Методические указания
По выполнению курсовойработы
По дисциплине
«Креативный менеджмент»
(разработанов соответствии с [1])
ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Обучающийся имеет право выбрать тему курсовой работы (КР) из имеющегося перечня или своевременно предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Темы курсовых работ
1. Креативный менеджмент как наука.
2. Исторические аспекты зарождения и развития креативного менеджмента.
3. Понятие и составляющие креативности в бизнесе.
4. Процесс и природа человеческого мышления.
5. Сущность, структура и основные механизмы творчества.
6. Формирование креативной среды организации.
7. Творческая личность менеджера и пути ее формирования.
8. Методы активизации творческого потенциала личности.
9. Стратегии развития творческого потенциала в организации.
10. Организационное знание как продукт креативности.
11. Организационные структуры в креативном менеджменте.
|
|
12. Процесс поиска креативных решений.
13. Развитие креативности персонала в организации.
14. Управление инновационными командами.
15. Управление креативностью. Создание креативной организации.
16. Проблемы создания креативной организации.
17. Основные факторы и функции эффективного творческого управления.
18. Конфликты в организации и их творческое решение.
19. Особенности мотивации креативных личностей в организации.
20. Креативность как условие профессионализма и карьерного роста менеджера.
21. Характеристика креативной личности: психофизиологические особенности.
22. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера.
23. Интеллект и креативность: взаимосвязь и отличия.
24. Формирование творческой активности менеджера – путь к созданию креативной организации.
25. Роль креативного образования для развития инновационной личности.
26. Место, роль и значение коучинга в развитии креативной организации.
27. Активизация творческого мышления на этапе поиска возможностей для организации.
28. Активизация творческого мышления на этапе генерирования новых идей.
29. Активизация творческого мышления на этапе оценки и отбора идей.
30. Активизация творческого мышления на этапе планирования реализации управленческих решений.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ
Структура курсовой работы
Курсовая работа должна быть методологически последовательна, включать глубокий анализ значительного числа источников и подтверждаться аргументированными выводами.
Курсоваяработасостоитиз 3-х разделов (теоретическийанализ, расчетно-аналитическаячасть, предложения ирекомендации для решениянаучнойпроблемы) и включает в себярасчетно – графическуючасть (таблицы, диаграммы, графики). Объемисточниковсоставляет20 – 25. Объемкурсовойработы - 35 – 40 страниц.
|
|
Структура каждой курсовой работы включает следующие обязательные элементы, каждый из которых оформляется с нового листа:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список использованных источников и литературы.
7. Приложения (если есть).
Титульный лист является первой страницей курсовой работы, где указываются: полное наименование учебного заведения; кафедры; тема; фамилия, имя и отчество обучающегося; его курс; фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание научного руководителя; место и год выполнения работы (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом по центру строки. Содержание включает полное, без сокращений описание всех структурных элементов работы и их названий: введение; наименование всех разделов, подразделов и пунктов; заключение; список использованной литературы; наименование приложений. В правой части страницы указываются номера страниц, с которых начинаются соответствующие элементы работы. Подразделы нумеруются двумя цифрами, разделенными точкой. Первая цифра обозначает номер раздела, вторая – номер подраздела (примеры: 2.1 – первый параграф второго раздела или 1.2.1 – первый пункт второго подраздела первого раздела; после последней цифры точка не ставится). В конце заголовков точки не ставятся (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Требования к содержанию курсовой работы
Заголовок ВВЕДЕНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа.Во введении должны быть отражены параметры, характеризующие курсовую работу как учебно-научный труд. Объем введения составляет 2 – 3 страницы.
Элементы введения включают в себя:
1. Актуальность темы –обоснование ее выбора, необходимости научной разработки. Под актуальностью темы исследования понимается степень его важности в данный момент в конкретной социокультурной ситуации.
2. Оценка степени разработанности проблемы (состояние научной разработки темы), когда на основе анализа использованной литературы делается вывод о степени изученности рассматриваемой проблемы, определяются наиболее значимые и наименее изученные ее аспекты, что свидетельствует о востребованности данной работы. Работы указанных авторов должны находиться в списке использованной литературы.
3. Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования. Можно выделить следующие характеристики формулировки цели: краткость, предельная точность, выражение сущности изучаемого явления, его результатов. То есть, цель представляет собой модель ожидаемого результата, выражающую в смысловом отношении то основное, что намеревается сделать исследователь. При этом, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с темой научной работы, ее объектом и предметом.
Например, тема работы «Процесс и природа человеческого мышления», цель работы: «Теоретический анализ процесса и природы человеческого мышления (согласно темы КР) и определение роли и места креативного менеджмента в системе управления ________ (указать название предприятия, с деятельностью которого знаком обучающийся).
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
4. Задачи работы (в научных работах обучающихся, как правило, 2 – 4), конкретизирующие и развивающие цель исследования. Задачи исследования отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Необходимо сформулировать конкретные задачи, относящиеся непосредственно к теме работы. Реализация задач осуществляется в главах и параграфах, поэтому их содержание должно прямо быть связано с поставленными задачами. Цель и большинство задач должны носить исследовательский характер, лишь одна или две задачи могут предполагать выработку практических рекомендаций для решения поставленной проблемы. Первая задача, как правило, связана с выполнением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности исследуемого явления, процесса, т.е. с прогнозом развития исследуемого предмета или с разработкой практических рекомендаций. Как правило, при формулировке задач используются слова: «выявить», «изучить», «раскрыть», «определить», «предложить» и т.п.
|
|
5. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию,которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается?
6. Предмет исследования – более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. С предметом исследования связаны цель и задачи работы. Предмет исследования отображает конкретную проблему в самой теме исследования.
7. Теоретическая база исследования – это характеристика основных подходов, теорий, идей отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, на которые опирается автор. Рекомендуется писать следующим образом: Теоретической основой научного исследования послужила теория экономического районирования, разработанная Н.Н. Баранским. В списке использованной литературы обязательно должны быть упомянуты труды данного автора.
|
|
8. Методология исследования – это совокупность операций и приемов, с помощью которых можно изучить тему курсовой работы.
Например, теоретический анализ научно-методической литературы, метод наблюдения, тестов, опросников, констатирующий эксперимент, методы математической статистики.
Основная часть работы состоит из 3-х разделов (теоретический анализ, расчетно-аналитическая часть, предложения и рекомендации для решениянаучной проблемы) и включает в себя расчетно – графическую часть (таблицы, диаграммы, графики). Ее объем не должен превышать 80% общего объема курсовой работы. Разделы подразделяются на подразделы, исходя из специфики решаемых в работе исследовательских задач. Объем подразделов – 5 – 8 листов. Несоразмерность разделов и подразделов свидетельствует о неумении автора найти и правильно скомпоновать материал. Все разделы и подразделы должны быть логически взаимосвязаны между собой, завершаться краткими выводами. Название подраздела не должно повторять название раздела.
Первый раздел раскрывает теоретико-методологические основы избранной темы исследования, являясь своеобразным теоретическим обоснованием последующих разработок. В этом разделе раскрывается теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, приводятся идеи, концепции ученых, формулируется собственная точка зрения.
Второй раздел носит аналитический характер и содержит общую характеристику предприятия (характеристика видов деятельности, организационной структуры, кадрового состава, корпоративной культуры), определение места и роликорпоративного менеджмента в системе управления предприятием,исследование основных составляющих системы корпоративного менеджмента, а также анализ барьеров креативности (Приложение А) и оценку потенциала для создания креативного преимущества данного предприятия (Приложение Б).
Третий раздел является логическим завершением общего замысла исследования, содержит, как правило, сформулированные исследователем выводы, предложения и рекомендации по совершенствованиюсистемы креативного менеджмента предприятия.
В конце каждого раздела необходимо делать краткое обобщение или выводы, подытожив этим то, о чем говорилось на протяжении всего раздела. Такие выводы выступают своеобразным связующим звеном между разделами и помогают впоследствии написать Заключение. Выводы к разделам помещают в конце каждого раздела, с отступом в один межстрочный интервал, при этом формулировку «Выводы к разделу 1» не пишут.
Заголовок ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа.В заключенииподводятся итоги курсовой работы, характеризуется выполнение поставленных задач, кратко формулируются результаты исследования. Заключение должно соответствовать содержанию основной части и может также включать практические предложения (рекомендации) по улучшению дальнейшей деятельности исследованного объекта. Выводы формулируются тезисно (по пунктам) и, как правило, соответствуют цели и задачам, которые были решены в ходе исследования. Объем заключения составляет 2 – 3 страницы.
список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы представляет собой перечень источников и научных изданий, послуживших основой для написания работы. Список использованной литературы представляет собой одну из существенных частей курсовой работы, по которой можно судить о степени осведомленности обучающегося в области изучаемой проблемы, масштабности выполненного исследования. Список литературы должен включать только источники, непосредственно использованные в работе, на которые делались ссылки, которые цитировались и послужили основой при формировании точки зрения обучающегося. Ссылки располагаютсявтексте работы в квадратных скобках. Точка ставиться после ссылки.
Пример
На сферу туризма приходится около 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений [6, с. 48].
6 – означает номер в списке использованной литературы, а с. 48 – номер страницы, откуда использованы цифровые данные.
Все работы, на которые имеются ссылки в тексте, должны присутствовать в списке литературы. Если в списке только печатные издания, то пишется СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Если имеются и электронные ресурсы, то пишется СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАУРЫ.
Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Источники в списке литературы принято располагать в алфавитном порядке. При этом, независимо от алфавитного порядка, впереди идут нормативные акты даже если это электронный ресурс. Исходя из этого, установлен следующий порядок расположения источников:
1) нормативные акты;
2) нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы, САНПины)
3) материалы Госкомстата РФ, отчетные материалы и документы предприятий;
4) печатные издания;
5) источники на электронных носителях локального доступа;
6) источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).
В каждом разделе сначала идут в алфавитном порядке источники на русском языке, а потом – на иностранных языках.
Нормативные акты располагают в следующем порядке:
1) международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;
2) Конституция России;
3) кодексы;
4) федеральные законы;
5) указы Президента России;
6) постановления Правительства России;
7) приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;
8) законы субъектов России;
9) распоряжения губернаторов;
10) распоряжения областных (республиканских) правительств;
11) судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);
12) законодательные акты, утратившие силу.
Федеральные законы следует записывать в последней редакции в формате:
Федеральный закон от [дата] № [номер] «[название]» ([в ред. ]) // [официальный источник публикации, год, номер, статья]
Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) – впереди принятые ранее.
Если при написании работы использовался законодательный сборник или издание отдельного закона, в список литературы все равно следует записать закон (приказ и т.п.) с указанием официального источника публикации. Для федеральных актов такими источниками являются: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета».
Список литературы оформляется сквозной нумерацией от первой работы и до последней, включая нормативные акты, источникина иностранных языках и электронные ресурсы.
ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСОБИЯ ДОРОШКО М. В., ЧЕХ Л. А. «ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО АППАРАТА УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ РАБОТ»: