По И. П. Павлову взаимодействие организма с внешней средой осуществляется посредством раздражителей или сигналов. В зависимости от характера, действующих на организм сигналов, он выделил две сигнальные системы.
Первой сигнальной системой он назвал систему анализа и синтеза натуральных, т.е. природных раздражителей. Этими сигналами являются тепло и холод, запахи, вкус, цвет предметов и т.д. На основе сигналов первой сигнальной системы формируются ее условные рефлексы. Пример условного рефлекса первой сигнальной системы – слюноотделение на вид и запах пищи. Первая сигнальная система информирует организм о воздействии конкретного полезного или вредного стимула. У человека условные рефлексы первой сигнальной системы составляют физиологическую основу элементарного поведения и предметного мышления (огонь - горячий). Она функционирует у него изолированно лишь в течение первых 6 месяцев жизни. Первая сигнальная система человека более совершена, чем животных.
Вторая сигнальная система – это система условных рефлексов на абстрактный раздражитель, которым является слово слышимое, видимое и произносимое мысленно. Она формировалась в процессе эволюции человека на основе труда и воспитания. Слово является для человека таким же раздражителем, как и конкретные явления и предметы окружающего мира, т.е. оно является сигналом сигналов, так как обозначает натуральные раздражители.
На основе преобладания той или иной сигнальной системы И. П. Павлов выделил два типа мышления:
1. Художественный тип. Имеет место у людей с преобладанием первой сигнальной системы. Артисты, художники, писатели т.д., т.е. люди художественных творческих профессий.
2. Мыслительный тип. У людей с преобладанием второй сигнальной системы. Люди интеллектуального труда (ученые, изобретатели и т.д.). Сейчас также выделяют:
3. Смешанный тип. Не преобладает ни первая, ни вторая сигнальная системы.
4. Гениальный тип. Люди с преобладанием и первой и второй сигнальной системы. Леонардо да Винчи, М. Ломоносов.
Все языки делятся на первичные и вторичные. К первичным относится определенное поведение и сопровождающие его реакции. Это мимика, поза, жестикуляция. Это простейшие сигналы. Первичные языки отражают действительность в виде ощущений, восприятий, представлений. В результате вторичных языков выделяют две стадии:
Стадия А. Она функционирует и у животных и у человека. Возникающие на этой стадии сложные формы обобщения являются довербальными.
Стадия В. На ней формируются обобщения в словесной форме.
Таким образом первичные языки и стадия А вторичных является функцией первой сигнальной системы. Стадия В – функцией второй.
Язык это определенная система знаков и правил их образования. Основание языка возможно лишь только в процессе обучения. Критическим периодом основания первого языка является 10 лет (Маугли).
Функции речи:
1. Коммуникативная функция. Заключается в общении людей посредством языка. Она подразделяется на функцию сообщения и функцию побуждения к действию. Язык значительно увеличивает возможности человека для приспособления к условиям окружающей среды, так как информация в словесной форме передается от индивидуума к индивидууму и от поколения к поколению. Поэтому речь ускоряет эволюцию человека.
2. Регулирующая функция. Состоит в регуляции поведения других людей и собственного поведения посредством внутренней речи.
3. Программирующая функция. Заключается в предварительном построении схемы будущего высказывания и перехода этой системы к воспроизведению высказывания.
Речь обладает двумя независимыми переменными параметрами – высотой и фонемным составом. Механизмы регулирующие высоту речи называются фонацией. Фонация обеспечивается гортанью. В первую очередь напряжением голосовых связок. Фонемы это единицы языка, с помощью которых различаются слова. Например, в словах бук и сук имеются 2 фонемы, придающие различный смысл словам – Б и С. В русском языке 44 фонемы. Механизмы формирующие фонемную структуру речи называются артикуляцией. Артикуляция обеспечивается соответствующим положением губ, языка, неба. Основной психоакустической характеристикой речи является ее разборчивость. Максимальной степенью разборчивости является фразовая, минимальной – слоговая.
У большинства правшей и левшей речевые функции выполняет левое полушарие. Передним отделом речевой зоны коры является центр Брока, т.е. двигательный центр речи. Он расположен в третьей лобной извилине левого полушария. При его поражениях нарушается способность к осмысленному высказыванию. Это состояние называется моторнойафазией. Наблюдается несколько ее форм. Если человек не может произнести развернутую речь, но может читать вслух или повторять за кем-либо предложения, это называется динамической афазией. Когда нарушается фонация и артикуляция, то такое состояние носит название парадигматической афазии. Следовательно, передний отдел речевой зоны обеспечивает программирующую функцию речи. Больные понимают дефекты своей речи, поэтому говорят мало и с трудом. Задним отделом речевой зоны является центр Верника, находящийся в верхней височной извилине левого полушария. При поражениях этого центра нарушается понимание речи, т.е. возникает сенсорная афазия. Речь таких людей беглая, но бессмысленная. Кроме того, в этом случае могут наблюдаться оптико-мнестическая и акустико-мнестическая афазия. Это ухудшение зрительной и слуховой речевой памяти.