Индивид – человек как неповторимый представитель рода с психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылок развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность – своеобразие психики и личности у индивида, ее неповторимость (она проявляется в чертах темперамента, характера, способностях, эмоциональной и волевой сферах, интересах, склонностях).
Чтобы стать личностью человек должен в деятельности, на практике проявить и раскрыть свои внутренние свойства заложенные природой и сформулированные жизнью и воспитанием.
Основные характеристики движущих сил, противоречий и всеобщих законов развития:
Движущими силами развития является борьба противоречий – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они возникают очень часто как следствие изменения потребностей, порожденных развитием личности. Сам человек состоит из множества противоречий.
В процессе развития человек реализуются всеобщие законы развития:
· закон единства и борьбы противоположностей. В его основе лежат противоречия. Противоречия бывают: внутренние и внешние, общие и индивидуальные;
|
|
Внутренние противоречия – противоречия порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека (противоречия между хочу и могу, знаю или не знаю, можно и нельзя, есть или нет).
Внешние противоречия – противоречия порожденные взаимодействием человека с окружающим миром, с другими людьми, обществом.
Общие (универсальные) – противоречия движущие развитием каждого человека и всех людей (между потребностями и возможностями).
Индивидуальные – противоречия обусловленные ситуацией развития каждого человека.
· закон перехода количественных изменений в качественные – закон развития личности;
· закон отрицания отрицания – используется в педагогике когда мы изучаем мышление и развитие нравственной сферы личности. Действие этого закона полностью проявляется в целостном процессе развития;
· биогенетический закон – немецкого педагога Э. Геккеля и Ф.Мюллера: связь природных условий и форм человеческого развития, т.е. большое внимание уделяется индивидуальному развитию личности во время всей жизни.
Условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит и в котором что-либо происходит.
Условия: внешние и внутренние.
Внешние условия – окружающая среда человека, в которой он живет и развивается.
Внутренние условия – физиологические и психические свойства организма.
Таким образом, в процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения и это ведет к дальнейшему развитию личности.
|
|
Факторы развития личности:
Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.
Факторы, влияющие на развитие личности:
· среда;
· наследственность;
· деятельность;
· воспитание.
Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.
Среда бывает 3 видов:
- биологическая (климат);
- социальная (общество);
-педагогическая (учителя, семья, коллектив).
Наследственность – это те психофизические и анатомо-физиологические особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).
Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.
Воспитание – целенаправленный специальноорганизованный процесс формирования личности.
Факторы:
Внешние(биологические):
-наследственность;
-собственная активность человека, порожденная противоречиями.
Внутренние(социальные):
-среда (биологическая, социальная, педагогическая);
- воспитание (в широком и узком педагогическом смысле, широком и узком социальном смысле)
Буржуазные теории развития и воспитания личности:
Существует 3 основных направления:
· биологизаторское;
· социологизаторское;
· биосоциальное.
Биологизаторское. Представители этого направления считали, что человек как личность формируется по заранее заложенной в нем программе. Качества и свойства, которые в нем заложены развертываются самопроизвольно, педагог лишь способствует реализации этой программы.
Биологизаторская теория – это главная теория воспитания, она предлагает учителю не вмешиваться в естественный ход развития ребенка, т.к. воспитание ничего не может изменить и оно должно быть приспособлено к способностям и задаткам ребенка.Поэтому образование следует давать лишь детям с высокими умственными способностями. Эти способности определяются с помощью тестов, где вычисляется коэффициент умственной одаренности.
Социологизаторское направление – представители этой теории самым важным в развитии ребенка считали условия его жизни, особенности окружающей среды. Некоторые из них утверждали, что от рождения все дети обладают равными возможностями. Однако человек должен приспосабливаться к окружающей его среде. Поэтому возникают отличия между людьми, которые находятся в разных условиях жизни.Дети, которые выросли в неблагоприятной среде не развиты интеллектуально и поэтому им бесполезно давать образование.
Биосоциальная теория – представители этой теории считали, что человек существо и биологическое и социальное: психические процессы (память, мышление, внимание, речь, воображение, восприятие) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специальных воздействий социальной среды.При данном подходе недостаточное значение уделяется роли самовоспитания и деятельности.