Содержание понятия «религия». Структура и функции религии в обществе

На протяжении всей истории развития культуры общества человек стремился объяснить сложное социальное явление – религию, причины и условия ее возникновения. Отдельные представители науки и культуры в соответствии своим философско-мировоззренческим взглядов давали различные определения сущности и происхождения религии. Античные мыслители V ст. до н.э. Анаксагор, Ксенофан представляли, что люди сами себе придумали богов по своему образу и подобию. Критий и Полибий считали, что люди придумали богов, чтобы нагонять на других страх и заставлять их выполнять законы. По представлениям Демокрита, в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы. По Эпикуру, богов создали страх и никчемность.

Философы 17-18 ст. также оставались в плену представлений о религии как обман народа. Томас Гоббс считал, что религия основывается на выдумках государства. Французские просветители 18 ст. Руссо, Вольтер, Маришель и др. понимали религию как определенный обман народа корыстными правителями и жрецами.

Рассмотрим, какие же существуют представления о понятии «религия».

 Определенное распространение в сознании получили традиционно-обыденные представления о религии – как о совокупности легенд, фантастических выдумок. Но если религия действительно является только следствием выдумок, мифом, почему она имеет огромное влияние на сознание и поведение людей? Существует представление, что религия – это набор абсурдных, примитивных понятий, ненужных представлений, которые присущи людям с низким уровнем культуры и образования. Но как объяснить тот факт, что верующие были и высокообразованными и культурными людьми.

Кроме обыденных представлений о религии существуют научно-теоретические представления. Например, французский социолог Э.Дюркгейм считал религию как социальное явление, которое формирует идеалы, которые стимулируют общественное развитие.

Марксизм также определял религию как социальное явление – «Опиум для народа». З. Фрейд и его последователи рассматривали религию с позиций психоанализа. По учению Фрейда: бог – это не что иное как просто восприятие отца (человека, который бы его защищал, контролировал, наставлял); религия возникает в случае возникновения неудовлетворенных желаний у человека.

Итак, религия – сложное явление общественной жизни. Религия – единственное явление общественной жизни, которое утверждает и стремится обосновать существование сверхъестественного: Бога, богов, дьявола, духов, чудес. Религия – одна из форм общественного сознания. Религия – это мировоззренческая форма общественного сознания и определяет миропонимание человека. Религия – это наиболее постоянная форма общественного сознания, которая меньше всего поддается изменениям. Спецификой религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Любые стороны общественного бытия человек воспринимает через призму сверхъестественного и осознает себя как его неотъемлемая часть. Условия собственной жизни человек воспринимает как следствие вмешательства добрых или злых сверхъестетвенных сил.

Таким образом, религия – это форма общественного сознания, в которой иллюзорно отражаются силы, которые господствуют над человеком в его повседневной жизни и которые трансформируются в его сознании в форме неземных сил.

Итак, религия представляет собой сложное, многоуровневое явление. Поэтому изучение религиозного феномена осуществляется целым рядом дисциплин.

Все современные религии имеют свою структуру, которая состоит из следующих частей: религиозное сознание, религиозные отношения и деятельность, религиозные организации и институты.

Религиозное сознание – это форма общественного сознания, совокупность идей, мифов, взглядов и представлений, чувств и эмоций, традиций и обычаев, в которых отражается окружающий мир через представления о сверхъестественном. Основным признаком религиозного сознания является вера в реальное существование сверхъестественных сил и существ. Религиозная вера – достаточно сложное психологическое чувство человека. Религиозное сознание содержит идею бога, мифы или легенды о создании мира, об ангелах, рае, аде, грехе и т.д. Религиозное сознание проявляется на обыденном и теоретическому уровнях. Обыденное религиозное сознание – это присущие массе верующих представления об объекте их каждодневного поклонения, которые формируются в процессии их обыденной жизни. Теоретический уровень – это концепции, учения, систематизированные, отработанные теологами, т.е. учеными-богословами.

Религиозная деятельность – это вид социальной деятельности, которая делится на внекультовую и культовую. Внекультовая религиозная деятельность – это когда верующие и религиозные общины ведут благотворительную, миссионерскую, преподавательскую деятельность, пропагандистскую, реставрационно-строительную работы.

