Особенности маркетинга образовательных услуг в условиях присоединения Беларуси к Болонскому процессу

В современных условиях в наиболее развитых странах главным фактором экономического роста становится производство, распространение и использование знаний, которые играют все более существенную роль в процессах увеличения богатства, большую, чем физический капитал, малоквалифицированный труд, природные ресурсы и даже финансовый капитал.Особая роль знаний как фактора производства обусловливает возрастание роли образования. На протяжении последних 30 - 40 лет все ведущие страны мира пытаются максимально развивать и модернизировать систему образования, формирующую интеллектуальную основу экономики знаний.

С целью создания в Европе конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, с тем, чтобы обеспечить более хорошие рабочие места и создать большую социальную сплоченность, был создан Болонский процесс. Суть Болонского процесса заключается в осознании того, что Европа знаний является важным фактором социально-человеческого роста и важным компонентом процесса укрепления и обогащения европейского сообщества.

Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости игармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Чтобы государство было принято в Болонский процесс, система образования должна быть унифицирована в соответствии с несколькими основными требованиями.

Во-первых, это двухступенчатая система образования: бакалавриат и магистратура.

Во-вторых, это Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS), которая позволяет вузам с легкостью оценить освоенный студентом объем знаний, а студенту — перевестись в другой вуз (даже в другой стране) без длительной волокиты, или засчитать стажировку.

В-третьих, Болонский процесс предусматривает выдачу сопоставимых степеней, приложений к дипломам, которые точно дают информацию о специализации выпускника.

Болонский процесс создает условия для мобильности студентов и преподавателей.Важно также отметить, что Болонский процесс базируется на демократическихценностях и требует от университетов уважать академические свободы. Уже сейчас Болонский процесс объединяет 48 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина присоединились в 2005 году, Казахстан - в 2010 году.

Беларусь вступила в Болонский процесс со второй попытки. Первую заявку предполагалось рассмотреть еще в апреле 2012 года на саммите министров образования ЕПВО. Однако на при подготовке саммита Болонская рабочая группа решила снять заявку Беларуси с повестки дня в связи с невыполнением страной таких принципов Болонского процесса, как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием.

Однако в 2015 году министры образования стран ЕПВО изменили мнение и дали добро на присоединение Беларуси к Болонскому процессу и ЕПВО.Беларусь приняли в Болонский процесс с определенными условиями по реформированию системы образования, которые  прописаны в Дорожной карте.

Во-первых, это разработка национальной рамки квалификаций. Беларусь должна перейти на европейскую систему кредитов (Европейскую систему переводных зачетных единиц или ECTS). Эта система поможет легко оценивать количество материала, усвоенное студентом. Система универсальна для всего ЕПВО, а потому можно в течение обучения набирать кредиты в разных вузах без риска непризнания пройденного.

От Беларуси требуется перейти на оценку учебной нагрузки в кредитах, ввести первую степень (бакалавра), которая составляет 180-240 кредитов и постепенно сворачивать 5-летнюю степень бакалавра, которая существует сейчас.

Во-вторых, Беларусь должна взять на себя обязательства по обеспечению правовой основы для создания независимого агентства контроля качества образования в соответствии с Европейскими стандартами и инструкциями.

В-третьих, Беларусь должна привести свое законодательство в соответствие с требованием Лиссабонской конвенции о признании квалификаций (документов о высшем образовании).

В-четвертых, до 2017 должен быть разработан план обеспечения автоматической бесплатной выдачи приложения к диплому в формате, разработанном Советом Европы, Европейской комиссией и ЮНЕСКО, на распространенном языке (не на русском).

В-пятых, еще одной задачей для Беларуси станет разработка плана по обеспечению, развитию и диверсификации международной мобильностипреподавателей и студентов. Эти меры будут направлены на облегчение выезда и въезда в Беларусь студентов и преподавателей.

Дорожная карта требует пересмотреть критерии распределениястудентов-бюджетников. Распределение должно быть ограничено определенными профессиями, в отношении которых в стране наблюдается существенный неудовлетворенный спрос.

Также Беларусь не обойдется без реформ в области академических свобод. Минобразование должно предложить парламенту меры по включению в национальное законодательство принципов Великой хартии университетов и рекомендаций Совета Европы в отношении ответственности государства за обеспечение академической свободы и институциональной автономии. Также должны быть внедрены изменения, которые обеспечивают студентов и преподавателей правом свободно создавать и регистрировать организации.

Отчет о выполнении данных требований должен быть предоставлен в 2018 году. Точные сроки и форма отчета будут определены наблюдательной группой по реализации Болонского процесса.

Маркетинг образования представляет собой систему управления рыночной деятельностью образовательного учреждения, направленную на регулирование рыночных процессов и изучение образовательного рынка, ведущую к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности в образовании; образовательного учреждения в развитии; фирм и других организаций-заказчиков в росте кадрового потенциала; общества в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

Маркетинг образовательных услуг развивается очень интенсивно. Он играет двоякую роль в современной экономике. Во-первых, это связано особой значимостью образования в экономическом развитии. Современные технологии обеспечивают высокий уровень и качество жизни в развитых странах. Они задают верхний предел экономического роста, темпы которого, по опыту новых индустриальных стран, могут быть очень велики. Современные технологии доступны всем, однако распространение зависит от системы и уровня образования населения. Эта общеизвестная идея, к сожалению, поддержана нашим государством формально и далеко не полностью воспринята обществом во многих странах. Таким образом, маркетинг образования связан с распространением идеи образования.

Во-вторых, учебные заведения в большинстве стран мира содержатся на средства бюджетов, пожертвования и средства, получаемые путем взимания платы за образовательные услуги. Разнообразие источников финансирования требует постоянного расширения комплекса маркетинга для большинства организаций системы образования.

В настоящее время рынок профессионального образования активно развивается, что определяет необходимость использования методологии маркетинга:

–анализ рынка профессионального образования;

– теоретические основы маркетинга образования;

– маркетинговые исследования образования;

– маркетинговая среда образовательных учреждений;

– поведение потребителей образовательных услуг;

– маркетинговые коммуникации в сфере образования;

– управление маркетингом в образовательном учреждении.

Увеличение потребности в высокообразованных кадрах на рынке труда и всевозрастающие возможности населения по оплате образовательных услуг приводят к расширению численности обучающихся в высших учебных заведениях. Наибольшими темпами растет контингент студентов, использующих заочную форму обучения. В настоящее время доля студентов-заочников в общем контингенте обучающихся в вузах составляет 49,3%. Предоставление услуг в области заочного обучения создает благоприятные возможности для продолжения образования, непрерывного расширения и обновления знаний, постоянного роста профессионального уровня, хотя нельзя не признать, что общий уровень теоретической подготовки студентов-заочников ниже, чем у студентов стационара.

Однако при наличии данных положительных тенденций существуют и определенные недостатки в сфере высшего образования, связанные, в первую очередь, с неадекватной структурной подготовки кадров в вузах в профессиональном разрезе. На сегодняшний день, в связи с переходом на инновационный путь развития, со становлением "новой экономики" на рынке труда наблюдается рост спроса на инженерные и другие естественнонаучные специальности, обусловленные внедрением в реальном секторе экономики новых информационных технологий. В этой связи, исходя из спроса на рынке труда, необходимо не просто наращивать подготовку кадров в вузах страны, а оптимизировать ее структуру на основании приоритетов экономической динамики. Актуальность решения этих задач подтверждается и результатами анализа последних тенденций изменения структуры подготавливаемых в вузах страны высококвалифицированных специалистов.

В частности, в 2011–2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение будет придаваться развитию высшего образования. Планируется повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов, максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: