Формы общения ребенка со взрослым по М.И. Лисиной

Форма общения ребенка со взрослым, время ее появления Характеристика этой формы общения (мотив, средства, особенности протекания) Пример общения (оценка) Значение этой формы общения
1 Си­туа­тив­но-лич­ност­ная (не­пос­ред­ствен­но-эмо­цио­наль­ная) Мотивы: Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности. Неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребенка..." Cредства: Экспрессивно-мимические операции Особ-сти протекания: Эта форма общения возникает в первой —и проходит до конца первого полугодия жизни. Особенность ситуативно-личностного общения состоит в том, что в рамках этой формы коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко различать градации человека от другого. На 2-м мес. жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и инициативно. Эмоциональные экспрессии детей выполняют две функции — и выразительную, и коммуникативную.   Неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием.
2 Ситуативно-деловая (предметно-действенная) Мотивы:Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности Средства:Предметно-действенные операции. Особ-сти протекания: Эта форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 0;06 до 3;0. Но она уже не занимает место ведущей деятельности — на это место выдвигается теперь предметно-манипулятивная деятельность детей. При ситуативно-деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно — ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе.   Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи.
3 Внеситуативно-познавательная. Мотивы:Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире. Средства:Речевые операции  Особ-сти протекания:В первой половине дошкольного детства у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму коммуникативной деятельности. Как и вторая, она опосредствована, но вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность. Развитие любознательности и постоянное совершенствование способов ее удовлетворения, заставляют ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы. Ребенок ощущает большую неуверенность, вступив в область умозрительных рассуждений и потеряв привычную опору на чувственно данную наглядность. Сотрудничество со старшими в этой новой сфере представляется ему возможным только в случае, наличия должного признания (воспринимаемого только через похвалу) У детей появляется тяга к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они великолепно овладевают родной речью.   Первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления.
4 Внеситуативно-личностная Мотивы: Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг Средства: Речевые операции.  Особ-сти протекания: Появляется к концу дошкольного возраста у детей. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он становится для дошкольника не просто индивидуальностью или абстрактной личностью, но конкретным историческим и социальным лицом. Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новая форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Ребенок теперь обращает меньше внимания на вещную сторону воспроизводимой им действительности.   Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению; создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению    

 

 

Мотивы Роль взрослого Для ребенка важно
Деловые (сотрудничество в игре, общей деятельности) Партнер (участник) совместной деятельности Как взрослый умеет играть, что-то делать, показывать интересные предметы и т.д.
Познавательные (познание нового) Источник новой информации Как взрослый слушает ребенка и отвечает на его вопросы
Личностные (общение как самостоятельный вид деятельности) Тот, кто способен побудить в ребенке желание осознать свои качества Какими качествами личности обладает взрослый

 

Мотивы Роль взрослого Для ребенка важно
Деловые (сотрудничество в игре, общей деятельности) Партнер (участник) совместной деятельности Как взрослый умеет играть, что-то делать, показывать интересные предметы и т.д.
Познавательные (познание нового) Источник новой информации Как взрослый слушает ребенка и отвечает на его вопросы
Личностные (общение как самостоятельный вид деятельности) Тот, кто способен побудить в ребенке желание осознать свои качества Какими качествами личности обладает взрослый

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: