Образование и наука в античной культуре

Грек в идеале должен быть образован. Быть образованным означало не только располагать определенной суммой знаний, но и быть способным к длительному, целенаправленному образованию, предрасположенным к тяжелому умственному труду. Для этого человек должен быть внутренне организован, собран, уметь владеть собой, быть нравственным.

Уже в эпоху архаики, что нашло отражение в поэмах Гомера, идеал образованности являл благородный герой, служивший своему наставнику словом и делом. В образе учителя выступал «мудрейший из кентавров Хирон». Герой в совершенстве владел всеми видами оружия, с успехом участвовал в спортивных и игровых состязаниях, прекрасно пел, играл на лире, танцевал и обладал даром красноречия. Он должен был превосходить всех

В Греции в связи с этим существовало две системы воспитания и образования: спартанское и афинское.
В Спарте, особенно в VII-V вв. до н.э., дети получали одностороннее военное образование. Упор делался на закаливание организма, физическую выносливость, поэтому даже девушки должны были заниматься гимнастикой. Впрочем, девушек обучали музыке, танцам и пению. Но все же музыкальное образование было сведено к минимуму. Следствием подобной однобокости явилось культурное обеднение и духовная пассивность. В Афинах гомеровский идеал образованности нашел в VI-V вв. до н.э. свое дальнейшее развитие в форме мусическо-гимнастического образования. К мусическому относились все искусства: поэзия, музыка, театр, изобразительное искусство, скульптура, а также искусство счета, речи и даже философия. К V в. до н.э. в Афинах не было ни одного неграмотного.

В Греции была создана стройная система античного образования, которая сохранила свое значение не только до конца античного периода, но в основных чертах дошла до нашего времени: на первой стадии начального элементарного образования дети обучаются чтению, письму и счету, наряду с ними даются уроки гимнастики и музыки. Затем следует более высокая ступень образования — в гимнасиях изучаются грамматика, риторика, а также математика, обучение спорту и музыке продолжается на более высоком уровне. Кульминацией учебного процесса было изучение философии и риторики.

В Риме идеалом считался крестьянин-воин. Поэтому в качестве необходимых знаний кроме умения читать, писать и считать нужно было иметь знания сельскохозяйственные, врачевания, красноречия и военного дела. Со II в. до н.э. в Рим начинает проникать греческая система образования, хотя окончательное утверждение ее относится к 1 в. до н.э., правда с римскими особенностями.

Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с VI в. до Р.Х. до начала VI в. после Р.Х., от возникновения первых философских учений «о природе вещей» (ранней греческой натурфилософии) до падения Римской империи и закрытия Академии Платона в Афинах (529 г.).

В это время в Древней Греции и Древнем Риме наука поднимается на качественно новый уровень в сравнении с наукой Древнего Востока: впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные системы. Научное знание впервые становится предметом философской рефлексии: появляется и теория науки.

Новый уровень был достигнут благодаря возникновению философии, то есть мировоззрения, принципиально отличного от религиозно-мифологического взгляда на мир в цивилизациях Древнего Востока. Если в последних элементы научного знания были «вплетены» в сакрально-когнитивные комплексы, целиком подчинены религиозным или хозяйственно-государственным нуждам, то в античности появляется чистая наука, выступающая совершенно самостоятельно и свободно, вне связи с обязанностями чиновников и жрецов.

Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных, бестелесных сущностях, дедуктивной системой, выводящей и доказывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов. Достигла вполне зрелого, развитого вида элементарная математика постоянных величин. На основе чистой математики становится возможным создание теоретической астрономии, в том числе геоцентрической системы мира, господствовавшей в Европе до XVI в.

В это время появляется натурфилософия, как исторически первая форма теоретического познания природы, формируются основные категории, принципы и программы научного естествознания, выделяется ряд конкретных областей научного исследования, от теории музыки, статики, гидростатики, ботаники и зоологии до грамматики, риторики, экономики, права и политики.

Некоторые из крупнейших научных достижений античности:

  • атомистика Демокрита (V в. до Р.Х.), Эпикура (III в. до Р.Х.) и Лукреция (I в. до Р.Х.);
  • диалектика и теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до Р.Х.);
  • теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до Р.Х.);
  • метафизика, физика, логика, психология, этика, экономика, поэтика Аристотеля (IV в. до Р.Х.);
  • геометрия и теория чисел, изложенные в форме дедуктивной научной системы в «Началах» Евклида (III в. до Р.Х.), но подготовленные в пифагорейском союзе и Академии Платона;
  • статика и гидростатика Архимеда (III в. до Р.Х.), его математические работы по вычислению площадей и объёмов;
  • теория конических сечений Аполлония (III-II в.в. до Р.Х.);
  • геоцентрическая астрономия Клавдия Птолемея (II в.), гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (III в. до Р.Х.), работы Эратосфена (III в. до Р.Х.) по определению радиуса Земли и расстояния до Луны;
  • теория архитектуры Марка Витрувия (I в. до Р.Х.);
  • исторические труды Геродота и Фукидида (V-IV вв. до Р.Х.), Цезаря (I в. до Р.Х.), Тацита (I-II вв.) и др.;
  • медицина Гиппократа (V в. до Р.Х.) и Клавдия Галена (II в.).

классическая система римского права, труды древнеримских юристов, и др.

Античная наука в общем и целом имеет теоретически-созерцательный характер. Это не означает, что она имеет чисто «умозрительный» или «спекулятивный» характер. Она опирается и на обыденный жизненный опыт, и на специальные систематические, внимательные, тонкие наблюдения, и на обширный ремесленныйопыт, но предпочтение отдаёт логике, рассуждению, легко воспаряя от отдельных фактов опыта к самым общим философским обобщениям. Идея «эксперимента» и тем более систематического экспериментирования как основы науки в античности отсутствует. Научно-философское знание не было направлено на практически-техническое применение. Наука и «искусство», познание и техника были отделены друг от друга и даже противопоставлены друг другу.Цель науки – истина, цель искусства (техники) – польза.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: