Основные этапы организации исследования

Научное исследование может быть условно подразделено на три этапа:

1. Установочный этап

2. Собственно исследовательский этап

3. Этап обработки исследования

На установочном этапе происходит:

- выбор темы исследования,

- определение объекта и предмета исследования,

- постановка целей и задач исследования,

- выбор методов исследования.

На исследовательском этапе происходит информационная проработка темы, результатом которой являются: обзор литературы по теме исследования; сформированная картотека публикаций по теме, попутно собранная информация. Проводится эксперимент или теоретическая работа с получением собственных результатов исследований.

На этапе обработки исследований происходит подготовка и написание научного текста, которая складывается из:

- формирования замысла,

- отбора и подготовки материалов,

- группировки и систематизации материалов,

- обработки рукописи.

ЭТАПЫ

Выявление потребностей в проведении исследования. Анализ проблем, вызывающих эти потребности.

2. Выявление предмета и объекта исследования.

3. Выбор методологии проведения исследования.

4. Анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования.

5. Выбор метода (методов) проведения исследования.

6. Организация проведения исследования.

7. Анализ результатов исследования. Выработка и обоснование рекомендаций (предложений).

 

На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время [5].

Содержание второго этапа — закономерное продолжение первого. Это выявление объекта и предмета исследования. Объект исследования — это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. По своему содержанию понятие «предмет исследования» значительно уже понятия «объект исследования».

Выбор предмета исследования:

– ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы;

– очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрации исследовательского процесса.

Объект и предмет исследования могут выступать в трех видах:

1) организационные, экономические (материальные) отношения;

2) отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;

3) система понятий, категорий, накопленных знаний.

На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации [8, 14].

Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. На основе опыта можно выделить и сопоставить следующие цели исследования [5].

На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.

Шестой этапзаключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований [8].

На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты [8].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: