Тема1. Профессионально-психологическая подготовка

КУРС ЛЕКЦИЙ

 Раздела № 6

ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ

Индивидуальной подготовки сотрудников вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной работы, впервые принимаемых на службу в территориальные органы Росгвардии

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Учебные и воспитательные цели:

знать:

основы профессиональной коммуникации;

психологические основы общения с различными категориями граждан, предупреждения и разрешения конфликтов в служебной деятельности; психологические основы ведения переговоров;

психологические основы визуальной психодиагностики личности, а также выявления по внешним признакам лиц, вынашивающих преступные замыслы, планирующих совершение террористических актов и экстремистских действий (основы профайлинга);

приемы психологической саморегуляции в повседневной деятельности сотрудника войск национальной гвардии, поддержания психологической устойчивости в условиях, сопряженных с опасностью для жизни и причинению вреда здоровью.

уметь:

осуществлять профессиональную коммуникацию, психологически правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с различными категориями граждан, применять приемы установления и поддержания психологического контакта, применять способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов, вести переговоры, применять приемы психологического воздействия;

использовать приемы психологической саморегуляции, профилактики негативных последствий профессионального стресса;

применять приемы диагностики личности по внешним признакам, характерологическим и поведенческим особенностям, в том числе выявлять по внешним признакам лиц, вынашивающих преступные замыслы, планирующих совершение террористических актов и экстремистских действий.

Время: 24 часа (18 часов теоретическое обучение, 4 практическое обучение,2 часа зачет)

                                                     г. Самара, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование тем Всего часов Теоретическое обучение Практическое обучение Форма контроля
1. Профессионально-психологическая подготовка   2 2 - 3-11
2. Профессиональное внимание, наблюдение и запоминание сведений, представляющих оперативный интерес   6   6   -   12-14
3. Приёмы выявления обмана, агрессивных и преступных намерений.   4   4   -   15 -27
4.   Психологическая устойчивость к действиям в опасных и экстремальных ситуациях.   4   2   2   28-39
5. Психологическая саморегуляция в деятельности сотрудника войск национальной гвардии.   2   -   2   39-46
6. Психологические аспекты личной безопасности сотрудника войск национальной гвардии.   4   4   -   47-54

Зачёт:

2 - - 2

Всего:

24 18 4 2

 

 

Тема1. Профессионально-психологическая подготовка

 

Психология (от греч. «психея» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

                          Во-первых, это психические процессы, с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).

                          Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью.

                          Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:

                          - как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

                          - как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

                          - как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

- как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

- как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

- как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);

- почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Из истории развития предмета психологии

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».

Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание, познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.

На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).

 

Психика возникла как механизм адаптационного поведения живых существ, их стремления эффективно приспособиться к окружающей среде. В процессе филогенеза (изменений психики, которые произошли в ходе биологической эволюции под воздействием условий жизни) возникают и развиваются разные формы психического отражения действительности, которые способствуют более совершенной регуляции поведения и жизнедеятельности. К ним относятся:

1. Чувствительность - способность живых организмов отвечать на раздражения с целью ориентации в среде (сенсорная психика). Признаки предметов (запахи, форма, цвет), нейтральные с точки зрения удовлетворения органических потребностей, могут приобретать сигнальное значение. Пример.

2. Восприятие целостных предметов и предметного мира (перцептивная психика). Пример.

3. Практический интеллект высших животных, Он дает возможность отражать в виде наглядных образов отдельные качества, целостные предметы, предметные ситуации и межпредметные связи. Пример.

4. Практический и абстрактный интеллект человека, который в процессе исторического развития обеспечивает возможность не только отражать, но и преобразовывать действительность, а также самого человека. Пример.

Развитие человеческого интеллекта проходит три фазы.

1. Научение и навыки высших животных. Научение (процесс приобретения индивидуального опыта) опирается на индивидуальную память, которая фиксирует эффективные средства поведения, способствует ее интенсивному развитию. Навыки – это автоматизированные действия, сформированные путем повторения и не требующие сознательной регуляции и контроля отдельных элементов.

2. Переход от животного к человеку. Информационное (сведения) и операционное (действия) содержание памяти накапливается и становится основой для развития мышления. Развиваются умственные операции, способность предусматривать будущее, принимать решение и т.п.

3. Появление абстрактного мышления, которое присущее только человеку. Постепенно мышление перестает обслуживать только практические потребности человека, оно приобретает способность «отрываться» от реальности. Появляется язык, как средство познания и общения, образуется внутренний мир человека, его личность. Развиваются воображение, словесная память, произвольное внимание, воля, а также система знаний, умений и навыков.

Главным органом психики человека и животных является головной мозг. Это орган приобретенных на протяжении жизни форм поведения. Кора его больших полушарий регулирует разные психические функций, но нельзя говорить о локализации определенной функции в определенном ее участке (зоне). Психологические функции (мышление, память, способности и тому подобное) – это функциональные системы, которые реализуются благодаря совместной работе разных зон мозга.

Мозг как саморегулирующаяся система состоит из трех основных блоков. Первый, энергетический, поддерживает тонус мозга; второй – обеспечивает прием, переработку и хранение информации, поступающей от органов чувств; третий отвечает за программные действия и движения, регуляцию активных процессов и сравнение результата действий с начальными намерениями. Все три блока принимают участие в психической деятельности человека, в регулировании его поведения. Нарушение работы одного из них приводит к различным нарушениям психики. Так, проблемы в первом блоке вызывают неустойчивость внимания, быструю утомляемость, сонливость, безразличие или сильную обеспокоенность, во втором - дефекты в приеме слуховой, зрительной, тактильной и другой информации, в третьем - сбои в организации поведения и деятельности (целенаправленные действия заменяются инертными стереотипами, бессмысленными повторами движений, не направленных на достижение поставленной цели).

Полушария головного мозга человека имеют определенную специализацию. Наблюдается их функциональная асимметрия - полушариями выполняются разные функции. Левое (логическое) полушарие осуществляет контроль над правой половиной, отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, аналитическую и последовательную обработку информации. Оно способствует формированию внутренне непротиворечивой картины мира. Это полушарие также отвечает за позитивные эмоции. Расстройства в деятельности левого полушария приводят к нарушениям речи, блокируют способность к нормальному общению, а также вызывают серьезные дефекты умственной деятельности.

Правое (эмоциональное) полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции левой половины тела, оперирует образной информацией, обрабатывает ее одновременно и целостно. Благодаря синхронному взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают многозначность, которая, с одной стороны, создает условия для творчества, с другой, затрудняет понимание и осознание реальных связей между предметами и явлениями.

Это полушарие руководит навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом и обеспечивает:

- ориентацию в пространстве;

- невербальный, в частности, музыкальный слух;

- невербальную, в частности, музыкальную память;

- эмоциональное восприятие объектов, в частности, музыки.

Это полушарие ответственно за переживание гнева, печали и ряда других негативных эмоций, за критичность отношения человека к себе и к миру в целом.

Оба полушария взаимосвязаны и в определенной мере являются взаимозаменяемыми. Доминирование одного из них, вызванное как врожденными особенностями мозга, так и особенностями воздействия социума, в значительной степени определяет психологические характеристики людей. Пример. Известно, что у библиотекарей лучше развито левое полушарие, а у художников – правое.

Существует определенная зависимость между особенностями работы мозга и половой принадлежностью человека. У женщин прослеживается более тесная, чем у мужчин, связь между полушариями. При этом женщины имеют преимущества в вербальном мышлении, мужчины – математическом и пространственном. Выполняя определенную умственную работу, мужчины, как правило, ограничиваются лишь тем полушарием, которое имеет к ней непосредственное отношение. Женщины же обрабатывают полученную информацию одновременно обоими полушариями мозга.

Вес головного мозга человека в среднем составляет около 1,5 кг. Мозг женщин несколько легче мозга мужчин. Однако, вес как таковой не является показателем умственных способностей (можно вспомнить вес мозга двух великих писателей – И.С.Тургенева и А.Франса: в первом случае он весил 2120 г., во втором 1170 г.). Уровень интеллекта зависит, во-первых, от строения мозга (гениальный А.Ейнштейн в участке, который отвечает за обработку информации, имел на 73% больше мозговых извилин, чем человек в среднем), во-вторых – от особенностей его развития и функционирования, условий воспитания и обучения и т. п.

Совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, которые принимают участие в восприятии, переработке и реагировании на раздражители называется анализатором. Афферентные структуры передают возбуждение от рецепторов (органических «датчиков», которые находятся на поверхности тела или внутри, воспринимают физические, химические, механические и другие раздражения и превращают их в нервные электрические импульсы) к ЦНС (мозгу). Эфферентные - передают сигналы от ЦНС к периферии тела.

Для возникновения ощущения необходима определенная энергия раздражителя (стимула). Значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает ощущение определенного качества (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.), называется порогом ощущения.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая ощущение - это нижний абсолютный порог чувствительности соответствующего анализатора; максимальная сила раздражителя, при которой данное ощущение еще сохраняется – это верхний абсолютный порог. Примеры.

Средние значения абсолютных порогов:

Ощущение Средние значения
Зрение Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от окна
Слух Способность воспринимать тиканье наручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, который содержит 8 л воды
Запах Ощущение наличия одной капли духов в помещении из шести комнат
Прикосновение Ощущение поверхностью кожи движения воздуха от падения крыла мухи на расстоянии 1 см

 

Изменение параметров уже имеющегося ощущения (относительный порог ощущения) - это величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.

По закону Вебера-Фехнера (основной психофизический закон), если сила раздражителя растет в геометрической прогрессии, то сила ощущения увеличивается в арифметической. Однако, по закону С.Стивенса, который уточнил данные своих предшественников, между раздражителем и ощущением чаще существует степенная связь. Для ощущений разного качества показатель степени изменяется. Пример. Для ощущения света он равняется 0,33; для электрического тока - 3,5. Удвоение яркости света изменяет его видимую яркость всего на 25%, а удвоение силы тока – усиливает ощущение от его удара в 10 раз.

Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом. Значения всех выделенных порогов меняются в процессе адаптации. Они подвержены влиянию множества факторов, включая индивидуальные особенности функционального состояния человека.

Сенсорная адаптация - приспособление уровня чувствительности к интенсивности раздражителя. Она может быть:

а) негативной - полное или частичное исчезновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: приспособление к прохладной морской воде;

б) позитивной - возникновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: человек видит предметы в темной комнате, приспособившись к темноте.

С адаптацией связаны такие явления как синестезия и сенсибилизация.

Синестезия - возникновение ощущений одного качества (модальности) под воздействием раздражителя специфического для другого. Примеры: звук наряду со слуховыми ощущениями вызывает и зрительные («цветовой слух»).

Пример. У А.Скрябина звук вызывал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. Он отмечал цвета отдельных нот в партитурах. Н.Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» - синий, «ми-минор» - сиреневый, «фа-минор» - серовато-зеленый, «ля-мажор» - розовый и т.п.

Цвет стен в комнате вызывает тактильные ощущения (тепла – желто-оранжевый или холода – голубой).

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в результате их взаимодействия (повышение остроты зрения под воздействием музыки) или их тренировки. Пример. Игра на скрипке нуждается в исключительно высоком развитии музыкального слуха исполнителя, потому в среднем у скрипачей он развит несколько лучше, чем у пианистов.

К сенсибилизации также может приводить необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота). Пример. Повышенное развитие слуха у слабо видящих людей.

 

Задачи психологии. Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические. Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические. Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Понятие о деятельности

Деятельность - это форма активности, которая направлена на познание и преобразование окружающего мира, самого себя и условий собственного существования. Деятельность отличают сознательный характер и целенаправленность, она присущая только человеку.

Структура деятельности

Главными составляющими деятельности являются действия и операции, которые связаны с определенной целью, мотивом и предусматривают соответствующий результат.

Действие - это относительно завершенный элемент деятельности, система движений, направленных на достижение определенной промежуточной цели. В деятельности человека используются движения, которые обеспечивают:

- положение тела в пространстве и сохранение позы (стояние, сидение);

- перемещение тела (ходьба, бег);

- коммуникацию (мимика, жесты),

- речевые движения и т.п.

Выбор движений зависит от цели действия, его условий, а также, от свойств предмета, на который действие направлено. Способ выполнения действия называется операцией. Пример. Те же самые действия (игра на фортепиано) разные люди могут выполнить по-разному.

Различают сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнемические действия. Примеры. Предметное моторное действие для написания буквы: взять ручку, поднять ее над бумагой, опустить на бумагу и т.д. Волевые действия - целеустремленные, осознанные, аналитические действия. Противоположность - импульсивные действия - человек плохо представляет их цели и возможные последствия. Примеры.

Переход внешнего, предметного действия во внутреннее, мыслительное называется интериоризацией, обратный процес – екстериоризацией. Примеры.

Поиск эффективных способов профессиональной деятельности предусматривает выделение индивидуальных приемов и средств ее выполнения. Разные люди могут добиваться успеха различными способами благодаря индивидуальному стилю деятельности (ИСД), т.е., устойчивому сочетанию индивидуальных особенностей выполнения разных видов деятельности. Пример.

 

Виды деятельности.

 

Принцип классификации Виды деятельности
По направленности действий 1. Предметная деятельность - деятельность направлена на предметы окружающей среды. 2. Общение - деятельность направлена на людей.
По характеру действий 1. Теоретическая - деятельность личности или группы, с целью познания и объяснения окружающей действительности, нахождения и обоснования способов деятельности. Пример. 2. Практическая - деятельность, с целью осознанного преобразования действительности. Пример.
По содержанию действий 1. Общение - обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Пример. 2. Игра - деятельность в условных ситуациях, направленная на усвоение общественного опыта. Пример. 3. Учеба - процесс овладения системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности человека. Знание - система представлений и понятий, которые сохраняются в памяти. Пример. Умение - способность выполнять определенное действие с высоким качеством. Пример. Навык - сформированное, автоматически выполняемое действие. Пример. Многие действия носят привычный характер. Привычка - потребность выполнять определенное действие. Пример: вредные привычки. Пример. 4 Труд - создание материальных или духовных продуктов. Пример.

 

 

Основные отрасли

Структуру современной психологической науки составляют следующие дисциплины: общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она является основой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Дисциплина Что изучает
Возрастная психология Развитие психики на протяжении всей жизни человека;
Педагогическая психология Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности
Социальная психология Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.)
Психология личности Психологические особенности личности
Психогенетика Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека
Дифференциальная психология Индивидуальные различия в психике
Психодиагностика Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений);
Специальная психология Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология) и тесно связана с дефектологией
Зоопсихология Психику животных
Музыкальная психология Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов
Психология творчества Психологические аспекты творчества

 

В наше время также успешно развиваются: психология бизнеса, психология спорта, военная, юридическая, медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.

 

Психологическая подготовка требуется в тех видах человеческой деятельности в которых:

- во-первых, условия освоения деятельности (обучения специалиста) существенно отличаются от условий ее осуществления;

- во-вторых, ошибки в выполнении деятельности сразу могут привести к невосполнимым или очень существенным потерям (людским, материальным или моральным).

Это две наиболее важные особенности всякой профессиональной деятельности, требующей психологической подготовки.

Результатом психологической подготовки следует считать способность выполнять предусмотренную деятельность в реальных условиях и желание ее успешно выполнить. (Сравнительным результатом обучения являются: знания, умения, навыки, которые также необходимы для выполнения любой деятельности).

Что же касается желания выполнять деятельность, то тут результаты психологической подготовки в очень сильной степени зависят от воспитания и от всей совокупности условий общественных, определяющих значимость данной деятельности.

Психологический анализ особенностей профессиональной деятельности позволяет выйти на пути осуществления психологической подготовки. Применительно к деятельности специальных подразделений такая особенность, как отличие условий обучение специальности от условий осуществления профессиональной деятельности очевидна и основным направлением по которому здесь идет психологическая подготовка является стирание граней между учебной и служебно-боевой деятельностями.

Психолог В. Леви очень хорошо описал так называемый "парадокс бревна". Действительно, почему человек способный десятки раз пройти по лежащему на земле бревну вряд ли сможет суметь это если бревно поднять на большую высоту? Потому, что условия отличаются и их оценка человеком. В первом случае нет опасности и это осознается в полной мере, а во втором все что думает и что чувствует человек воспринимается сквозь призму осознания реальной опасности. Поэтому все его умения ходить по лежащему на земле бревну оказывается не помогает решить задачу.

Точно также умение хорошо стрелять по мишени совершенно не значит то, что сотрудник ВНГ будет эффективно вести огонь по противнику в бою. Слишком различные условия. Одно дело научиться стрелять в комфортных, относительно спокойных условиях, другое дело вступить в противоборство с противником, который применяет оружие. Всё умение хорошо стрелять практически сойдет на нет, если сотрудник механически не будет готов действовать в условиях боя. Сформулировать психологическую готовность к противоборству с противником – как раз и есть главная цель психологической подготовки.

Психологическая готовность и психологическая подготовленность разные понятия.

Психологическая подготовленность - сложное личностное образование. Оно включает наличие профессионально-психологических знаний, навыков, умений, свойств и качеств, гарантирующих успешное преодоление трудностей служебной деятельности в экстремальных ситуациях. Психологическая подготовленность есть результат длительного процесса профессиональной подготовки. Различные показатели подготовленности могут входить в общую структуру готовности лишь как ее отдельные компоненты.

Психологическая готовность — это состояние повышенной мобилизованности психики (продуктивного боевого возбуждения, повышенной эффективности работы внимания, памяти и психомоторики). Как всякое психическое состояние, готовность является относительно кратковременной, ситуативной.

Психологическая подготовка способствует формированию, сохранению и развитию у сотрудника таких качеств, которые обеспечивают его высокую боевую активность, способность противостоять психотравмирующим факторам служебной деятельности. Основное ее предназначение состоит в том, чтобы сформировать алгоритмы поведения в опасной ситуации.

Анализ зарубежной военной литературы показал, что в ней большое внимание уделяется психологическим свойствам и качествам воинов, раскрываются формы и методы оперативного влияния на психические состояния и процессы. Военные специалисты США, Германии, Великобритании и других стран сходятся во мнении, что самое современное оружие не сможет компенсировать низкую морально-психологическую готовность личного состава отрядов милиции к действиям в сложной оперативной обстановке.

Чтобы использовать поступающую на вооружение новую боевую технику и оружие еще более эффективно, особенно на поле боя, требуются сотрудники с высокими показателями духовных и физических качеств, солдаты, которые способны осознать всю сложность задач, связанных с эксплуатацией вооружения, преодолением трудностей современной войны. Нужны специалисты, которые могут эффективно управлять своим поведением в любое время и в любых условиях.

Ряд военных ученых относит морально-психологическую подготовку к одной из острых современных проблем военной педагогики и психологии, актуальность которой подтверждает опыт боевых действий в так называемых «горячих точках» в Карабахе, Фергане, Азербайджане, Молдове, Дагестане, Чеченской Республике, в которых резко проявились психологические особенности вооруженного противоборства.

Психологическая подготовка в специальном смысле часто включает ее некоторые составляющие - эмоционально-волевую подготовленность, тренировку психических функций.

Реже психологическую подготовку отождествляют с целостной подготовкой специалиста на основании того, что она направленно воздействует на психику. Психологическая подготовка в широком смысле как вооружение личного состава знаниями психологии применяется неспециалистами как более краткая форма.

 

Чтобы достигнуть цели психологической подготовки необходимо решить ряд задач:

1. Накопление представлений предстоящих боевых действиях.

Чем лучше сотрудник будет представлять условия выполнения задачи, возможные варианты развития обстановки, тем выше будет его готовность действовать необходимым образом. Тем лучше он сможет настроиться на предстоящие трудности, опасность, сможет лучше мобилизовать свои психические и физические силы. Хорошее представление опасной обстановки и условий выполнения служебно-боевой задачи помогает частично снять негативное воздействие фактора неопределенности и новизны.

2. Накопление опыта эмоциональной устойчивости и волевой саморегуляции в условиях опасности. Реальной опасности вызывает у сотрудника состояние напряженности. Напряженность – сложное психофизиологическое состояние, характеризующая имениями в работе всех органов человека, его центральной нервной системы. Именно психическая напряженность является главной причиной срывов боевой деятельности, возникновения психических расстройств. Уровень психической напряженности может быть различным. У тренированных воинов, привыкших действовать в условиях опасности он ниже чем у не тренированных. Это понятно. Значит необходимо тренировать сотрудников в преодолении психической напряженности. Конечно, полностью исключить возможность появления психической напряженности не возможно т. к. страх – это естественная реакция человека на опасность, а вот научить умению волевым усилием преодолевать страх – возможно.

3. Формирование у личного состава необходимого психологического настроя, психических состояний "боевого возбуждения", боевого азарта, уверенности в себе, оружии, товарищах и командирах.

Если психическая напряженность, как правило, негативно сказывается на эффективности боевой деятельности, то такие психические состояние, как боевое возбуждение, боевой азарт напротив позитивно отражаются на ее результатах.

Как отмечает, например, Б. М. Теплов главное качество, которое отличало Наполеона от многих генералов это то, что в самые критические минуты сражений его не оставляло состояние азарта борьбы, казалось опасность только придавала ему сил, мобилизовала все его интеллектуальные способности.

В любом противоборстве, тем более вооруженном, вероятнее всего возьмет верх тот, кто уверен в себе, в своих силах. Это помогает обрести хладнокровность, трезвую оценку происходящих событий. Уверенность в себе – развивается через систему целенаправленный тренировок когда сотрудник разза разом преодолевая трудности, добывать успеха все больше начинает верить в свои силы, все больше начинает уважать себя, повышает свою самооценку.

4       . Формирование, развитие и укрепление у сотрудников мотивов боевой деятельности.

 

Несмотря на то, что эта задача приводиться последней, она далеко не последняя по своей значимости. Энергетическим потенциалом боевых мотивов, в конечном итоге, определяется устойчивость всей системы служебно-боевой деятельности сотрудников специальным подразделений. Задачи эти чрезвычайно и трудная т. к. учебная и боевая деятельность отличаются прежде всего по мотивам, а создать в ходе занятий по боевой подготовке, такие условия, которые способствовали бы актуализации боевых мотивов чрезвычайно сложно. В зарубежных армиях, в частности в армии США, применяется ряд методик целью которых является развитие мотивов, которые по своей сущности близки к боевым мотивам. Например, потребность в агрессии, потребность в достижении и т.д.

Перечисленные задачи решаются не только в интересах психологической подготовки, но и для профилактики боевых психических потерь, психологической реабилитации сотрудников участвовавших в боях. Большая часть работ связанных с их решением должна выполняться психологом и требует от него определенного уровня подготовки.

По времени осуществления различают два вида психологической подготовки: предварительную и непосредственную.

Задача предварительной подготовки - формирование и поддержание психологической подготовленности личного состава во всем ее объеме. Психологическая подготовка должна способствовать быстрой адаптации военнослужащего при переходе от мирных условий жизнедеятельности к боевым в случае развертывания войны против России, или в случае решение задач в "горячих точках". Она решается путем реализации всей программы психологической подготовки в течение достаточно длительного периода обучения по различным предметам боевой подготовки, а также самостоятельно.

               

У непосредственной психологической подготовки задача другая: формирование состояния высокой профессиональной готовности сотрудника непосредственно перед началом выполнения им ответственных действий. Средствами психологической подготовки активизируются боевые мотивы, создаётся боевой настрой на задачу, снижется уровень тревожности личного состава. Подготовка проводится в ходе инструктажа подчиненного и проигрывания с ним ситуаций предстоящих действий, в ходе общения с ним при приготовлении к операции, путем самомобилизации своих сил и возможностей перед началом действий. В процессе непосредственной психологической подготовки должен быть воплощен Суворовский принцип: каждый солдат должен знать свой маневр.

