Контрольные задания по психологии делового общения для студентов заочной формы обучения по вариантам
Вариант выбирается по первой букве фамилии:
вариант 1 | А – И |
вариант 2 | К – Т |
вариант 3 | Ф – Я |
Вариант 1
Теоретические вопросы
1. Особенности делового общения европейских стран.
2. Азбука делового этикета: имидж в деловом общении, контакты.
3. Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем.
Практические задания
Задание 1. Составить гарантийное письмо (собственный пример).
Задание 2. Прочитайте и проанализируйте высказывание Д. Рокфеллера. Что, по-вашему, означает «уметь общаться»?
«Умение общаться с людьми – это такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире».
Задание 3. Укажите, какие невербальные признаки указывают на уверенное поведение, а какие говорят о беспокойстве и неуверенности.
Сидение на краю стула, руки на бедрах, ерзанье на месте, закладывание рук за голову, взгляд сосредоточен на лице собеседника, сидение на всей поверхности стула, скрещение ног, прижатые друг к другу лодыжки, поправление манжет, ноги широко расставлены, стряхивание «мнимых» ворсинок с одежды, покусывание ногтей, демонстрация больших пальцев (закладывание их за ремень, за лацканы), сцепление пальцев рук, вторжение в интимную зону собеседника, скрещение рук на груди (ладони под мышкой), стремление вести беседу на границе персональной зоны.
|
|
Уверенное поведение | Неуверенное поведение |
Тестовые задания
1. «Эффект ореола» представляет собой ошибочное стремление человека при восприятии партнера по общению ___________________________________________
2. Активное участие в монологе партнера по общению посредством использования приемов выяснения, перефразирования, резюмирования, отражения чувств, называется слушанием ______________________________________________
3. Богатство словарного запаса человека, точность, выразительность и доступность употребляемых слов отражает культуру ___________________________
4. Эффективность коммуникации определяется по:
а) изменениям в знаниях участников общения
б) изменениям поведения участников общения
в) изменениям установок участников общения
г) изменениям в самооценке участников общения
Ответ: ________
5. Соедините тип коммуникативного барьера с соответствующим ему содержанием:
№ | Коммуникативный барьер | Буква | Содержание | ||
1
2
3
4 | Компетентность
Избирательное слушание
Оценочные суждения Достоверность источника
| А | Негативное влияние на процесс общения наличие определенного положения собеседника в обществе | ||
Б | Оценка действий, суждений собеседника на основании предыдущего опыта взаимодействия с ним или установок, предубеждений в целом | ||||
В | Доверие к получаемой информации, исходящей от того или иного человека | ||||
Г | Избыток поступающей информации | ||||
Д | Частичное игнорирование поступающей информации, направленность внимания на значимую информацию | ||||
Е | Недостаточность временного ресурса общения | ||||
Ж | Использование специфичной лексики, сленга, жаргона, характерных для данной социальной группы | ||||
З | Влияние уровня подготовленности, образования, осведомленности | ||||
И | Манипулирование наличной информацией, частичное выборочное информирование участников общения |
Ответ: _____________________________________________________________
6. Подберите к технологиям обратной связи соответствующие типы вопросов:
№ | Вопрос | Буква | Пример |
1 | Расспрашивание | А | Обобщая то, что Вы сказали … |
2 | Отражение чувств | Б | Вы думаете, что … |
3 | Перефразирование | В | Мне кажется, что это Вас огорчает |
4 | Резюмирование | Г | Не могли бы вы на конкретном примере пояснить это? |
Ответ: _____________________________________________________________
Вариант 2
Теоретические вопросы
1. Особенности американского делового общения.
2. Основные правила искусства убеждения, основные виды воздействий, составляющие процесс убеждения.
3. Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем.
Практические задания
Задание 1. Составить письмо-просьбу (собственный пример).
Задание 2. Проанализируйте притчу «Искусство красноречия». Какую роль играет в общении умение слушать?
К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал с него заобучение двойную плату.
-Почему? – изумился ученик.
-Потому, – ответил философ, – что мне придется обучать тебя не только говорить, но и тому, как молчать и слушать.
Задание 3. Принятие позиции Ребенка (Дитя), Взрослого или Родителя (по Э. Бёрну) может характеризоваться рядом физических признаков. Определите, какую позицию занимает ваш собеседник, если он:
выражает себя по большей части не словами, а проявлениями чувств;
похлопывает собеседника по плечу;
кусает ногти; шмыгает носом;
смотрит на собеседника открытым взглядом;
поджимает губы;
легко плачет;
поднимает вверх указательный палец;
сдержан;
смущается;
хмурит брови;
часто вспыхивает от раздражения;
внимателен;
уверен в себе;
цокает языком;
пожимает плечами;
ставит руки на бедра;
скрещивает руки на груди;
снисходительно кивает головой.
Родитель | Взрослый | Ребёнок (Дитя) |
Тестовые задания
1. Ошибка восприятия, заключающая в тенденции распространять впечатления от отдельных качеств и поступков человека на оценку всей личности, называется ______________________________________________________________
2. Неречевые вкрапления в речь (смех, плачь, вздохи, хмыкание и др.) являются средствами ______________________________________________________
3. Внимательное молчание, характеризующееся минимальным речевым вмешательством в монолог партнера по общению («угу-поддакивание», кивки головой, реплики и т.п.), называется слушанием _______________________________
4. Особенности коммуникативного стиля зависят от (выберите верный вариант):
а) понимания и самоощущения человеком себя, своего места в мире, от системы его взглядов на отношения с людьми;
б) предшествующего опыта взаимоотношений;
в) от требований социальной и культурной среды, в которой формировалась личность;
г) все варианты верны
Ответ: _________
5. Подберите к типу вопроса соответствующие формулировки, которые они позволяют достичь:
|
|
№ | Тип вопроса | Буква | Формулировка |
1 | Открытый | А | Ты готов к экзамену, ведь так? |
2 | Закрытый | Б | Что Вы делаете сегодня вечером? |
3 | Наводящий | В | Ты сегодня едешь в университет? |
Ответ: _____________________________________________________________
6. Подберите к технологиям обратной связи соответствующие типы вопросов:
№ | Вопрос | Буква | Пример |
1 | Расспрашивание | А | Обобщая то, что Вы сказали … |
2 | Отражение чувств | Б | Вы думаете, что … |
3 | Перефразирование | В | Мне кажется, что это Вас огорчает |
4 | Резюмирование | Г | Не могли бы вы на конкретном примере пояснить это? |
Ответ: _____________________________________________________________
Вариант 3
Теоретические вопросы
1. Особенности восточного делового общения.
2. Характеристика трёх последовательных этапов переговоров.
3. Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем.
Практические задания
Задание 1. Составить благодарственное письмо (собственный пример).
Задание 2. Прочитайте притчу «Страшный сон». О какой функции общения здесь идет речь? Как связаны между собой содержание информации и форма ее подачи собеседнику?
Один восточный правитель увидел сон, что у него один за другим выпали зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я вынужден сообщить тебе печальную весть – ты потеряешь одного за другим всех своих близких!».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел прогнать несчастного и пригласил другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную новость – ты переживешь всех своих близких!».
Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал то же самое!». На что последовал ответ: «Очень многое зависит не от того, что сказать, а от того, как сказать!».
Задание 3. Принятие позиции Ребенка (Дитя), Взрослого или Родителя (по Э. Бёрну) может характеризоваться рядом физических признаков. Определите, какую позицию занимает ваш собеседник, если он употребляет следующие слова и выражения:
|
|
«хочу»;
«на мой взгляд»;
«никогда в жизни...»;
«давай пойдем»;
«запомни раз и на всегда!»;
«что»;
«где»;
«самый (большой, высокий, лучший, самый-самый)»;
«только попробуй...»,
«не буду»;
«заруби себе на носу!»;
«сколько можно тебе повторять!?»;
«какой бестолковый»;
«ужасный»;
«ну-ну»;
«идиотский»;
«чушь»;
«почему»;
«я полагаю»;
«вероятно»;
«возможно»;
«когда»;
«кто»;
«как»;
«справедливо»;
«каким образом»;
«правильно ли я понял, что,..».
Родитель | Взрослый | Ребёнок (Дитя) |
Тестовые задания
1. Ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения) относятся к средствам ___________________________
2. Какой тип вопроса подходит к такой технологии обратной связи «Расспрашивание»?
а) Не могли бы вы на конкретном примере пояснить это?
б) Мне кажется, что это Вас огорчает.
в) Вы думаете, что …
Ответ: ________
3. Когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли – это … общение
а) светское
Б) ролевое
в) деловое
г) примитивное
Ответ: _______
4. Возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого – это …
А) аттракция
б) аффилиация
в) гипноз
Ответ: ______
5. Соедините тип коммуникативного барьера с соответствующим ему содержанием:
№ | Коммуникативный барьер | Буква | Содержание |
1
2
3
4 | Компетентность
Избирательное слушание
Оценочные суждения Достоверность источника | А | Негативное влияние на процесс общения наличие определенного положения собеседника в обществе |
Б | Оценка действий, суждений собеседника на основании предыдущего опыта взаимодействия с ним или установок, предубеждений в целом | ||
В | Доверие к получаемой информации, исходящей от того или иного человека | ||
Г | Избыток поступающей информации | ||
Д | Частичное игнорирование поступающей информации, направленность внимания на значимую информацию | ||
Е | Недостаточность временного ресурса общения | ||
Ж | Использование специфичной лексики, сленга, жаргона, характерных для данной социальной группы | ||
З | Влияние уровня подготовленности, образования, осведомленности | ||
И | Манипулирование наличной информацией, частичное выборочное информирование участников общения |
Ответ: _____________________________________________________________
6. Подберите к технологиям обратной связи соответствующие типы вопросов:
№ | Вопрос | Буква | Пример |
1 | Расспрашивание | А | Обобщая то, что Вы сказали … |
2 | Отражение чувств | Б | Вы думаете, что … |
3 | Перефразирование | В | Мне кажется, что это Вас огорчает |
4 | Резюмирование | Г | Не могли бы вы на конкретном примере пояснить это? |
Ответ: _____________________________________________________________