№ | Форма общения ребенка со взрослым, время ее появления | Характеристика этой формы общения (мотив, средства, особенности протекания) | Пример общения (оценка) | Значение этой формы общения |
1 | Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) | Мотивы: Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности. Неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребенка..." Cредства: Экспрессивно-мимические операции Особ-сти протекания: Эта форма общения возникает в первой —и проходит до конца первого полугодия жизни. Особенность ситуативно-личностного общения состоит в том, что в рамках этой формы коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко различать градации человека от другого. На 2-м мес. жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и инициативно. Эмоциональные экспрессии детей выполняют две функции — и выразительную, и коммуникативную. | Неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием. | |
2 | Ситуативно-деловая (предметно-действенная) | Мотивы:Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности Средства:Предметно-действенные операции. Особ-сти протекания: Эта форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 0;06 до 3;0. Но она уже не занимает место ведущей деятельности — на это место выдвигается теперь предметно-манипулятивная деятельность детей. При ситуативно-деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно — ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе. | Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи. | |
3 | Внеситуативно-познавательная. | Мотивы:Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире. Средства:Речевые операции Особ-сти протекания:В первой половине дошкольного детства у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму коммуникативной деятельности. Как и вторая, она опосредствована, но вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность. Развитие любознательности и постоянное совершенствование способов ее удовлетворения, заставляют ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы. Ребенок ощущает большую неуверенность, вступив в область умозрительных рассуждений и потеряв привычную опору на чувственно данную наглядность. Сотрудничество со старшими в этой новой сфере представляется ему возможным только в случае, наличия должного признания (воспринимаемого только через похвалу) У детей появляется тяга к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они великолепно овладевают родной речью. | Первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления. | |
4 | Внеситуативно-личностная | Мотивы: Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг Средства: Речевые операции. Особ-сти протекания: Появляется к концу дошкольного возраста у детей. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он становится для дошкольника не просто индивидуальностью или абстрактной личностью, но конкретным историческим и социальным лицом. Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новая форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Ребенок теперь обращает меньше внимания на вещную сторону воспроизводимой им действительности. | Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению; создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению |
Мотивы | Роль взрослого | Для ребенка важно |
Деловые (сотрудничество в игре, общей деятельности) | Партнер (участник) совместной деятельности | Как взрослый умеет играть, что-то делать, показывать интересные предметы и т.д. |
Познавательные (познание нового) | Источник новой информации | Как взрослый слушает ребенка и отвечает на его вопросы |
Личностные (общение как самостоятельный вид деятельности) | Тот, кто способен побудить в ребенке желание осознать свои качества | Какими качествами личности обладает взрослый |
Мотивы | Роль взрослого | Для ребенка важно |
Деловые (сотрудничество в игре, общей деятельности) | Партнер (участник) совместной деятельности | Как взрослый умеет играть, что-то делать, показывать интересные предметы и т.д. |
Познавательные (познание нового) | Источник новой информации | Как взрослый слушает ребенка и отвечает на его вопросы |
Личностные (общение как самостоятельный вид деятельности) | Тот, кто способен побудить в ребенке желание осознать свои качества | Какими качествами личности обладает взрослый |