Лекция 9. Мировая политика и международные отношения

Общие понятия. Международные отношения – это устойчивые формы взаимодействия, складывающиеся между субъектами политики, деятельность которых образует мировую политическую систему, объединяющих участников в единое целое. В основе формирования международных отношений лежат объективные и субъективные факторы и закономерности экономического и социального развития. В них находят отражение политические цели, которые вырабатываются субъектами политической деятельности для обеспечения и реализации своих интересов. Всегда имеют место столкновения интересов и противоречие целей, отчего политическое взаимодействие чревато конфликтами разного рода и требует сотрудничества и кооперации между разными субъектами.

Международная политика – целенаправленные действия в интересах совершающих их субъектов (например, внешняя политика государства) и характер возникающих на этой основе взаимоотношений.

Международные политические отношения – это совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и отношений между субъектами мирового сообщества.

Международное право – правовые нормы, регулирующие политическую деятельность и международные отношения с участием иностранных элементов.

Теории международных отношений. В политической науке XIX и началаXX вв. доминировал интерес к внутренней политике. Потребность в знаниях на уровне международной политики появилась в результате Первой мировой войны.

Первоначально развитие представлений о международных отношениях и мировой политики шло по линии противостояния реалистического и идеалистического подходов (20–30-е гг. ХХ в.). Международные отношения, согласно теории реализма, – это сфера борьбы отдельных государств. Реалисты настаивали на доминанте в международной политике силы, направленной на достижение собственных интересов государства. Идеалисты же требовали, чтобы мировая политика осуществлялась с учетом правовых и этических категорий. Для государств, с их точки зрения, предпочтительно стремление к утверждению институтов международного права и внесиловых способов регулирования межгосударственных отношений.

Для реалистов характерно отождествление понятий «нация» и «государство». В ХХIв. они продолжают придерживаться идеи государства как главного субъекта в международных делах. Однако теперь, по мнению ряда исследователей, структура международных отношений определяется взаимодействием великих держав и не зависит от действий малых и средних государств. В результате современная система мировой политики не является анархической.Идеалисты провозгласили защиту идеалов демократии и свободы во всем мире приоритетом внешней политики США.

Послевоенные изменения выдвинули на первый план новые аспекты в мировой политике, что отразилось в появлении новых течений в теории международных отношений: модернистов и традиционалистов (50–60-е гг. XX в.). Данный период отмечен относительной стабилизацией международных процессов и некоторым ослаблением холодной войны. В науке произошел технологический рывок, и в политологии выдвинулась когорта новых ученых, предложивших альтернативу доктрине реалистов. Модернисты ориентировались на построение современной научно-ориентированной методологии политических исследований. В основу методологии исследования международных отношений модернистами был положен системный принцип (М. Каплан): мир стал политически взаимосвязанным, поэтому процессы в нем (например, гонка вооружение, экономическое соперничество и др.) подчиняются общим законам существования системы.В политической системе действуют основные акторы – государства и международные организации, между ними складываются разные политические союзы и отношения (экономические, военные, дипломатические и др.). Сторонники классических направлений (реализм, либерализм, марксизм) косвенно образовали лагерь традиционалистов. Они настаивали на пригодности прежней методологии для оценки социально-политических процессов.

«Третий большой спор» о сущности международных отношений возник между транснационалистами и государственниками (70–80-е гг. ХХ в.). Транснационалисты (их еще называют глобалистами) полагают, что в современной мировой политике субъектами международных отношений становятся надгосударственные и внегосударственные образования. Государственники поддерживают точку зрения реалистов, полагая, что таким субъектом остается государство. Спор затронул существенные для реализма вопросы о роли национального интереса и силы в мировой политике.Поводом для спора стали преобразования мировой экономики последней четверти ХХ века. Появились глобальные транспортные сети и средства связи, увеличился удельный вес транснациональных корпораций в объеме производства, ускорилась урбанизация, в том числе в развивающихся странах. Транснационалисты выдвинули идею: международные отношения вышли за рамки межгосударственных отношений, и государство лишилось монополии на роль международного актора.Подход политического реализма устарел. Мировая политика – это разветвленная и многослойная сеть, связи в которой соединяют многонациональные корпорации, международные организации и общественные движения, финансовые группы и прочие акторы. Индивиды и организации могут напрямую взаимодействовать с иностранными правительствами или обществами, в обход собственного правительства. Меняется роль государства, которое вступает в отношение с трансгосударственнымиакторами.

Субъекты и акторымировой политики и международных отношений. Чаще всего в качестве международныхакторов указывают:

· государства;

· международные организации.

М. Каплан выделяетследующие типы международных акторов:

· национальный (суверенные государства);

· транснациональный (региональные международные организации, например НАТО);

· универсальный (всемирные организации, например ООН).

Государства. Международные отношения сложились в эпоху формирования современной системы государств (XVII в.), когда государство-нация стало главным действующим субъектом. Государства различаются по уровню возможности защитить свой суверенитет и оказывать влияние на мировую политику. Сверхдержавы обладают способностью к массовым разрушениям планетарного масштаба, оказывают непрерывное влияние на условия существования человечества, не могут потерпеть поражение от другого государства или их коалиции, если в нее не входит другая сверхдержава. Великие державы не господствуют в международных отношениях, но оказывают существенное влияние на человечество. Обычно их влияние значительно в каком-либо регионе или в отдельной сфере международных отношений. Средние державы имеют прочное влияние на ближайшее окружение. В отличие от них малые государства располагают средствами лишь для сохранения своей независимости и территориальной целостности. Очевидно, что эти возможности реально ограничены состоянием международных отношений в мире. Микрогосударства не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

Группы государств и межгосударственные организации. В мировой экономике и политике действуют факторы, разделяющие это множество стран на группы по разным показателям, значимым с точки зрения международных отношений. Например, выделяют экономически развитые страны (передовые экономики стран Запада), развивающиеся страны (Россия, Китай, Индия, «новые индустриальные страны» арабского, южноазиатского и южноамериканского регионов), слаборазвитые страны. Можно выделять группы стран по доминирующему политическому режиму – либерально-демократические, авторитарные. Экономические и политические условия в них формируют общность интересов, в соответствие с которыми они относительно согласованно участвуют в международных делах.

Группы государств могут выступать основой для образования разнообразных межгосударственных организаций – объединений государств или создаваемых ими институтов, возникающих на основании международного договора. Согласно определениюВ.С. Нерсесянца, межгосударственное объединение есть союз государств, в рамках которого существуют и функционируют общие государственные или надгосударственные органы, но при этом входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет.

Межгосударственные организации многочисленны:

· уния (правовой союз государств на основе общего института монархии и других органов власти);

· протекторат ­ (союз между государствами, при котором одно государство оказывает внешнеполитическое и военное покровительство другому);

· содружество государств (международный правовой союз, статус и функции которого отражаются в государственных документах стран, его образующих, например Британское содружество, СНГ);

· конфедерация (международный союз государств, при котором отдельные государства создают специальные надгосударственные органы, обеспечивающие достижение главных целей конфедерации;

· экономический союз (объединение, характерное для интеграционных процессов последних десятилетий (например, Таможенный союз);

· военно-политические блоки (союз государств с целью совместных действий для решения общих политических, экономических и военных задач, например, Антанта, НАТО, ОВД)

Негосударственные организации. В качестве субъектов международных отношению сюда входят:

· межправительственные организации (МПО);

· неправительственные организации (НПО);

· транснациональные корпорации (ТНК);

· прочие общественные силы и движения, действующие на мировой арене.

Межправительственные организации – это стабильные объединения государств, основанные на международных договорах и имеющие постоянно действующие органы. Как субъекты мировой политики они появились в XIX в. вследствие промышленного развития Европы и потребностей в сотрудничестве государств в области экономики, коммуникаций (например, судоходстве), техники, уголовного права и т.п. Вот некоторые примеры таких организаций: Телеграфный Союз (1865 г.), Союз Защиты Промышленной Собственности (1883), Международная Организация Уголовной Полиции (Интерпол, 1923 г.). МПО непосредственно политического характера появляются после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная Организация Труда) и особенно после Второй мировой войны (Организация Объединенных Наций). Важная особенность МПО: большинство из них не обладает безусловным правом навязывать обязательность исполнения ее решений для всех государств членов. Исключение составляют некоторые органы Европейского Союза – Совет министров, Суд.

Неправительственные организации (НПО) отличаются от МПО тем, что их члены не являются суверенными государствами, поэтому данные организации обычно не территориальные. Однако они имеют международный состав и цели, выступая как транснациональные организации или силы. Можно выделить несколько групп НПО: общественно-политические движения (Гринпис, Международная Амнистия, Международная Федерация по Правам Человека или Всемирная Организация Борьбы против Пыток), культурно-гуманитарные организации (религиозные объединения, профсоюзные, спортивные, научные объединения и др.) и транснациональные корпорации (ТНК). Уровень и политический вес НПО оценивается по отношению к их возможности конкурировать с государством. Основное оружие НПО в мировой политике – мобилизация международного общественного мнения.

Транснациональные корпорации – это особый тип неправительственных организаций, который стоит рассмотреть отдельно. В современной экономике это актор, активно подрывающий государство-центристскую модель мирового сообщества. На ТНК приходится более 70% мировой торговли и около 50% всего промышленного производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: