Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)

Задание 2

План-конспект по теме: «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина»

Программные задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина;

Развивающие: формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движение, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них;

Воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным.

Интеграция образовательных областей:

Познание, Речевое развитие, художественно-эстетическое, Физическое, Социально-коммуникативное, Чтение художественной литературы.

Планируемые результаты:

Умеет всматриваться в иллюстрации; замечает выразительные средства (движение, фактура шерстки животного, выражение глаз); проявляет доброе отношение к животным.

Материал:

Демонстрационный: портрет Е.И.Чарушина, эстампы «Медвежонок», «Лисенок», «Орленок»;

Раздаточный: книги Чарушина «Медвежата», «Воробьишко».

Предварительная работа:

Чтение книги Е.И.Чарушина и рассматривание его рисунков.

Методические приемы

I.Вводная часть

Организационный момент

(Дети, а сейчас сядьте на свои стульчики. Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве интересного человека)

1.2. Показ портрета художника Е.И.Чарушина, рассказ воспитателя биографии Чарушина:

«Евгений Иванович Чарушин родился в городе Вятке. Там же прошло его детство. Мальчик очень любил животных, и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой будущий художник лечил и выхаживал уток, тетерок. Родные и знакомые часто дарили мальчику животных и птиц. Женя мог часами наблюдать за их поведение, привычками. Все ему было в их жизни интересно. Вот и начал мальчик зарисовывать понравившиеся ему случаи из жизни животных. Так появилось другое сильное увлечение – рисование. Когда Женя вырос, он выучился на художника и стал рисовать замечательные рисунки из жизни животных. Рисунки Чарушина не спутаешь ни с чьими другими. Все его звери как живые».

а) вопросы к детям:

- О каком художнике я вам рассказала?

(Евгений Иванович Чарушин)

-Где он родился?

(родился в городе Вятке)

-Что любил мальчик?

(Мальчик очень любил животных)

Физкультминутка пальчиковая

«МЕДВЕЖАТА»

Наших маленьких ребят –

Пять лохматых медвежат –

Танцевать не приглашают,

Неуклюжими считают.

(Соединяем руки кончиками пальцев, ставим запястья на край стола и раскачиваем сомкнутые кисти рук вправо-влево.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будут мишки танцевать!

Раз, два, три, четыре, пять –

Всем на лапы наступать!

(На счет соединяем и разъединяем поочередно все пальцы.)

II.Основная часть

Сообщение цели

(Дети, сегодня я вас познакомлю с творчеством художника – иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина)

Рассматривание иллюстрации из книги Е.И.Чарушина «медвежата»

-Кто изображен на картине?

(медвежата)

- Давайте рассмотрим медвежат, которые изображены на обложке. Мне очень понравились эти медвежата. Посмотрите, как художник нарисовал их. Мы видим мягкие ушки, мохнатую шерстку, серьезные мордочки и толстые пятки. Один усердно сосет молоко из бутылочки, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.

-Какими изобразил Чарушин медвежат? Опишите.

(маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками)

-Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?

(Медвежата)

- Правильно, а почему?

(Потому что художник нарисовал медвежат крупно, во весь лист.)

Рассматривание картины «Лисенок»

- Кто изображен на этой иллюстрации?

(лисенок)

- Как чувствует себя лисенок в лесу?

(одиноко, страшно ему)

- Как нам об этом рассказывает художник?

(лисенок кричит, зовет маму на помощь. Страшно ему в лесу одному. Жалко лисенка.)

- Каким нарисовал художник лисенка?

(маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным)

- Ребята, посмотрите, на картине изображена елочка.

- Как вы думаете, зачем художник изобразил ее? Мы ведь знаем, что он не любил рисовать посторонние предметы.

(Художник, с помощью елочки, хотел сказать, что лисенку страшно и неуютно в лесу.)

Рассматривание картины «Олененок»

- Ребята, кто изображен на картине?

(Олененок)

- Давайте рассмотрим, каким художник изобразил олененка?

(Маленьким, беспомощным, слабым. Он с трудом стоит на ногах.)

- Ребята, какие чувства вызывает у вас это олененок?

(Любовь, жалость, желание помочь ему.)

Вывод детьми

Художник-иллюстратор Евгений Иванович Чарушин очень любил животных и заботился о них.

(И детям предлагает высказывать свои желания заботиться о животных, восхищаться их красотой, повадками, умением маскироваться.)

Физкультминутка для снятия общего утомления

«Звериная зарядка»

Раз – присядка. (Присесть.)

Два – прыжок.(Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.(“ Ушки на макушке” – зайчики)

А лисята как проснутся, (Потереть кулачком глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться)

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища)

Рыжим хвостиком вильнуть. (Движения бедрами вправо-влево)

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх)

Ну а Мишка косолапый, (Согнуть руки в локтях)

Широко расставив лапы, (Ноги на ширине плеч)

То двумя, то всеми вместе (Переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны)

Начинает все сначала.

III.Заключительная часть

Загадывание загадок воспитателем «О диких животных»

-Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(Медведь)

- Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(Волк)

- Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

- Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(ёж)

- У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

-Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга.

(олень)

-Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это…(Белка).

Рефлексия

-О ком мы сегодня говорили?

(о художнике-иллюстраторе)

-Как зовут художника-иллюстратора?

(Евгений Иванович Чарушин)

-Что он любил изображать?

(животных)

Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)

 

Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.). Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Исследователь И.Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма. На ранней ступени развития ясность, простота и выразительность графического произведения являются основными условиями, выдвигаемыми к изображению. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации "для самых маленьких" не должны содержать светотень и перспективу. И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований – предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, "природной" раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий. Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста, и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда "понимал" картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом. В более старшем возрасте у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире – работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Главная задача воспитателя – вызвать интерес и желание рассматривать книжные иллюстрации, узнавать и называть знакомые персонажи и предметы. А для этого необходимо подбирать книги с иллюстрациями, на которых главные персонажи изображены крупно, реалистично, высокохудожественно, без лишней набросочности, штриховки, нарочитой незаконченности. Наиболее доступны в младшей группе иллюстрации к русским народным сказкам. Здесь нет загроможденности, все образы героев четко прорисованы, узнаваемы, главные герои изображены крупно, характерно, что вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, учит видеть красоту цвета и форм. В средней группе иллюстрации усложняются, становятся более характерными, увеличивается количество изображенных на них героев, прорисовываются детали. Это дает возможность научить детей чувствовать настроение, взаимоотношения персонажей, видеть в иллюстрации некоторые изобразительные средства, сочетание красок, расположение предметов. В старшей и подготовительной группе рисунок усложняется вслед за текстом, в иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение – необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Это позволяет подвести детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено), формировать навыки активного и последовательного рассматривания изображенного образа, зрительную «насмотренность» художественных образов, эмоциональную отзывчивость. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере зависит от общего культурного уровня и мастерства педагога. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Опыт подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст. После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Само собой, разумеется, есть и исключения из изложенного выше правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т.е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям – даже корыта и т.п. Выбор иллюстраций – важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: "... наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности". Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей меняются приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Рассмотрим некоторые из них: ▪ узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?", "Покажи, где кто или что?"); ▪ соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам...", "Какие слова подходят к этой картинке?"); ▪ оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?"); ▪ сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению; ▪ игра-соревнование – "Кто больше увидит на картинке?"; ▪ называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке) – покажи, где петушок, дотронься до него пальчиком, где у петушка гребешок; ▪ сравнение картинок: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет (покажи картинку, где петушок поет и т.д.); ▪ предложить ребенку поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине, ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя; ▪ вопросы, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя; ▪ вопросы, выявляющие отдельные свойства характера персонажа, его поступки, помогающие детям делать несложные выводы, обобщения; ▪ знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; ▪ просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом). Описанные выше приемы позволяют провести занятие по ознакомлению с рисунками любого художника-иллюстратора. Задача воспитателя – ввести малыша в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: