Технологическая карта урока
Предмет: История. Класс: 6.
Учебник (УМК): Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014. 272 с.
Тема урока: Нашествие с Востока.
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Оснащение: компьютер, проектор, атласы, историческая карта, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал (справочные материалы, стикеры, маркеры, листы А4).
Цель темы как достигаемые образовательные результаты:
Предметные: 6.П.
Предметные умения:
картографические:
- показывают на карте территорию Монгольской державы и Руси, ход нашествия монголов;
интеллектуальные:
- объясняют сущность понятий;
- называют районы сопротивления монголам;
- делают выводы о причинах поражения Руси;
хронологические:
- составляют календарь события;
- соотносят год с веком;
- определяют период нашествия.
Метапредметные: 8.М., 9.М.
Личностные: 1.Л.
Цель урока как планируемый результат обучения, планируемый уровень достижения целей: образное представление о ходе нашествия монголов на Русь, способность сформулировать причины падения Руси, указав главную причину завоевания страны монголами – политическую раздробленность страны.
|
|
Уровень/планируемый результат | Способ оценивания результата |
Понимание: способность объяснить сущность политической раздробленности Руси, изученных понятий, причин падения Руси. | Опрос, практическая работа |
Знание: способность охарактеризовать ход нашествия, определить причины завоевания Руси монголами. | Викторина |
Анализ: способность сформулировать проблему. | Опрос |
Синтез: способность предложить возможные варианты развития исторических событий. | Опрос |
Применение: способность применить знания о результатах нашествия на Русь в XIII веке при объяснении современных геополитических процессов. | Практическая работа |
Оценка: способность оценить несогласованную деятельность русских князей, повлекших завоевание Руси. | Эссе |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
1.Мотивационно-организационный | 1 мин. | Приветствие, проверка подготовленности класса к уроку. | Включаются в деловой режим урока. | ||
2.Создание проблемной ситуации | 5 мин. | Знание, понимание. Обобщающая беседа. Фасилитация (по опережающему заданию): 1. Рассмотрим карту Монгольской империи и Руси. 2. Что Вы помните из курса средних веков о Чингисхане, охарактеризуйте его. Каковы были планы Чингисхана? Чем сильна монгольская армия? 3. Как бы Вы охарактеризовали отношения между русскими княжествами? 4. Кто такие татары? | -Работают в группах по атласу и исторической карте; -Выступают по опережающему заданию по группам. | ||
3.Постановка проблемы | 2 мин. | Анализ. Модерация. Управление дискуссией: Тема нашего урока «Нашествие с Востока». Как Вы думаете, чем закончится нашествие монголов на Русь? | Ведут поиск недостающего знания (Что неизвестно?). Формулируют проблему: «Что помешало русским княжествам защититься от монгольского нашествия?». | ||
4.Выдвижение предположений и гипотез | 2 мин. | Синтез. Модерация.Инсайт на тему «Как могло закончиться нашествие монголов на Русь?». Гипотеза 1: Монголы сильнее, организованнее. Гипотеза 2: Победит Русь, русские - храбрые. | Предлагаюти обсуждают возможные варианты развития событий (Как могло закончиться нашествие монголов на Русь?). | ||
5.Доказательство гипотезы и решение проблемы | 20 мин. | Применение. Организует групповую работу. Изучение хода нашествия монголов на Русь. Составление календаря события. Формулирование причин поражения Руси в ходе столкновений с монголами. Акцентирование личностной проблемы урока. Характеристика персоналий, объяснение сущности понятий. Подведение к главному выводу урока. | Работают с учебником, раздаточным материалом и презентацией (групповая работа). Готовят схему и выступают с докладом от группы. Задания учащимся (Приложение 1). | ||
6.Проверка решения | 10 мин. | Анализ, оценка. Фасилитация. Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Подводит к выводу о том, что главной причиной завоевания Руси явилась политическая раздробленность страны. | Участвуют в викторине(Приложение 2). Дискуссия (фронтальная работа) | ||
7.Рефлексия | 3 мин. | Оценка. Каковы последствия падения Руси для страны и народа? Зачем человеку, живущему в XXI веке, нужны знания о монгольском нашествии? Вспомните, когда нашей стране приходилось защищать себя? | Обобщающая беседа (фронтальная работа) | ||
8.Домашнее задание | 2 мин. | Оценка. Эссе на выбор:
1. В чем состоят уроки падения Руси в XIII веке? 2. Почему надо защищать Родину? |
Приложение № 1
Задания для групп
· Задание для 1 группы: Прочтите учебник на с. 105-107 и изучите справочный материал. Охарактеризуйте вторжение монголов в Рязанскую землю, почему рязанцам не удалось отстоять свою землю? Составьте план.
· Задание для 2 группы: Прочтите учебник на с. 107-108 и изучите справочный материал. Охарактеризуйте разгром монголами Владимирского княжества, какие города были захвачены, составьте план.
· Задание для 3 группы: Прочтите учебник на с. 108-111 и изучите справочный материал. Опишите события. Какие города монголы называли «злыми» и почему? Составьте план.
· Задание для 4 группы: Прочтите учебник на с. 111-112 и изучите справочный материал. Охарактеризуйте последний этап нашествия монголов, опишите основные события. Как Вы понимаете слова А.С. Пушкина о том, что «Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией»? Составьте план.
Приложение № 2
Викторина «Учимся быть историками»
1. Работа с хронологией:
- В каком году произошла битва на р. Калка?
- В какие годы происходило нашествие Батыя на Русь?
2. Работа с персоналиями:
- Кем приходился Батый Чингисхану?
- Кто возглавил дружину из жителей Рязанской земли и начал борьбу против монголов?
3. Работа с исторической картой:
- Покажите на карте территорию Монгольской империи.
- Покажите на карте русские княжества.
- Какое княжество первым попало под удар монголов, покажите его на карте?
- Какие княжества и города были захвачены монголами в ходе нашествия, покажите их на карте?
- Найдите на карте г. Козельск. Почему монголы называли его «злым городом»?
4. Работа с историческими понятиями:
- Что такое фураж? Стан? Кто такие татары?
|
|