 

Понятие о темпераменте

Темперамент (лат. temperamentum - соответствующее соотношение черт) характеризует индивида со стороны динамических особенностей его поведения и деятельности (темп, скорость, ритм, интенсивность, энергичность, экспрессивность действий). Темперамент человека преимущественно зависит от генетически детерминированных особенностей нервной системы.

Главные компоненты темперамента - это:

1) общая активность человека (мера взаимодействия с внешней действительностью);

2) моторика (скорость, сила, резкость, ритм, амплитуда разнообразных движений, в т.ч., связанных с речью);

3) эмоциональность (особенности возникновения, хода и угасания эмоциональных переживаний).

Классическую теорию темперамента создал древнегреческий врач Гиппократ. Он связывал типы темперамента с гуморальными факторами – соотношением между четырьмя жидкостями, которые циркулируют в человеческом организме. Это кровь (сангвис), желчь (холе), черная желчь (мелайне холе), слизь (флегма). По мнению Гиппократа, если в организме доминирует кровь, это сангвинический темперамент, желчь – холерический, черная желчь – меланхолический, слизь – флегматический.

Гиппократ назвал открытое им явление «красисом», слово «темперамент» ввел в употребление древнеримский врач Галлен.

Свойства темперамента

Современные исследователи темперамента связывают его свойства, в первую очередь, с особенностями высшей нервной деятельности. На этом основании И.П.Павлов выделил три основных свойства темпераменту - силу, уравновешенность и подвижность нервной системы, процессов возбуждения и торможения. По его данным, четыре основных комбинации этих свойств совпадают с типами темперамента по классификации Гиппократа.

Пример. Сильный, уравновешенный, подвижный тип соответствует темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный – флегматика; сильный, неуравновешенный, подвижный – холерика; слабый – меланхолика.

Свойства темперамента сходным образом проявляются в различных жизненных ситуациях и в течение жизни остаются практически неизменными. Но так бывает не всегда. Пример. Холерик, с детства страдающий каким-либо серьезным недугом и проводящий длительное время на больничной койке, может приобрести черты флегматика и т.п.

Типы темпераментов и их психологические признаки

Тип темперамента Психологические признаки
Холерический Высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкие движения, а также сила, импульсивность, и яркая выразительность эмоциональных переживаний. При отсутствии необходимого воспитания, холерику могут быть присущие таки черты, как несдержанность, горячность, неспособность к самоконтролю в условиях стресса. Пример: А.С.Пушкин.
Сангвинический Высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, выразительность эмоциональных переживаний, впечатлительность и подвижность. В то же время, переживания сангвиника поверхностны, а его подвижность при наличии стрессогенных факторов может приводить к потере необходимой сосредоточенности, к спешке. Пример: Ю.А.Гагарин.
Меланхоличный Низкий уровень нервно-психической активности, сдержанность и «приглушенность» моторики и речи, склонность к сильным эмоциональным реакциям, глубина и стойкость чувств, при их слабом внешнем проявлении. При отсутствии необходимого воспитания у меланхолика могут развиться повышенная эмоциональная впечатлительность, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям. Пример: М.В.Гоголь.
Флегматичный Низкий уровень активности и неумение переключаться, медлительность и спокойствие в действиях, мимике и речи, уравновешенность, постоянство, глубина чувств и настроений. При неадекватном воспитании у флегматика могут развиться вялость, невыразительность эмоций, склонность к стереотипным действиям. Пример: Г.К.Жуков.

 

Ни один из типов не существует в «чистом виде». Реальный темперамент человека включает особенности, присущие разным его типам. Пример.

Нет «хороших» и «плохих» темпераментов. Пример: повышенная чувствительность меланхолика, с одной стороны, создает определенные проблемы в повседневной жизни, с другой, позволяет успешно овладевать рядом профессий (поэт, композитор).

Понятие о характере

Характер – совокупность основных, наиболее устойчивых свойств личности (черт), которые сформировались на протяжении жизни и определяют типичное для личности поведение.

Подобных черт насчитывается несколько тысяч. Зная характер человека, можно предусмотреть, как он будет действовать в тех или иных условиях. Характер – это определенная программа поведения, в нем можно выделить ведущие и второстепенные черты. Есть цельные и противоречивые, сильные и слабые характеры. Примеры.

Характер обнаруживает себя в поступках и действиях, особенностях речи, внешнем виде человека, он может изменяться с возрастом.

Характер и темперамент

Характер не следует отождествлять с темпераментом, однако, они тесно связаны между собой. С одной стороны, особенности темперамента могут «маскироваться» чертами характера, если этого требуют условия социального окружения, профессиональной деятельности и т.п. Пример. Сдержанность, как черта характера, может «маскировать» природную импульсивность холерика, что очень важно в профессиях педагога, бизнесмена, политика.

С другой стороны, темперамент определенным образом «окрашивает» черты характера. Он также может способствовать или противодействовать развитию определенных качеств. Пример. Холерику или сангвинику легче, чем меланхолику или флегматику, сформировать у себя инициативность и решительность. Однако, для холерика может стать серьезной проблемой формирования сдержанности и самоконтроля, а для сангвиника – требовательности к себе и самокритичности.

Черты характера

Черты характера проявляются в том, как человек относится:

а) к себе («разумный» эгоизм, уверенность в себе, «нормальное» самолюбие, чувство собственного достоинства или противоположные черты);

б) к другим людям (уважительность, принципиальность, благосклонность, общительность, миролюбие, кротость, альтруизм, заботливость, тактичность или противоположные черты);

в) к вещам (бережливость, экономность, аккуратность, чувство вкуса или противоположные черты);

г) к делам (добросовестность, любознательность, инициативность, решительность, тщательность, точность, серьезность, энтузиазм, заинтересованность или противоположные черты).

Экстраверсия и интроверсия как черты характера

Экстраверсия и интроверсия (лат. extra – внешний, intro – внутренний, versio – вращать) являются базовыми свойствами личности, которые определяют психический склад и поведение человека.

Типичный екстраверт – человек, ориентированный на мир внешних объектов. Экстравертам присущи общительность, импульсивность, гибкость поведения, инициативность (но недостаточная настойчивость), высокая социальная адаптация (умение приспосабливаться к различным ситуациям общения) и т.п. Пример.

Типичный интроверт – человек ориентированный на собственный внутренний мир. Интровертам не свойственна общительность, они замкнуты, склонны к самоанализу, имеют затруднения в социальной адаптации, социально пассивны, но достаточно настойчивы в делах, которые имеют для них личностный смысл. Пример.

Акцентуации характера

Некоторые черты характера могут быть развиты чрезмерно, что приводит к их «выделению» на фоне других. Акцентуации характера – это крайние варианты психической «нормы», которые возникают как результат усиления отдельных черт.

Основные типы акцентуации характера:

Тип акцентуации Акцентуированные черты
Интровертный Замкнутость, затруднения в общении и налаживании контактов с окружающими. Пример.
Эктравертный Жажда общения и деятельности, говорливость, поверхностность. Пример.
Неуправляемый Импульсивность, конфликтность, категоричность, подозрительность. Пример
Неврастенический Доминирование болезненного самочувствия, раздражительность, повышенная утомляемость. Пример.
Сенситивный Избыточная чувствительность, пугливость, стыдливость, впечатлительность. Пример.
Демонстративный (истероидный) Эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к себе, в сочувствии. Пример.

Акцентуации характера могут быть причиной неадекватного поведения человека, но могут быть и очень полезны для его профессиональной деятельности. Пример. Демонстративный тип акцентуации характера присущ многим выдающимся актерам

 

Темперамент играет важную роль в профессиональной деятельности и должен учитываться в процессе выработки индивидуального стиля деятельности любого специалиста.

Пример. К каждому уроку учитель-флегматик тщательно готовит задания на раскладной доске, необходимые иллюстрации, таблицы, систему вопросов, пытается предусмотреть вопросы учеников, продумывает ответы, готовит задание на тот случай, если в конце урока останется свободное время и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: