Принятие христианства – культурный основополагающий фундамент всей эпохи средневековья. Оно проходило не просто и не сразу, долгое время сохранялось двоеверие, в результате чего консенсус между язычеством и христианством был достигнут за счет культурной трансформации языческих культов в христианские обряды.
Идеология и основы мировоззрения:
- актуальность идеи о всеобщем спасении
-изначальная греховность человека обусловила несовершенство жизни и социальных отношений
- цель – искупление грехов для получения личного бессмертия
- культивировались: сострадание, терпение, любовь к людям
- Вселенная – творение Бога, обреченная на гибель в установленный срок
- человек, стремясь к единению с Богом, все дальше удалялся от природы
- время понималось как небольшой промежуток в вечности, находящийся между сотворение земного мира и страшным судом – концом света
- приоритет веры над разумом, духовного над телесным, смирения над активностью, аскетизма над полнотой и радостью жизни.
|
|
М.М. Бахтин, «Творчество Франсуа Рабле и народна культура средневековья и ренессанса».
Народная, смеховая, карнавальная культура средневековья противостояла официальной церковной иерархической культуре.
Двухмерность жизни: 1 – официальная, серьезная сфера, на которой основана идеологическая государственная культура и иерархия, 2 – народно-смеховая сфера, на которой основаны обрядово-зрелищные формы. Полное равновесие этих двух сфер возможно только в доклассовом обществе (первобытном), а во все последующие эпохи эти сферы разделяются между антагонистическими социальными слоями: первая сфера отходит к властям, а вторая - к народу.
Карнавал как утвержденная форма жизни проходил один раз в году,иногда он занимал около трех месяцев. В его время от него некуда деться, ВСЕ живут по его законам. Карнавал уничтожал иерархичность строя, это «мир наизнанку», человек в нем жил в чисто человеческих, а не официозных отношениях. Празднество всегда имело глубокое миросозерцательное соджержание, а не практическое или физиологическое, оно получало санкцию из мира высших целей, А НЕ ИЗ МИРА УТИЛИТАРНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ.
«Верх» и «Низ» - небо и земля, голова и зад и т.п. – все это меняется местами, и в отличие от современной пародии, обладает возрождающей амбивалентностью (значимая двойственность, взаимозаменяемость, без оценочных характеристик).
В карнавале нарушались все правила и нормы, принятые в обществе, было временное отрицание всех социальных ролей. Главный прием корнала – инверсия – перестановка: слуга становился господином, дурак – мудрецом, шут - королем.
Смех в карнавальной культуре – ликующий, а не саркастический, смех побеждает страх, безумие становится праздничным, маски выражают игровое начало жизни, смех имеет художественно-эвристическую силу.