Викторина «Учимся быть историками»

Технологическая карта урока

Предмет: История. Класс: 6.

Учебник (УМК): Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014. 272 с.

Тема урока: Нашествие с Востока.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Оснащение: компьютер, проектор, атласы, историческая карта, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал (справочные материалы, стикеры, маркеры, листы А4).

Цель темы как достигаемые образовательные результаты:

Предметные: 6.П.

Предметные умения:

картографические:

- показывают на карте территорию Монгольской державы и Руси, ход нашествия монголов;

интеллектуальные:

- объясняют сущность понятий;

- называют районы сопротивления монголам;

- делают выводы о причинах поражения Руси;

хронологические:

- составляют календарь события;

- соотносят год с веком;

- определяют период нашествия.

Метапредметные: 8.М., 9.М.

Личностные: 1.Л.

Цель урока как планируемый результат обучения, планируемый уровень достижения целей: образное представление о ходе нашествия монголов на Русь, способность сформулировать причины падения Руси, указав главную причину завоевания страны монголами – политическую раздробленность страны.

 

Уровень/планируемый результат Способ оценивания результата
Понимание: способность объяснить сущность политической раздробленности Руси, изученных понятий, причин падения Руси. Опрос, практическая работа
Знание: способность охарактеризовать ход нашествия, определить причины завоевания Руси монголами. Викторина
Анализ: способность сформулировать проблему. Опрос
Синтез: способность предложить возможные варианты развития исторических событий. Опрос
Применение: способность применить знания о результатах нашествия на Русь в XIII веке при объяснении современных геополитических процессов. Практическая работа
Оценка: способность оценить несогласованную деятельность русских князей, повлекших завоевание Руси. Эссе

 

 

Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Мотивационно-организационный 1 мин. Приветствие, проверка подготовленности класса к уроку. Включаются в деловой режим урока.
2.Создание проблемной ситуации 5 мин. Знание, понимание. Обобщающая беседа. Фасилитация (по опережающему заданию): 1. Рассмотрим карту Монгольской империи и Руси. 2. Что Вы помните из курса средних веков о Чингисхане, охарактеризуйте его. Каковы были планы Чингисхана? Чем сильна монгольская армия? 3. Как бы Вы охарактеризовали отношения между русскими княжествами? 4. Кто такие татары? -Работают в группах по атласу и исторической карте; -Выступают по опережающему заданию по группам.
3.Постановка проблемы 2 мин. Анализ. Модерация. Управление дискуссией: Тема нашего урока «Нашествие с Востока». Как Вы думаете, чем закончится нашествие монголов на Русь?   Ведут поиск недостающего знания (Что неизвестно?). Формулируют проблему: «Что помешало русским княжествам защититься от монгольского нашествия?».
4.Выдвижение предположений и гипотез 2 мин. Синтез. Модерация.Инсайт на тему «Как могло закончиться нашествие монголов на Русь?». Гипотеза 1: Монголы сильнее, организованнее.  Гипотеза 2: Победит Русь, русские - храбрые. Предлагаюти обсуждают возможные варианты развития событий (Как могло закончиться нашествие монголов на Русь?).
5.Доказательство гипотезы и решение проблемы 20 мин. Применение. Организует групповую работу. Изучение хода нашествия монголов на Русь. Составление календаря события. Формулирование причин поражения Руси в ходе столкновений с монголами. Акцентирование личностной проблемы урока. Характеристика персоналий, объяснение сущности понятий. Подведение к главному выводу урока.   Работают с учебником, раздаточным материалом и презентацией (групповая работа). Готовят схему и выступают с докладом от группы. Задания учащимся (Приложение 1).  
6.Проверка решения 10 мин. Анализ, оценка. Фасилитация. Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Подводит к выводу о том, что главной причиной завоевания Руси явилась политическая раздробленность страны. Участвуют в викторине(Приложение 2).   Дискуссия (фронтальная работа)
7.Рефлексия 3 мин. Оценка. Каковы последствия падения Руси для страны и народа? Зачем человеку, живущему в XXI веке, нужны знания о монгольском нашествии? Вспомните, когда нашей стране приходилось защищать себя? Обобщающая беседа (фронтальная работа)
8.Домашнее задание 2 мин.

Оценка. Эссе на выбор:

1. В чем состоят уроки падения Руси в XIII веке?

2. Почему надо защищать Родину?

 

Приложение № 1

Задания для групп

· Задание для 1 группы: Прочтите учебник на с. 105-107 и изучите справочный материал. Охарактеризуйте вторжение монголов в Рязанскую землю, почему рязанцам не удалось отстоять свою землю? Составьте план.

· Задание для 2 группы: Прочтите учебник на с. 107-108 и изучите справочный материал. Охарактеризуйте разгром монголами Владимирского княжества, какие города были захвачены, составьте план.

· Задание для 3 группы: Прочтите учебник на с. 108-111 и изучите справочный материал. Опишите события. Какие города монголы называли «злыми» и почему? Составьте план.

· Задание для 4 группы: Прочтите учебник на с. 111-112 и изучите справочный материал. Охарактеризуйте последний этап нашествия монголов, опишите основные события. Как Вы понимаете слова А.С. Пушкина о том, что «Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией»? Составьте план.

 

Приложение № 2

Викторина «Учимся быть историками»

1. Работа с хронологией:

- В каком году произошла битва на р. Калка?

- В какие годы происходило нашествие Батыя на Русь?

 

2. Работа с персоналиями:

- Кем приходился Батый Чингисхану?

- Кто возглавил дружину из жителей Рязанской земли и начал борьбу против монголов?

 

3. Работа с исторической картой:

- Покажите на карте территорию Монгольской империи.

- Покажите на карте русские княжества.

- Какое княжество первым попало под удар монголов, покажите его на карте?

- Какие княжества и города были захвачены монголами в ходе нашествия, покажите их на карте?

- Найдите на карте г. Козельск. Почему монголы называли его «злым городом»?

 

4. Работа с историческими понятиями:

- Что такое фураж? Стан? Кто такие татары?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: