Оборотные активы − это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые, как минимум, однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.
В отличие от основных средств, которые неоднократно участвуют в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь изготовленный продукт.
Источниками формирования оборотных активов являются собственные, заемные и привлеченные средства. В состав собственных источников формирования минимальной потребности предприятия в оборотных активах входят: уставный капитал, излишки оборотных средств на начало планируемого года, прибыль, устойчивые пассивы, фонд накопления, целевое финансирование.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой показателей:
1. Собственный оборотный капитал (собственные оборотные средства) характеризует ту часть оборотных активов, которая финансируется за счет собственных средств или долгосрочных обязательств.
|
|
где СОК – собственный оборотный капитал;
СОК должен быть > 0.
Наличие собственных оборотных средств − необходимое условие обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Минимальное значение данного показателя рекомендуется устанавливать в размере 10% от общего объема оборотных активов. Чем выше данный показатель, тем устойчивее финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей к проведению независимой финансовой политики. Однако иметь слишком высокий показатель (более 50% оборотных активов) не очень хорошо, так как предприятие неэффективно использует денежные средства.
2. Оборачиваемость оборотных средств − это длительность одного полного кругооборота средств, от приобретения производственных запасов до реализации готовой продукции и поступления денег на расчетный счет предприятия. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукции предприятие может произвести использованием одной и той же суммы оборотных средств. Оборачиваемость зависит от специфики производства и условий сбыта продукции, особенностей в структуре оборотных средств и других факторов.
Скорость оборачиваемости оборотных средств исчисляется с помощью следующих показателей:
a) коэффициент оборачиваемости – количество оборотов, которые совершают за анализируемый период оборотные средства и их отдельные элементы.
Коэффициент оборачиваемости исчисляется по следующей формуле:
|
|
где В – выручка,
Соб – среднегодовая стоимость оборотных активов;
b) коэффициента загрузки оборотных активов − показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Он показывает, сколько оборотных средств приходится на 1 руб. выручки от реализации продукции. Коэффициент загрузки рассчитывается по следующей формуле:
где КЗОС − коэффициент загрузки оборотных активов;
Коб — коэффициент оборачиваемости оборотных активов;
c) период оборачиваемости − средний срок, за который возвращаются вложенные в производственно-хозяйственные операции денежные средства.
Длительность одного оборота оборотных средств рассчитывается по формуле:
где Доб – период оборачиваемости;
Т − количество дней в анализируемом периоде (год − 360 (365) дней, квартал − 90 дней);
Коб − коэффициент оборачиваемости
Различают общую и частную оборачиваемость.
Общая оборачиваемость характеризует интенсивность использования оборотных средств по всем фазам кругооборота, не отражая особенностей кругооборота отдельных элементов или групп оборотных средств.
Частная оборачиваемость отражает степень использования оборотных средств в каждой отдельной фазе кругооборота, в каждой группе, а также по отдельным элементам оборотных средств (оборачиваемость запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности и т.п.).
Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективней они используются. Ускорение оборачиваемости ведет к высвобождению части оборотных средств (материальных ресурсов, денежных средств), которые могут быть использованы предприятием на дальнейшее расширение производства, освоение новых видов продукции, улучшение снабжения и сбыта и другие меры совершенствования предпринимательской деятельности.
Относительное высвобождение оборотных средств представляет собой разность между потребностью в оборотных средствах организации, исчисленной исходя из плановой или фактически достигнутой оборачиваемости в отчетном году, и той суммой, с которой организация обеспечила выполнение производственной программы в следующем году.
Относительное высвобождение оборотных средств в результате изменения длительности одного оборота определяется следующим образом:
где − период оборачиваемости оборотных средств в отчетном периоде, в днях;
− период оборачиваемости оборотных средств в базовом (предыдущем) периоде, в днях;
− среднедневная выручка от реализации продукции в отчетном периоде.
Оборачиваемость оборотных средств может ускоряться или замедляться. При замедлении оборачиваемости в оборот вовлекаются дополнительные средства. Эффект ускорения оборачиваемости выражается в сокращении потребности в оборотных средствах в связи с улучшением их использования, их экономии, что влияет на прирост объемов производства и, как следствие, на финансовые результаты.
Сущность, необходимость и цели планирования в организации. Принципы и методы планирования.
Планирование является основной функцией менеджмента, которая связывает все управленческие функции. Без планирования организация не в состоянии четко определить свои цели и направления деятельности.
Планирование – это вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации, пути и способы его достижения.
Цель планирования – определение необходимого количества ресурсов, внедрение нововведений для адекватного реагирования на изменения внешней среды. Планирование является необходимым условием успешной деятельности организации в будущем, это процесс подготовки обоснованных перспективных решений.
Главная задача планирования, как функции менеджмента, заключается в следующем:
|
|
− дает ориентиры будущего состояния организации;
− оказывает содействие решению проблем, которые возникают в процессе работы;
− стимулирует организацию, координацию и мотивацию работы;
− порождает полезную информацию на основании сигналов обратной связи о фактическом состоянии управляемых объектов;
− требует повышения квалификации персонала;
− делает необходимым контроль выполненного, учет, анализ.
Принципы планирования (по А. Файолю):
− принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
− принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;
− принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;
− принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;
− принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.
|
|
Методы планирования:
1) Нормативный метод. Его сущность заключатся в расчете необходимых ресурсов для деятельности предприятия на основе установленных ставок налогов, уровня амортизационных отчислений и прочих элементов. То есть особое внимание уделяется имеющимся нормам и техническим нормативам.
2) Балансовый метод. Его основа – составление специализированных форм отчётности. Они носят название балансов. Благодаря этому происходит состыковка финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, и потребности в них. Планирование в экономике с использованием балансового метода позволяет спрогнозировать необходимость поступления средств в фонды.
3) Бюджетный метод. Его еще называют бюджетированием. Он предполагает создание адекватной системы управления финансовыми средствами, которая основывается на разработке бюджетов. Особенность в строгой иерархии. Это позволяет четко контролировать поступление и расход средств, а также создает прочный фундамент для разработки эффективного стратегического плана.
4) Экономико-математический метод. Заключается в построении модели, которая отражает взаимосвязь показателей и факторов. Здесь используются таблицы, уравнения, графики, неравенства и прочие математические приемы.
5) Программно-целевой метод. Представляет собой целую систему выработки разнообразных решений, принимаемых на всех уровнях, но четко связанных друг с другом.
6) Расчётно-аналитический метод. Предполагает разбиение всех работ и группировку имеющихся ресурсов по составным элементам и существующим взаимосвязям. Также производится анализ наиболее эффективного варианта и составление на основании этого макета плана.
7) Экспериментальный метод. Предполагает разработку норм, моделей на основании замеров и проведения опытов. Здесь также принимается во внимание профессионализм менеджеров, специалистов по планированию и прочего персонала.
8) Отчетно-статистический метод. Это планирование, которое основывается на отчетной, статистической информации. Она должна характеризовать текущее состояние предприятия и свидетельствовать о любых изменениях, происходящих в нем.
Рассмотренные выше методы финансового планирования позволяют составить варианты развития текущего состояния предприятия, предусмотреть проблемы, подготовить пути их решения. В условиях нынешней экономической ситуации это особенно важно для руководства любой организации. Методы планирования дают возможность хозяйствующему субъекту быть гибким и быстро приспосабливаться к внешним воздействиям.