Важным видом религиозной деятельности является культ. Содержание культа определяется культовыми текстами, к которым принадлежит Святое Письмо, молитвы, псалмы, песни и т.д. Воспроизводство этих текстов во время проведения культов формирует в сознании верующих религиозные образы и представления, принципы религиозной идеологии. Существует два вида культовых действий: 1) магия (колдовство); 2) умилостивление. Магия – система действий, с помощью которых влияют на сверхъестественное. Виды магии: промышленная, военная, лечебная, любовная и др. Культ умилостивления обращен к Богу или духам и состоит из жертвоприношения, обрядов, молитвы, богослужения и т.д. Способы осуществления культовой деятельности – храм, молитвенный дом, искусство, культовые предметы (крест, свечи, иконы, кадило и т.д.). Особенное, символическое значение среди средств культа имеют храмы, соборы, мечети и т.д. Культовая деятельность регламентируется церковными канонами (правилами).

Религиозные отношения – вид идеологических отношений, которые реализуются через отношения верующих, религиозные связи общин и церквей. Религиозные отношения могут иметь разный характер – солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и враждебности.

Религиозные организации и институты. Религия как социальное явление имеет свои организационные формы. Самой распространенной организационной формой религии является церковь. Церковь – это объединение верующих на основе общих догматических представлений, обрядов и канонов. Следующая форма религиозной организации – секта. Это относительно закрытое объединение единоверцев, которое возникает как оппозиционное течение к существующей конфесии. Для секты характерны изоляционизм, фанатизм определенной части верующих. Деноминация – это специфическое религиозное объединение, которое находится на стадии становления, организационного оформления. Деноминация характеризуется собственным самоуправлением, отсутствием священников и т.д. В определенных условиях у деноминации может возникнуть тенденция преобразования в церковь или секту.

Отдельно от религиозных организаций существуют разные религиозно-политические институты, религиозно-политические партии, международные религиозные объединения и т.д.

Любая религия, существующая в обществе, выполняет определенные функции, которые характеризуют сущность влияния церкви на социальные отношения. Функции – это способы воздействия религии на общество.

Мировоззренческая функция. Религия как мировоззрение дает верующему определенную сумму знаний, понятий, ценностей. Благодаря этому мировоззрению человек мотивирует свое отношение к миру, свое место в обществе, решает вопрос смысла жизни. Религиозное мировоззрение – это духовно-практическое преобразование мира соответственно идеалам, надеждам и потребностям верующего. Это особенная форма мышления и познания мира, которая реализуется в поведении и отношениях верующих.

Интегративная функция. Способность религии быть способом идейного объединения, консолидации масс, индивидов и институтов. Интегративная функция религии – конкретно-историческая. При одних исторических условиях вероисповедание может объединить, а при других – выполнять дезинтегративную роль (ослаблять стабильность между конфессиями, в обществе в целом и т.д.). Благодаря интегративной функции верующий соотносит себя с определенной социальной группой. Он может осознавать себя, например, христианином, мусульманином, буддистов и т.д.

Комуникативная функция – это использование религии как средства общения между верующими в пределах единого вероисповедания. Она является производной от интегративной функции и позволяет устанавливать хозяйственно-бытовые, семейные и другие связи на основе единого вероисповедания.

Регулятивная функция – это способность религии быть способом регулирования поведения людей, определение стереотипа этого поведения благодаря существованию в религии системы норм и правил. Религиозное регулирование осуществляется прежде всего в культовой деятельности через систему разнообразных запретов и наставлений, которых верующие должны обязательно придерживаться.

Иллюзорно-компенсаторная функция – способность религии иллюзорно создавать определенные социальные отношения, в которых человек чувствует себя свободным и счастливым. Религия дает человеку эмоциональное утешение перед состоянием неопределенности, неуверенности, страданий, насилия и т.д. Религия помогает человеку свести до минимума неудовлетворение и разочарование.

Определенные социальные функции выполняет и религиозная культовая деятельность. Основная функция религиозного культа – это воссоздание, укрепление и усиление религиозные идей и представлений. Религиозный культ выполняет и психологическо-терапевтическую функцию, то есть выступает средством психологического влияние на личность. Религиозный культ выполняет и эстетическую функцию, то есть с помощью использования разнообразных видов и жанров искусства удовлетворяются эстетические потребности верующих, формируются эстетические чувства.

Определенные функции в обществе выполняют религиозные объединения и организации, которые действуют в пределах одного государства. Вот некоторые из них:

функция богослужения – удовлетворения религиозных потребностей верующих через проведение проповедей, обрядов, ритуалов и церемоний культа духовенством;

миссионерская функция – распространение с помощью миссионеров (священников) вероучения. Она осуществляется как среди иноверцев, так и среди неверующих. Любая церковь пропагандирует свое вероучение, чтобы привлечь новых членов (адептов). Осуществляется оно разными методами и формами (например, насильственное привлечение к католической церкви народов Африки и Америки в 17-18 ст.; использование денежного вознаграждения для привлечения к Российской православной церкви народностей Поволжья – мордвы, чувашей и др. в 18 ст.);

пропагандистская (идеологическая) функци я – распространение с помощью радио, телевидения, газет и журналов, кино и театра религиозных вероучений. Современные церкви владеют соответствующими трансляционными каналами идеологического влияния на людей. Стремясь распространить влияние религии, церковь часто проводит богослужения и чтение проповедей в общественных местах (стадионы, дворцы спорта, клубы и т.д.);

политическая функция – это деятельность церкви и священнослужителей, а также религиозных организаций в политической жизни страны, в управлении государством. Государство использует церковь как способ контроля за политической благонадежности людей, полицейского надзора, политического воспитания людей. Так, на Руси царь Петр I официально вводил полицейское наказание за отказ от исповеди, и одновременно обязал священников докладывать о политической крамоле, которую он узнает во время тайны исповеди. У нас также существует проникновение церкви в социально-политическую жизнь общества, благодаря созданным политическим партиям;

хозяйственно-экономическая функция – находит проявление в ведении хозяйства, в производстве культовых предметов и сельскохозяйственной продукции для внутренних потребностей, проведение реставрационно-строительных работ;

благотворительная функция – осуществляется через систему материальной помощи разным общественным организациям: помощь жертвах стихийных бедствий, сохранение и восстановление памятников культуры и истории;

филантропическая функция очень похожа на благотворительную функцию и осуществляется с помощью непосредственного, за счет церкви, содержания приютов для сирот, инвалидов, больниц для бедных, детских учреждений и т.д.;

просветительская функция состоит в распространении церковью или ее организациями определенной суммы знаний об истории или культуре, морали т.д. Она проявляется: в подготовке кадров духовенства в соответствующих учебных заведении (академии, семинарии, школы); в осуществлении религиозного просвещения среди верующих и неверующих (воскресные школы, церковные школы); в содержании общеобразовательных и высших учебных заведений; в воспитании людей с помощью издания и распространения литературы; в праздновании различных церковно-исторических дат и событий;

функция сохранения национальной культуры и языка – проявляется через сохранение национальных традиций и обычаев, национального языка, этнической психологии. Может быть средством влияния на национально-этнические отношения, межнациональные конфликты и национально-освободительную борьбу;

создание норм и правил, которые помогают церкви осуществлять свое господство, контролировать поведение верующих и создавать соответствующую церковную структуру.

Такие функции и роль религии в обществе. Они, конечно, исторически изменялись, зависели от существующего политического строя страны и других факторов. Но церковь как объективно существующий социальный институт обязательно находила достойное место в структуре социальных отношений.

 

 

Классификации и типы религий.

Классификация религий. В мире существует, а еще больше существовало, разнообразных религий и религиозных образований. Тем не менее, никому не удалось получить исчерпывающую информацию о количестве религий, разработать какую-либо оптимальную классификацию религий. Для изучения и анализа религии как социального явления используют различные признаки, которые закладываются в основу создания классификации. Так можно использовать этнические признаки, и говорить о существовании религий скандинавов, египтян, греков, римлян, славян, украинцем, немцев и т.д. Можно использовать фактор времени, а значит рассматривать религии как древнейшие, древние, периода античности, средних веков, современные. Часто используется классификация по уровню организации: церковь, конфессия, деноминация, секта. В этом случае под церковью обычно понимается широкие объединения верующих, принадлежность к которым определяется свободным выбором индивида или традицией, в которых фактически отсутствует постоянное и контролируемое членство, существует четкое отделение духовенства, организованного по иерархическому принципу, от основной массы верующих и подчеркивается традиционность руководства верующими. Конфессия - это определенное направление или группа направлений в рамках той или иной религии. Деноминацией в религиоведении обозначается религиозное объединение, находящихся в стадии становления и организационного оформления. Под сектой понимается вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям, в которой присутствует, особенно в начальный период их существования, радикализм учения, проповедь собственной исключительности и единоспасающей силы своего учения, развиты настроения избранности, проявляется резкое противопоставление себя другим религиозным направлениям и внешнему миру. Секты обычно отличаются харизматическим или авторитарным типом лидерства, строгой дисциплиной и принятым в организации нравственным и поведенческим нормам. Часто секты создают собственную субкультуру, отличающую ее носителей от остальных людей.

Нередко религии характеризуют по определению объекта веры: монотеизм, политеизм, генотеизм. По взаимоотношению с государством и правом действуют религии государственные и отделенные от государства, непризнанные государством и запрещенные. Далее можно использовать статистический анализ и рассматривать религии по количеству приверженцев. И в конце концов, в зависимости от целее, задач и интереса исследований можно создавать и другие классификации, которые могут помочь в понимании сложных религиозных процессов.

Среди многочисленных попыток классифицировать религии зачастую используется так называемый эволюционный подход, при котором все религии объединяются в следующие группы по времени функционирования:

1. Первобытные (ранние) формы религии: тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, аниматизм, анимализм и др.

2. Ранние национальные религии: религия Древнего Египта, религия народов Междуречья, религии Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая религия, религия Древнего Рима, религии доколумбовой Америки и др.

3. Поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм и др.

4. Мировые религии: буддизм, христианство (в его конфессиональных проявлениях - православие, католицизм, протестантизм), ислам.

5. Нетрадиционные религии и новые религиозные движения:

- Неохристианство: Церковь Воскресающейся Богородицы, церковь Иисуса Христа святых последних дней, Новоапостольская церковь, Церковь полного Евангелия, Церковь последнего Завета и др.

- Религии ориенталистского (восточного) направления: Международное общество сознания Кришны, Международное общество «Вселенская чистая Религия», последователи Саи Баби, центры Шри Чинмоя, Ошо Раджниша, Дзен буддизм, нитерен, Карма Кагью и др.

- Синтетические религии: Вселенская церковь Великое Белое братство ЮСМАЛОС, церковь Унификации, Всемирная вера Бахаи и др.

- Эзотерические объединения: теософия, антропософия, братство Грааля, международный центр Рерихов и др.

- Неоязычество Объединение Родноверов Украины, Родовое огнище Православной веры, Собор Родной Украинской Веры, Русский Православный Круг, РУН-вера, Ладовера и др.

- Сайентологические (наукообразные) движения: дианетика, наука разума, христианская наука и др.

- Сатанизм.

- Оккультизм: герметизм, астрология, неошаманизм, Новая эра, Век водолея и др.

- Движения последователей П. Иванова, К. Кастанеды, Анастасии, Г. Грабовского, В. Карелина, Е. Березикова, С. Пеуновой, В. Синельникова и др.

Элементы предложенных классификаций можно определять как типы религий, которые обладают своими специфическими чертами и особенностями, а могут иметь и определенные сходные черты. А это значит, что классификации и типологии различных религиозных взглядов и религий предоставляют возможность для изучения и понимания роли, сущности, значения религии, как в прошедшие времена, так и для современного общества.

1. Чем обуславливается потребность в такой науке как религиоведение?

2. Что такое религиоведение?

3. Назовите структурные части религиоведения?

4. Что является предметом религиоведения?

5. Что составляет структуру религии?

6. Какие функции осуществляет религия в обществе?

Вопросы для размышлений

1. Почему при анализе какого-либо религиозного образования нужно использовать как теоретическое, так и историческое религиоведение?

2. Какое место, по вашему мнению, занимает вера в жизни человека?

3. Какое место занимает религия в жизни общества?

4. Что главенствует в религии вера или разум?

5. Может ли общество прийти к атеизму?

Термины, которые нужно запомнить:

вера, монотеизм, неотомизм, политеизм, религиоведческая концепция, религиозная идеология, религиозная психология, религиозное сознание, религиозные организации, религиозные чувства, религиозный культ, религия, теология, функции религии.

Дополнительная литература к первой лекции

1. Ажыбекова К.В. Молодежь и проблемы психологии и религии. - М., 1990.

2. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

3. Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1996.

4. Дейвис Брайнен. Вступление к философии религии. - К., 1996.

5. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. - М., 1993.

6. История религии в Украине: Учебное пособие. - К., 1999.

7. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989.

8. Кузнецов В.М. Эмоции и религия. - К., 1967.

9. Методологические вопросы современного религиоведения. - М., 1990.

10. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2000.

11. Поликарпов В. С. История религий. Лекции и хрестоматия. - М, 1997.

12. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М., 1992.

13. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Л. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов-на-Дону, 1996.

14. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М., 1986.

15. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь. - М., 1980.

16. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1991.

17. Фромм Э. Психоанализ и религия. В кн: Сумерки богов. - М., 1990.

18. Шахнович М.И. Тайна богов. - М., 1990.

19. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явления. - М., 1982.

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1985.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: