Отмена крепостного права

 

В январе 1857 года под председательством императора Александра П (1855-1881 года) для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян начал работу Секретный комитет, переименованный затем в Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», состоявшее из семнадцати законодательных актов.

Манифест был торжественно обнародован 5 марта 1861 года в Прощеное воскресенье в церквях после обедни, в Петербурге, Москве и прочих городах Российской империи.

В документах рассматривалось пять основных вопросов: личное освобождение крестьян, крестьянские наделы, крестьянские повинности, управление освобожденными крестьянами, статус временно обязанных крестьян. Подробно описывались также выкупная операция и статус крестьянской общины.

Крестьяне получали право иметь собственное имущество, свободно распоряжаться им, вступать в брак по своему желанию, заключать любые юридические сделки, наследовать имущество и т.п. Крестьян наделяли землей, как правило, той, на которой они уже работали раньше. Но, поскольку земля принадлежала помещикам, предполагалось, что крестьяне выкупят ее. Учитывая, что денег для этого у них не было, крестьяне, заключившие договор с помещиками, становились временно обязанными до выплаты необходимой суммы. В течение определенного времени они должны были выполнить в пользу помещика отработки и выплачивать ему денежную сумму, равную по величине прежнему оброку. Были установлены высшие и низшие размеры душевых наделов, различные для разных регионов страны. Излишки земли отрезались в пользу помещика. В результате появились отрезки, возвращения которых крестьяне требовали вплоть до революции 1917 года. За обеспечением следила крестьянская община, которая несла коллективную ответственность за соблюдение договора. Община перераспределяла землю, определяла размеры платежей и отработок, исходя из состава семьи.

Они являлись «свободными сельскими обывателями», т. е. имели право свободно вступать в брак, беспрепятственно заниматься промышленностью и торговлей, отлучаться с места своего жительства, поступать в любое учебное заведение, переходить в другие сословия. Поэтому преобразования, начатые крестьянской реформой 186I года, не внесли в их жизнь резких перемен.

Земельное право крестьян определялось следующим образом. Различались земли усадебные и полевые. Усадебные считались находящимися во владении того семейства, которое проживает в данной усадьбе. Пашни и другие угодья состояли в общинном пользовании, а после выкупа, ставшего обязательным по закону 1886 года, признавались владением крестьянской общины. Признаки общинного владения: переделы земли, распределение земли по известному основанию, чаще – по количеству душ мужского пола, круговая порука. Закон допускал после выкупа подворное владение полевыми землями, но крестьяне предпочитали оставаться в общине.

Только в XIX веке волость – это округ сел и деревень, состоящих под управлением одного головы или волостного старшины.

   В. Даль определяет волость как власть, правительственную силу, а также часть земли, государство во владении одного лица, удел княжеский, бытовую, житейскую единицу сельского населения (несколько поселений одного владельца). Волость – и была крестьянской общиной.

Волостной старшина - главное лицо волости среди крестьян. Он избирается из числа крестьян, наиболее преданных землевладельцу, от имени всех заключит договор и реализует круговую поруку. После отмены крепостного права и наделения крестьян землей - волостной старшина осуществлял руководство крестьянской общиной (волостью) и уже избирался из числа крестьян (домохозяев), достигших 25 лет и не подвергавшихся телесному наказанию.

Диссертация Карачевой С.А.«Становление и развитие системы управления образованием Вятской губернии II половины XIX века: «Крестьяне Вятской губернии северных уездов (Слободской, Орловский, Глазовский) до 1861 года были государственными; в южных уездах (Уржумский, Малмыжский, Елабужский, Яранский) существовало крепостное право. По губернии в целом крепостных было мало. В среднем на одно помещичье имение приходилось 166 человек крепостных и дворовых душ мужского пола, 349 человек обоего пола. Крепостные составляли 1,86 процента населения Вятской губернии, которое представляло все категории крестьянства: государственные, удельные, урочные и непременные работники Ижевского и Боткинского заводов. Абсолютное большинство составляли государственные крестьяне.

В Глазовском уезде все удмуртское население относилось к государственным крестьянам, а в Сарапульском уезде они составляли не более 50 процентов и столько же приходилось на удельных, урочных и неприметных работников. Особенная бедность отмечалась у крестьян Глазовского уезда, находившегося в более худших природно-климатических условиях. В 1852 году насчитывалось 1590 селений с количеством дворов 26399, а в 1870 году первых стало 1634, а вторых - 30796. Более благоприятное природно-климатическое положение в губернии занимал Сарапульский уезд, расположенный на перекрестке торговых путей р.Камы».

 Но «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» коснулось всех крестьян России.

В работе Цеглеева Э. А. «Крепостные крестьяне Вятской губернии в народном ополчении 1812 года»: «В соответствии с манифестами Александра I от 6 июля и 18 июля 1812 г. в связи с начавшейся Отечественной войной в России формировалось народное ополчение. Его основу должны были составить крепостные крестьяне. В 1812 г. в Вятской губернии числилось 13 720 крепостных людей, в том числе помещичьих крестьян, а также дворовых и фабрично-заводских людей…».

В «Вятских Губернских ведомостях» за 1861 год в №18 от 31 марта (библиотека им.Герцена г.Киров) была помещена статья П.Алабина «Крестьяне-братья».

 «Великое дело свершилось! Помещичьим крестьянам дарованы гражданские права! Самое слово «крепостной» уничтожилось? Все сделались одинаково любимыми, равноправными детьми одного общего любезного Отца! Более 20 миллионов народа в несколько десятков часов освобождены от рабства, отягощавшего их в течение многих веков! Да будет же вечно незабвенен тот день и час, в который объявлена эта желанная весть городу и деревне! Да и может ли он быть предан забвению? Появление этой вести для русского народа, доселе бывшего крепостным, не то же ли что явление Христа народу Иудейскому в Йорданской пустыне? Она, как и Он, нисполаны Богом; она, как и Он, принесла народам новую жизнь духовную, проливает в мир благодать и счастье, служит основанием нового порядка вещей, делает переворот, с которого народ имеет полное право начать свое новое летосчиление!

В Вятском крае, населенном миллионом человек (мужского пола), только около 18 тысяч было крепостных, но ликует душою весь вятский народ: солнце, воссиявшее над Россией, по манию державшей руки Александра II-го, равно благотворно озаряет и согревает всех. Радость и счастье, дарованные бывшим крепостным крестьянам, - радость и счастье общее; но в любвеобильном сердце Царевом нашлась и частная радость для каждого человека и не бывшего крепостным: так, крестьяне государственные сделаются собственниками, а крестьянам удельным даровано такое же право, и настоящим годом кончается обязательство обрабатывать общественные запашки натурою. Как же не ликовать душою громадному населению Вятского края, как же не славить Великого Царя, как же не молиться за Него, не стараться каким-либо видимым памятником увековечить имя Александра II-го Освободителя, отметить настоящий год от лет обыкновенных!

 Найдется ли человек равнодушный к этому делу? Найдется ли душа, в которой не шевелилась бы молитва за благодушного Царя; найдется ли сердце, из которого не выливалось бы теплое желание принесть свою лепту в сокровищницу общую, чтобы заявить пред современным человечеством и потомками нашими чувства Ему посвященные, нашу неиссякаемую, вечную к Нему любовь и благодарность?

Велик и обширен наш край. Не можем мы собраться на общие сходы, не можем обсудить на словах, чем бы нам выразить нашу благодарность Великому Царю. Но для этого можно высказать свои мысли печатным словом, - оно пробежит из конца в конец Вятского края, проникнет во все углы его и может свести наши мысли к одному общему решению. Пусть же выскажут добрые люди, не обинуясь, свои сердечные мысли об этом святом деле. А в моем сердце, вот какие родились мысли, которые я спешу заявить пред вами, крестьяне-братья.

Издревле существует благочестивый обычай на Вятке носить чудотворные и особенно чтимые святые иконы из края в край, из веси в весь; прибытие икон в каждую деревню составляет деревенский праздник: иконы встречаются с праздничным торжеством, при встрече служатся молебны, совершается водосвятие; если в некоторых случаях иконы не заходят в деревни, лежащие в стороне от дороги, то население этих деревень выходит на перекрестки дорог, или другие места, смотря по местным удобствам, где и служат молебны; но из-покон веку ежегодно встреча Св. икон или своего села, или чудотворной иконы Святителя Николая, так называемого Хлыновского, носимой ежегодно по губернии, молебствие и водосвятие каждою деревнею совершается на одном и том же месте. Это место, чтимое всею деревнею, обыкновенно ко дню прихода святых икон, убирается благочестивыми жителями ельником, березником, травами и цветами.

Скажите, братцы, не славное ли бы было дело, если бы этою же весною, в память сего, столь великого для всех нас, года и события, каждая деревня на этом с младенчества чтимом и любезном вам месте обыкновенной встречи Св.икон насадили бы семь лип или елей, дубов, сосен или берез, в ознаменование сего седьмого лета царствования Великого Императора нашего Александра II-го! Под тенью этих дерев будущие наши поколения через десятки и сотни лет, ежегодно встречая Св. иконы, приходящие с благовествованные мира душевного и счастья неземного, невольно вспоминали бы причину насаждения этих дерев, тогда уж развесистых и тенистых и по преданию, никогда не умирающему, поминали бы настоящий год, в который все мы встретили обетованную весть нового порядка вещей, дарующего нам новую жизнь в мире, тишине и счастии общественном, вспоминали бы Того, Чья великая десница благословила нас на эту жизнь и положила прочное основание тем благам, плодами коих суждено будет вполне насладиться им – нашим потомкам! Где же богато общество, отчего бы, братцы, на месте сказанных ежегодных встреч Св. икон не выстроить часовни во имя Ангела нашего отца Государя, Святого Благоверного князя Александра Невского? Но, во всяком случае, вокруг таких часовен надлежит посадить по семи дерев: они будут расти, и разветвляться, как будет расти счастье и величие России, вследствие милости, дарованной нам ныне Великим Государем…».

Вроде бы свершилось то, о чем так долго мечтали крестьяне, находившиеся в крепостной зависимости от своих помещиков. Только восторга от этого многие не испытали.

Вот основные положения этой реформы. Первое – крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными», они получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям – членству в сельском обществе и владение надельной землей.

Второе – крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян были признаны их личной собственностью. Крестьяне получали выборное самоуправление. Низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей была волость.

 

 

Рис.15. 1861 год. Зачитывается «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

 

Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовой участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельских обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

За пользование наделенной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 49 лет. В свою очередь, государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей, приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству. В этом и была загвоздка.

Как же выглядело это все на самом деле и почему бывшие крепостные не испытали ожидаемого от них восторга после объявления царского манифеста?

Больше всего нареканий вызвало положение о выкупных платежах. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило за него государство. Крестьяне должны были погашать эту ссуду в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платеж составил 6 % выкупной суммы. Немного арифметики – и становится понятно, что крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной суммы.

А с каких доходов крестьянину было отдавать эти самые выкупные платежи? Где взять наличные деньги? И можно ли было их вообще найти?

По разным оценкам, эти выкупные платежи с набежавшими процентами составляли от 90 до 110% дохода крестьянского хозяйства. Это в среднем. Но были и рекордсмены, особенно среди малоземельных крестьян. У них выкупные платежи могли достигать совершенно фантастической цифры – 275%.

   Российские крестьяне несли бремя многочисленных налогов и повинностей. К прямым налогам относились казенные, земские и мирские. Самыми высокими из прямых были земские налоги, на которые в разные годы приходилось 60-84% всех налогов. Мирские налоги шли на содержание волостной и сельской администрации и суда, народное образование, медицинскую часть, ветеринарию, общественное призрение, продовольственную часть, пожарную часть, религиозные потребности, расходы на новобранцев и т.д.

Существовало положение, согласно которому крестьяне на сходе могли установить любой сбор, но отменить его они в последствии не могли. Имели место и, так называемые, «добровольные скидки», которые становились обязательными для всех домохозяев, если в сходе и составлении приговора участвовало две трети полноправных членов общества.

Кроме вышеупомянутых платежей, крестьяне платили водочный налог и страховые сборы. Значительную часть крестьянских расходов составляли косвенные налоги на сахар, питейный (кроме водки), табачный, спичечный, нефтяной, таможенные платежи на чай, орудия и средства производства и т д, пошлины канцелярская и судебная, гербовый сбор и т.д.

Высокими были платежи за землю. Существовали выплаты в крестьянский банк, доплаты за землю и т.д.

Крестьяне должны были платить выкупные платежи, в Вятской губернии они составили 1/3 от окладов государственных крестьян. Во время революции 1905-1907 годов правительство пошло на отмену выкупных платежей, но недоимки по ним сложены не были.

Вполне естественно, что подобные выкупные платежи нельзя было выплатить даже теоретически. Отсюда повальная крестьянская нищета и рост недоимок. Дело дошло даже до того, что крестьяне начали просто отказываться от земли.

Ну а те крестьянские хозяйства, которые хоть и кряхтя, но тянули свою лямку, просто деградировали. Ведь у них не было денег на приобретение сельхозинвентаря, лошади, без которой крестьянину просто не выжить, не говоря уже о таких экзотических для русской деревни вещах, как сложные сельскохозяйственные машины и минеральные удобрения.

Кстати, отсюда и низкая урожайность русских полей. Если в Европе нормальным урожаем считались 150 пудов с десятины (десятина – чуть больше одного гектара), то в России даже в богатых хозяйствах он был около 70 пудов, а в бедных – от 25 до 30 пудов с десятины.

Отсюда и регулярные недороды, когда к весне, съев все зимние запасы, крестьяне просто голодали. А были и стихийные бедствия, когда голодало сразу по нескольку губерний».

В «Вятских Губернских ведомостях» за 1863 год №40 от 5 октября в статье «Еще крестьянское спасибо»: «Если очень грустное впечатление производят известия о голоде на тех, кто с этим словом знаком только по одним слухам и описаниям, то понятно, как много в том слове ужасающего и потрясающего душу для труженика-пахаря, испытавшего на себе это бедствие. Более чем кто-нибудь понимает важность вопроса об урожае - крестьянин-землевладелец, для которого в урожае заключается все или ничего. После этого очень естественно, что в настоящую пору в тех местностях нашего края, которые в прошлом году пострадали от неурожая хлеба и, для которых покупкою хлеба на обсеменение полей распорядилось правительство, на всякой крестьянской сходке первый и главный разговор – об озимовых всходах…».

Манифест и «Положение» вызвали неоднозначную реакцию бывших крепостных. Некоторые из них заявили, что батюшка-царь не мог подписать такую бумагу. Дескать «злые помещики спрятали” правильную вольную”, а взамен подсунули фальшивую». Чаще всего все выливалось в скрытое недовольство, но были и случаи, когда крестьяне брались за оружие.

Всего в течение 1861 года властями было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за шесть лет, с 1855 по 1860 год, их было лишь 474. Восстания не утихали и в 1862 году и подавлялись очень жестоко. Только во время восстания в селе Бездна Казанской губернии был убит 51 крестьянин и более 80 ранено. Сам предводитель восстания Антон Петров был расстрелян по приговору военно-полевого суда. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах. Это было так много, что у некоторых появился повод заговорить о начавшейся крестьянской революции. Правительство Александра II опасалось, что войска, применявшиеся для подавления восстаний крестьян, могут перейти на сторону последних. Ведь по большому счету солдаты были теми же крестьянами, только в военной форме.

Отмена крепостного права потребовала изменений в политической и духовной жизни страны, адаптации их к новым условиям. Эта мера привела к усилению расслоения крестьянства и началу свободной миграции его разорившейся части в города.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: