Признаки композиционного построения формы

 

Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, (цели, идеи). Даже в том случае, если произведение представляет собой декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами — отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, — они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, — будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама становится «сюжетом» и смыслом картины.

 

Характерным признаком композиционного построения является то, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого. Внешние границы, с одной стороны, связаны с окружающим пространством, с другой, с внутренней структурой произведения, с организацией элементов внутри композиции, которая диктует определенный тип композиции. Композиция может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между ее элементами. Эти композиционные узлы и нити держат ее изнутри в пространственно-временных границах.

 

Характерным признаком композиционного построения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра композиции можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Соподчиненность частей — так можно определить этот признак.

 

Единство и цельность — важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется в гармонической упорядоченности формы. Гармония целого — необходимое условие композиционного построения, важный его признак. Любое художественное произведение представляет собой борьбу противоположных начал, — это проявляется в формалъном решении — в отношениях предметов и пространства, в цветовых отношениях, тональных, в движении, в равновесии и т.д. Все противоречивые моменты в композиции уравновешиваются, приводятся к гармонической упорядоченности.

 

Мы рассмотрели признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства или иной целесообразности структуры. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это: принцип целесообразности, принцип единства сложного (целостность произведения), принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала) принцип соподчинения частей в целом, принцип динамизма, принцип равновесия, принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания..

 

В зависимости от расположения композиционных осей бывают:

Статические - оси пересекаются под прямым углом и строго соответствуют вертикалям и горизонталям

Динамические – оси пересекаются под острым углом, доминируют диагонали.

Открытые – движение элементов от центра, изображение раскрывается к зрителю. Преобладают центробежные силы

 Закрытые – изображение стягивается к центру произведения, есть четко выраженный центр. Преобладают центростремительные силы.

Структура (от лат. structure) взаиморасположение, связь составных частей чего-либо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: