»

Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

В зависимости от объектов стандартизации и содержания стандартов их подразделяют на виды (их 6) и подвиды.

Основополагающие стандарты — вид стандартов, устанавливающих организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства.

Подвидами этих стандартов являются организационно-методические и общетехнические стандарты. Примером организационно-методических стандартов являются стандарты, входящие в Систему стандартизации в РФ и Межгосударственную систему стандартизации, а общетехнических - Единая система конструкторской документация, Единая система технико-экономической информации и др.

Объектами организационно-методических стандартов являются термины и определения, основные положения в области стандартизации, метрологии, а общетехнических стандартов - научно-технические термины, процессы создания и использования продукции, охрана окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья и имущества, другие общетехнические требования.

Стандарты на продукцию - вид стандартов, устанавливающих требования к качеству однородной или конкретной продукции.

В зависимости от широты охвата различают три подвида стандартов на продукцию: общетехнические условия (ОТУ), общие технические требования (ОТТ) и технические условия (СТУ). ОТУ отличаются наибольшей широтой охвата требований: включают требования к ассортименту и качеству продукции, правила приемки и методы испытаний, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению. ОТТ содержат только требования к ассортименту и качеству. В отношении других аспектов обеспечения качества продукции в них дается лишь указание на другие стандарты, в которых эти требования регламентируются.

Стандарты на услугу - вид стандартов, устанавливающих требования к услугам однородной группы или конкретным услугам.

Стандарты на услугу могут иметь следующие подвиды: общие технические условия (ОТУ), общие требования к персоналу и классификация предприятий в определенной сфере обслуживания. ОТУ на услугу содержит требования к ней на основе их добровольного применения (например, ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие технические условия»). Подвид «Общие требования к персоналу» регламентирует требования к обслуживающему и/или производственному персоналу (например, ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу»). Подвид «Классификация предприятий» устанавливает классы, типы, категории и иные градации предприятий, а также их цдентифицируiощие признаки (например, ГОСТ Р 51773-01 «Классификация предприятий розничной торговли»).

Стандарты на работы (процессы) - вид стандартов, устанавливающих основные требования к методам (приемам, режимам, нормам выполнения разного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, ремонта и утилизации продукции). Наиболее распространенными являются стандарты на методы упаковки, маркировки и хранения (например, ГОСТ 27819-88 «Яблоки свежие. Хранение в холодильных камерах»). Технологические процессы производства продукции или оказания услуг регламентируются в основном инструкциями, относящимися к технологическим документам, а также сводами правил.

Стандарты на методы контроля - вид стандартов, устанавливающих методы (приемы, методики и пр.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Требования к методам контроля (испытаний) регламентируются международным стандартом Руководство ИСО/МЭК 7.

В соответствии с этими документами к методам контроля предъявляются требования объективности, точности, воспроизводимости результатов. Для обеспечения этих требований в стандартах на методы контроля должны быть установлены допустимые погрешности измерений.

Стандарты на методы контроля могут быть подразделены на следующие подвиды: правила приемки и отбора проб; методы определения значений показателей качества; методы идентификации продукции и услуг.

Правила приемки и отбора проб устанавливают порядок проведения приемки и методы выборок, объединенных, точечных и средних проб в зависимости от массы товарной партии, способа упаковки товаров и других признаков, правила отбора проб для лабораторных испытаний. Кроме того, в таких стандартах дается определение товарной партии и ее идентифицирующие признаки.

В ряде случаев правила приемки могут даваться совместно с методами определения качества. Примером такого подвида стандарта может служить ГОСТ 14849-89 «Изделия макаронные. Правила приемки и методы определения качества».

Методы определения значений показателей качества предназначены для регламентации методик проведения испытаний (измерений). Стандарты этого подвида имеют регламентированную структуру.

Для каждого стандартизированного метода в стандарте устанавливаются:

- средства испытаний и вспомогательные устройства (аппаратура, материалы, реактивы и т.п.);

- правила подготовки образцов к проведению испытаний;

- методика проведения испытаний;

- правила обработки и оформления результатов испытаний;

- допустимая погрешность измерений.

Стандартизированные методы измерений имеют приоритеты при выборе и применении по сравнению с нестандартизированными.

Примером такого подвида может служить ГОСТ Р 51492-99 «Консервы рыбные. Методы определения отстоя в масле», ГОСТ Р 51944-2002 «Мясо птицы. Методы определения органолептических показателей, температуры и массы».

Методы идентификации продукции и услуг предназначены для установления тождественности или подлинности объектов на основе определения значений показателей, выполняющих функцию наиболее существенных признаков. Этот подвид стандартов является сравнительно новым и пока немногочисленным. Необходимость его выделения в самостоятельный подвид обусловлена тем, что за последние 15 лет резко возросли выпуск и реализация фальсифицированной продукции, а для обнаружения фальсификации нужны достоверные методы идентификации.

К данному подвиду можно отнести следующие стандарты: ГОСТ Р 51786-01 «Водка и спирт этиловый из пищевого сырья. Газохромотографический метод определения подлинности», ГОСТ Р 51604-00 «Мясо и мясные продукты. Метод гистологической идентификации состава», ГОСТ 30623-98 «Масла растительные и маргариновая продукция. Методы обнаружения фальсификацию».

Стандарты на термины и определения - вид стандартов, устанавливающих термины, а также их определения. К таким стандартам относится, например, ГОСТ Р 5 1303-99 «Торговля. Термины и определения».

Основное назначение терминологических стандартов - обеспечение взаимопонимания между заинтересованными лицами.

4. Технические условия (ТУ) - НД, устанавливающий требования к качеству конкретной продукции.

В 2007 г. в Информационном фонде стандартов зарегистрировано более 200 тыс. технических условий, а ГОСТ и ГОСТ Р - всего 25 тыс. Таким образом, ТУ по удельному весу занимают лидирующее положение среди других НДов, что объясняется более простой и короткой процедурой их принятия. Это позволяет быстрее внедрять в производство новые виды продукции. Кроме того, в ТУ разработчики могут включать изменения рецептуры, а также дополнительные показатели качества с учетом новых технологий производства.

Общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения на продукцию устанавливаются ГОСТ 2.114-95 «Технические условия».

Согласно этому документу технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:

1) технические требования;

2) требования, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности;

З) требования охраны окружающей среды;

4) правила приемки;

5) методы контроля;

б) транспортирование и хранение;

7) указания по эксплуатации;

8) гарантии изготовителя.

Объектами технических условий являются конкретные виды продукции: сырье, материалы, комплектующие или готовые изделия. Они указываются в водной части, которая должна содержать наименование продукции, ее назначение, область применения и условия эксплуатации.

Технические условия разрабатываются на предприятии - изготовителе продукции или предприятии - исполнителе услуг и подлежат согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает она. Разработчик согласовывает ТУ с заказчиком и направляет их в приемочную комиссию. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование ТУ.

Согласование технических условий оформляют подписью руководителя согласующей организации и утверждают без ограничения срока действия.

5. Применениё документов по стандартизации. Российские документы по стандартизации должны применяться федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями для осуществления государственной политики, а также физическими и юридическими лицами на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Национальные стандарты применяются непосредственно, а также путем ссылки на них в действующем законодательстве, НТДах, в том числе договорах (контрактах, соглашениях), принятых юридическими лицами, общественными организациями и объединениями любых форм собственности.

Применение национальных стандартов или их отдельных положений становится обязательным:

- для всех субъектов хозяйственной деятельности, если это предусмотрено в технических регламентах или других НДах;

- для участников соглашения (договора, контракта) относительно разработки, изготовления и снабжения продукцией, если приводится ссылка на национальные стандарты и/или другие документы по стандартизации;

- для производителя или поставщика продукции (работ, услуг), если он составил декларацию о соответствии продукции (работ, услуг) национальным стандартам или применил их обозначения на маркировке;

- для производителя и поставщика, если его продукция сертифицирована на соответствие требованиям национальных стандартов;

- если национальные стандарты содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Требования стандартов организаций, в том числе саморегулируемых, а также отраслевых стандартов обязательны для выполнения в принявшей СТО организации или в организациях соответствующей отрасли. Положения стандартов организаций и отраслевых стандартов не должны противоречить национальным стандартам.

Международные, региональные, межгосударственные стандарты и национальные стандарты других стран применяют на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве с соответствующими организациями по стандартизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: