Проскомидия и ее смысл

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД 2 «ЛИТУРГИЯ»

ТЕМА 2.2 «Проскомидия (приношение): ее суть и смысл»

ВОПРОСЫ (ПОДТЕМЫ):

1. Неделя о Страшном Суде (Мф. 25:31-46) - чтениеперед Великим Постом. Есть ли в этом Евангельском чтении литургические смыслы?

Жизнь как Литургия. Богословие и структура Литургии. Таинство Собрания.

Проскомидия и ее смысл.

1. НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ. Здесь Христос прямо указывает на последствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает нас к покаянию, делам милосердия и любви. Высшие добродетели неодинаково доступны для каждого, а дела милосердия возможны для всех. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы …» (возглас на Литургии верных)

2. ЖИЗНЬ КАК ЛИТУРГИЯ. Литургия совершается в храме для христиан. Существует и более широкая богословская мысль, что вся наша жизнь может стать литургией, которая не ограничивается исключительно храмом. Вся жизнь может стать «служением примирения с Богом» (прот.Сергий Булгаков). + С. Булгаков «Святой Грааль»

На литургический возглас священника («Горе имеим сердца») наш ответ («Имамы ко Господу») должен быть в центре нашей повседневной жизни, ведь для христианина божественная литургия никогда не заканчивается. Вся наша жизнь во всех мелочах, наша работа, еда, отдых… – все должно быть сосредоточено вокруг Христа» (митр.Афанасий Лимассольский). ВОПРОС: Раскройте мысль, что литургия никогда не заканчивается.

ВОПРОС: Можно ли через Литургию научиться богословию?

- «Богословие надо пить со дна Евхаристической чаши» (прот.Сергий Булгаков)

Евхаристия – не только одно из семи Таинств, а актуализация Церкви как Тела Христова, явление Христа в мире (прот.Александр Шмеман «Введение в литургическое богословие» )

- Таким образом, через участие в Литургии, изучение Литургии, христиане способны учиться богословиюв его высшем проявлении, богопознанию.

- «Одной из примет евхаристического возрождения, является осознание Церкви как общины и братства. В контексте евхаристического богословия община понимается не как один из вариантов внешнего объединения – политического, мировоззренческого или чисто географического, а единства онтологического, которое являет себя у Чаши Причастия. Братьями и сестрами называют себя члены общины не метафорически и образно, но сообразуясь с буквальным значением этих слов» (архим. Савва Мажуко)

ТАИНСТВО СОБРАНИЯ (по книге прот. Александра Шмемана «Евхаристия: Таинство Царства»). «Когда вы собираетесь в Церковь…» (1Кор. 11:18). Апостол говорит не о храме, а о цели собрания. «Собраться в церковь», в понятиях раннего христианства, значит составить такое собрание, цель которого - выявить, осуществить Церковь. «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор. 12:27-28)

Это собрание евхаристическое, оно есть первый литургический акт Евхаристии, ее основа и начало.

«Главная беда современных людей в том, что они не знают богослужения, не понимают. Если бы понимали, они бы рвались в Церковь» (прот.Валериан Кречетов)

Общая схема Литургического богослужения включает3 части:

1) Проскомидия 2) Литургия оглашенных 3) Литургия верных

3. ПРОСКОМИДИЯ И ЕЕ СМЫСЛ. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ.

- Проскомидия (греч. «приношение») - совершается священнослужителями в алтаре (на практике до или во время чтения 3 и 6 часов). Основное содержание: приготовление хлеба и вина, с произнесением соответствующих молитв, для совершения Евхаристии. Ранее приношение было буквальным – люди приносили хлеб и вино, а в наше время «приношение» существует, скорее, в опосредованной форме, в т.ч. через пожертвования.

- Священнослужители с молитвой облачаются. С возгласом «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков» в алтаре начинается проскомидия.

- Священник и диакон становятся перед жертвенником, на котором находятся потир (чаша), дискос (металлическая тарелочка на подставке), копие (нож), звездица (две металлические крестообразно соединенные дуги), покровцы (небольшие покрывала крестообразной формы). На жертвеннике помещаются также хлеба для Евхаристии (просфоры) и сосуд с вином. Лжица – символклещей с раскаленным углем – ими серафим коснулся уст пророка Исаии) (Ис. 6:6). Все священные предметы имеют свою символику.

- В практике употребляется пять просфор, одна из которых называется «агничной» и имеет наверху печать в виде круга с вписанным в него равноконечным крестом и надписью ИС ХС НИ КА (греч.«Иисус Христос побеждает»)

- Священник берет первую просфору (обычно она крупней остальных) и вырезает из нее «Агнец» четырехугольной формы, произнося слова из пророчества Исаии: «Яко овча на заколениеведеся, и яко агнец прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст своих. Во смирения Его суд Его взятся, род же Его кто исповесть. Яко вземлется от земли живот Его» (ср.: Ис. 53:7–8). Агнец полагается на дискос со словами «Жрется агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот (за жизнь мира) и спасение». Затем в потир вливается вино с водой, при этом произносятся слова из Евангелия: «Един отвоинкопием ребра Его прободе, и абиеизыде кровь и вода» (ср.: Ин. 19:34). Это все напоминание о крестной жертве Спасителя.

- Священник берет вторую просфору и вынимает из нее частицу «в честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии».

- Третья просфора называется «девятичинной» – из нее вынимается девять частиц в память святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, других святых, Василия Великого или Иоанна Златоуста.

- Вынимаются частицы из двух оставшихся просфор за здравие Патриарха, епархиального архиерея, за светские власти, а также за тех, чьи имена поданы прихожанами в записках. После частицы вынимаются из просфоры за упокой.

- Частицы (символ полноты всей Церкви) размещаются на дискосе рядом с Агнцем; в конце литургии, после причащения, они ссыпаются в потир со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихсяздекровию Твоею честною, молитвами святых Твоих»

- После того как поминовение живых и усопших на проскомидии завершено, священник вынимает частицу за самого себя.

- Приносится кадило, над которым священник читает молитвословие: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже…». Звездица поставляется на дискос со словами «И пришедши звезда, ста вверху, идежебеОтроча» (Мф. 2:9). Окадивпокровцы, священник покрывает ими потир и дискос. Затем оба святых сосуда также сверху покрываются большим покровом – «воздУхом». Читается молитва: «Помяни, Господи, принесших…»

- Послекаждения алтаря и храма у престола диакон произносит: «Время сотворитиГосподеви» («Время Господу действовать» (Пс. 118:126)

«Принося и полагая на престол эти смиренные человеческие дары - нашу земную пищу и питье, - мы совершаем, часто и не думая об этом, то древнейшее, исконнейшее священнодействие, которое с первых дней человеческой истории составляло сердцевину всякой религии, - мы приносим жертву Богу» (прот.Александр Шмеман) – Вопрос: в чем наша жертва Богу?

Выводы: _____________________________ _____________________________________   _____________________________________   _____________________________________   _____________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: