ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Основные понятия: синапс, медиатор, рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, нервный центр.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Основные функции ЦНС.
2. Синапс, его строение и функции. Виды синапсов. Механизм передачи возбуждения в синапсах ЦНС.
3. Понятие о рефлексе. Классификация рефлексов. Принципы рефлекторной теории.
4. Рефлекторная дуга, ее отделы и их функциональное значение.
5. Понятие о нервном центре.
6. Особенности проведения возбуждения через центральное звено рефлекторной дуги:
а) одностороннее;
б) замедленное;
в) трансформация ритма возбуждения;
г) суммация возбуждения.
8. Свойства нервных центров:
а) явление последействия;
б) тонус и утомление нервных центров;
в) чувствительность нервных центров к недостатку кислорода.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Лабораторная работа № 21
Спинальные рефлексы у лягушки
Цель:
· научиться вызывать спинномозговые рефлексы у лягушки;
|
|
· определить рецептивные поля разных по характеру спинномозговых рефлексов.
Оборудование и материалы: препаровальный набор, штатив с муфтой, зажимом и пробкой, 0,5 %-ый раствор серной кислоты, стакан с водой, пинцет, кусочки фильтровальной бумаги размером 0,4х0,4 см, лягушка.
Ход работы:
1. Приготовить спинномозговую лягушку, т.е. лягушку с удаленным головным и сохраненным спинным мозгом;
2. Повесить ее на штатив, приколов нижнюю челюсть булавкой к пробке (рис. 16);
Рисунок 16. Пример крепления спинномозговой лягушки на штативе.
3. После того как пройдет шок, исследовать рефлексы спинного мозга при раздражении различных рецептивных полей химическим раздражителем. Для этого необходимо:
· взять пинцетом кусочек фильтровальной бумаги;
· смочить его в 0,5 %-ом растворе серной кислоты;
· приложить к различным рецептивным полям (рис. 17, таблица №8);
Рисунок 17. Рецептивные поля рефлексов в коже лягушки: 1 - рефлекса сгибания; 2, 3 и 4 - различных рефлексов потирания; 5 и 6 - различных разгибательных рефлексов.
· прекратить действие химического раздражителя на кожу путем снятия фильтровальной бумаги и опускания спинномозговой лягушки в стакан с водой;
· наблюдаемый характер рефлекса записать в таблицу №8.
Таблица №8. Спинномозговые рефлексы лягушки.
№ п/п | Место раздражения (рецептивное поле) | Характер рефлекса |
1. | Тыльная поверхность стопы или голени | |
2. | Подошвенная поверхность стопы | |
3. | Наружная поверхность бедра | |
4. | Боковая сторона туловища | |
5. | Верхняя поверхность брюшка |
|
|
Вывод:
· написать формулировку понятия рецептивное поле.
Лабораторная работа № 22
Определение времени рефлекса при разной силе раздражения (по Тюрку)
Цель:
· научиться определять время рефлекса;
· установить зависимость между силой раздражителя и временем рефлекса.
Оборудование и материалы: препаровальный набор, штатив с муфтой, зажимом и пробкой, электрометроном, динамик, 0,1, 0,3, 0,5 %-ые растворы серной кислоты, стакан с водой, лягушка.
Ход работы:
1. Приготовить спинномозговую лягушку и подвесить ее на штативе как описано в работе №21;
2. Запустить в ход электрометроном, установив на нем частоту 60 ударов в минуту;
3. После того как пройдет шок у лягушки, погрузить кончики пальцев одной из ее задних лапок в стакан с 0,1%-ым раствором серной кислоты. Подсчитать число ударов электрометронома от момента погружения лапки в кислоту до появления ответной реакции на раздражения (сгибательного рефлекса), определив таким образом время рефлекса в секундах;
4. Прекратить действие химического раздражителя на кожу лапки путем опускания спинномозговой лягушки в стакан с водой;
5. Результат записать в таблицу № 9;
Таблица № 9. Время рефлекса при разной силе химического раздражителя.
Концентрация серной кислоты, % | Время рефлекса при повторных определениях, с | Среднее время рефлекса, с | ||
1 | 2 | 3 | ||
0,1 | ||||
0,3 | ||||
0,5 |
6. Повторить определение времени рефлекса с 0,1%-ым раствором серной кислоты два-три раза через каждые 2-3 минуты. Рассчитать среднее время рефлекса. Результаты внести в таблицу № 9.
7. Повторить пункты работы 3-6, но с 0,3% и 0,5%-ыми растворами серной кислоты;
Примечание: определяя время рефлекса, необходимо погружать одну и ту же лапку до определенного уровня;
Вывод:
· отметить зависимость между силой раздражителя и временем рефлекса;
· ответить на вопросы: «Что называется временем рефлекса? Из чего слагается время рефлекса?»
Лабораторная работа № 23
Изучение временной (последовательной) суммации возбуждения в нервных центрах
Цель:
· научиться вызывать временную суммацию в нервных центрах;
· выявить причины возникновения рефлекса в результате временной суммации.
Оборудование и материалы: препаровальный набор, штатив с зажимом и пробкой, электростимулятор, электроды (два провода с очищенными от изоляции концами), стакан с водой, лягушка.
Ход работы:
1. Приготовить спинномозговую лягушку и подвесить ее на штативе как описано в работе №21;
2. Собрать установку для раздражения электрическим током;
3. Свободными концами электродов (проводов) обмотать голень одной из лапок лягушки так, чтобы они находились на расстоянии 1 см друг от друга (рис. 18)
Рисунок 18. Пример установки для опыта по изучению временной суммации в нервных центрах.
4. Определить порог (характеристики раздражителя: частота - 1 Гц, длительность - 1 с) рефлекторного сокращения по минимальной сгибательной реакции лапки (не принимать во внимание вздрагивание мышц голени и стопы, зависящие от непосредственного раздражения мышц и эфферентных волокон). Записать полученный результат порога рефлекторной реакции;
5. Уменьшить силу раздражителя на 0,5-1,0 В по сравнению с пороговой. Сгибательный рефлекс должен отсутствовать;
6. Увеличивать частоту раздражения (5 Гц, 10 Гц, 15 Гц и т.д.) до появления сгибательного рефлекса. Записать полученный результат частоты раздражения;
7. Зарисовать схему временной (последовательной) суммации в нервных центрах;
Вывод:
· объяснить причину возникновения рефлекторной реакции при действии раздражителя подпороговой величины.
Лабораторная работа № 24
Анализ рефлекторной дуги
|
|
Цель:
· выявить необходимые условия для осуществления рефлекса.
Оборудование и материалы: препаровальный набор, штатив с зажимом и пробкой, 0,5%-ый раствор серной кислоты, кусочки фильтровальной бумаги размером 0,4 х 0,4 см, стакан с водой, лигатура, серфин, лягушка.
Ход работы:
1. Приготовить спинномозговую лягушку и закрепить ее на штативе как описано в работе №21;
2. Осторожно пощипывать кожу лапки пинцетом. Если лягушка отвечает на раздражение, проделать следующее:
· положить на кожу голени правой лапки кусочек фильтровальной бумаги, смоченной 0,5%-ым раствором серной кислоты. Отметить и объяснить наблюдаемое явление;
· прекратить действие химического раздражителя на кожу лапки путем опускания спинномозговой лягушки в стакан с водой;
· на голени той же лапки вырезать кусочек кожи;
· положить (осторожно!) на обнаженный участок мышцы кусочек фильтровальной бумаги, смоченной 0,5%-ым раствором серной кислоты. Кислота не должна попасть на кожу лапки. Отметить и объяснить наблюдаемое явление;
· прекратить действие химического раздражителя на мышцу лапки путем опускания спинномозговой лягушки в стакан с водой;
· проверить сохранился ли рефлекс на химическое раздражение кожи правой лапки;
· на правой лапке вдоль бедра отпрепарировать седалищный нерв и взять его при помощи серфина на лигатуру. Туго затянуть нить (можно перерезать седалищный нерв).Отметить и объяснить изменение мышечного тонуса правой лапки лягушки;
· положить на кожу голени правой лапки кусочек фильтровальной бумаги, смоченной 0,5%-ым раствором серной кислоты (можно также опустить кончики пальцев правой лапки лягушки в стакан с 0,5%-ым раствором серной кислоты). Отметить и объяснить наблюдаемое явление;
· прекратить действие химического раздражителя на кожу лапки путем опускания спинномозговой лягушки в стакан с водой;
· проверить сохранился ли рефлекс на химическое раздражение кожи левой лапки;
· разрушить спинной мозг;
· опустить кончики пальцев правой, а затем левой лапки лягушки в стакан с 0,5%-ым раствором серной кислоты. Отметить и объяснить наблюдаемое явление;
|
|
Вывод:
· перечислить условия, необходимые для осуществления рефлекса;
· нарисовать и обозначить звенья рефлекторной дуги соматического рефлекса.