Статья 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает:
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан:
|
|
а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.
Анализ законодательства выявляет следующие способы защиты (в целом)
• судебная защита прав и свобод;
• право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
• право на получение квалифицированной юридической помощи;
• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Понятие и значение права собственности на природные ресурсы. Формы права собственности на природные ресурсы. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы.
- (суб. смысл) право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами
- (об. смысл) совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.
|
|
Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном кодексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном мире» (ст. 4) и др.
Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:
1) право частной собственности;
2) право государственной собственности:
а) федеральная собственность;
б) собственность субъектов Федерации;
3) право муниципальной собственности.
Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.