Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка- поступлением в школу.
Хронологические границы нельзя считать неизменными, они зависят от готовности к обучению в школе (от 6-7 до 9-10 лет).
Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.
Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций.
Главная задача данного возраста - научить детей учиться, не тратя лишних усилий.
Новообразования младшего школьного возраста: возникновение и закрепление очень важной личностной характеристики, которая становится достаточно устойчивой (мотивация достижения успеха или мотив избегания неудач); чувство компетентности; общими характеристиками всех познавательных процессов становится произвольность, продуктивность, устойчивость; саморегуляция, самоконтроль, целеполагание; внутренний план действия; рефлексия; словесно – логическое мышление (с опорой на наглядность); анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода); произвольная смысловая память, произв внимание; адекватная самооценка; обобщение переживаний; логика чувств.
Ведущий вид деятельности — учебная деятельность.- (это тот вид деятельности, который определяет наибольшие успехи в развитии познавательных процессов).
Соц сит развития – соц-ный статус школьника (ситуация обучения) -(это специфич. сист отношений в окр действит-ти, отражённая в переживаниях и реализуемая в совместной деят-ти с другими людьми)
Особенности общения: система «ребёнок- взрослый» дифференцируется на «ребёнок-родители» и «ребёнок-учитель», ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя, который является для него значимым взрослым;
необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная саморегуляция создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких; общение в среде сверстников (в классе) становится особой школой социальных отношений, усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения определяют отношение к нему окружающих; общение со сверстниками строится от полного безразличия. Через отношение соперничества (особенно за внимание учителя) к отношениям сотрудничества (появляются товарищеские мотивы), формируется способность к эмоциональной децентрации.
Особенности познавательной сферы: Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности, ребёнок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификация. Сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования,становящееся предпосылками формирования в будущем формально-логического мышления.
Физическое развитие: увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, развитие мышечной системы, развиваются мелкие мышцы кисти.
Личность младшего школьника: развиваются элементы социальных чувств; формируются навыки общественного поведения (взаимопомощь,
коллективизм); формируются нравственные качества.
Речь: К моменту поступления ребенка в школу словарный запас ребенка увеличивается на столько, что он может свободно объясняться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. В этом возрасте ребенок овладевает чтением и письмом. Освобождаясь от напряжения, связанного с овладением исполнительскими действиями письма, ребенок начинает осваивать саму письменную речь.
Мышление. Основные виды мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое.
Но на протяжении периода от начала обучения в школе до перехода на следующий возрастной этап во взаимосвязи с речью мышление развивается от
наглядно-образного к абстрактно-логическому.
Внимание. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Ребенок может по несколько часов играть или заниматься продуктивной
деятельностью. Однако, он будет томиться, отвлекаться, если нужно быть внимательным в той деятельности, которая ему не интересна или требует умственного напряжения. Таким образом, хотя дети младшего школьного возраста могут произвольно регулировать свое поведение, преобладает непроизвольное внимание.
Память имеет наглядно-образный характер, безошибочно запоминает интересный, яркий, конкретный материал. Ребенок овладевает приемами продуктивного запоминания. Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность.
Психология развития в младшем школьном возрасте.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются и перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. К девяти годам завершается наметившийся переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения (7-8 лет) дети много работают с наглядными образцами, то к третьему классу, т.е. к 9 годам, объем такого рода занятий сокращается.
В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
К 9-ти годам в процессе обучения у нормально развивающегося ребенка формируются научные понятия. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у детей к концу младшего школьного возраста основ понятийного или теоретического мышления.
В начале младшего школьного возраста восприятие ребенка еще не достаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает одинаковые по написанию буквы и цифры (например, 6 и 9). К девяти годам при соответствующем обучение у детей формируется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект позволяет улавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Но ребенок девяти лет способен целенаправленно запоминать материал, ему не интересный. В этом возрасте обучение все больше опирается на произвольную память. В 9 лет дети также как и более младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах школы.
В младшем школьном возрасте развивается произвольное внимание. Произвольное внимание ребенка продолжает развиваться в процессе учебной деятельности. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, к концу начальной школы ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика. Если в 6-7 лет ребенок может заниматься одним делом 10-20 минут, то в 9-10 лет - уже 30-40 минут.
Основой формирования личности ребенка 9 лет является его включенность в общественно-значимую деятельность учения, результаты которой высоко или низко оцениваются взрослыми. Развитие личности ученика зависит непосредственно от школьной оценки его как плохого или хорошего учащегося. В первую очередь учебная деятельность влияет на развитие мотивационной сферы детей. К девяти годам, т. е. примерно третьему классу школы обнаруживаются значительные различия в мотивационном развитии детей. Мотивация неуспевающих школьников специфична, она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов (таких как, долг, ответственность, получение образования и т.д.) учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностям, которые дети берут у взрослых, главным образом усваивают в семье.
Формируется к 9-10 годам и определенный уровень притязаний ребенка. Дети с высоким уровнем притязаний и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и переживают "четверку" как трагедию. Дети с низким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.