Тельности является состояние (результат деятельности) управ-ляемой системы.
И именно по этому результату оценивается эффек-
тивность управления, эффективность управленческой деятельности.
Действительно, бессмысленно оценивать эффективность дея-
тельности директора предприятия по числу приказов, которые он
подписал, или инструкций и положений, которые он утвердил. Эф-
фективность деятельности директора характеризуется эффективность
функционирования возглавляемого им предприятия или организации
(какие критерии – экономические, социальные, экологические и др. –
для этого следует использовать, является предметом отдельного
обсуждения). Хотя, к сожалению, приходится признать, что иногда,
особенно в сильно бюрократизированных структурах, «эффектив-
ность» управления оценивается числом обработанных «бумажек»,
проведенных проверок и других «мероприятий».
4. Творческий характер управленческой деятельности подчер-
кивался выше в разделе 2.2. По сути, управление – это принятие
решений (см. также пятую главу настоящей работы). А процесс
принятия решений невозможно полностью формализовать, в нем
всегда присутствуют как неопределенные факторы, так и элементы
творчества. В то же время, творчество во многом регламентировано
существующими правовыми, этическими и другими нормами, «за-
жато» ресурсными и другими ограничениями. Примером может
служить различие социокультурных управленческих традиций Рос-
сии и Запада – в России управленец во многом свободен, на Западе –
почти полностью зажат существующими рамками.
5. Необходимость моделирования (предвидения, прогнозирова-
ния поведения управляемой системы в зависимости от управляющих
воздействий) проиллюстрируем на примере 20организационного
управления.
Процесс принятия руководителем (субъектом управления)
управленческих решений заключается в том, чтобы в каждой кон-
кретной ситуации выработать некоторое решение.
Конечно, желательно, чтобы это решение было «хорошим»,
научно говоря – оптимальным. Но что имеет руководитель для того,
чтобы принять оптимальное решение? Современный менеджмент
предлагает руководителю набор лучших практик (best practices) –
решений, принятых другими руководителями в некоторых типовых
ситуациях и оказавшихся эффективными (в этих ситуациях!). Но для
конкретного руководителя вероятность встретить в своей практике
ситуацию, точно совпадающую с описанной в учебнике по менедж-
менту, крайне мала. Выход – проанализировать возможные варианты
(допустимые решения) и их последствия, после чего выбрать
наилучшее.
Ответственность субъекта управления за процесс и резуль-
Таты своей деятельности и деятельности управляемых им субъек-
тов и/или объектов. Этот аспект отчасти упоминался в разделе 2.2.
Действительно, субъект управления несет ответственность не только
за непосредственные результаты своей собственной деятельности, но
и за ее опосредованный результат – за состояние управляемой систе-
мы и результаты ее деятельности.
Причем эту ответственность (во всех ее аспектах – социальном,
экономическом, экологическом и др.) он несет и перед управляемой
системой, и перед метасистемой, и перед внешней средой. То есть
спецификой управленческой деятельности является «социальный»
характер ее процесса и результатов. «Руководитель отвечает за все!».
7. Развитие и адаптация. Особенностью управленческой дея-
тельности является необходимость развития как субъекта управле-
ния, так и управляемой системы, а также их адаптация к изменяю-
щимся внешним и внутренним условиям. Развитие субъекта
управления, осуществляемое им самим, может рассматриваться как
саморазвитие, в то время как объект/субъект управления может как
осуществлять саморазвитие, так и быть объектом управляемого развития. Поэтому рассмотрим проблемы управления развитием и
проблемы адаптации более подробно.
Управление развитием. Приведем определения основных по-
нятий. Под саморазвитием понимается самодвижение, связанное с
переходом на более высокую ступень организации [97, с. 590] (под
самодвижением – изменение объекта под влиянием внутренне при-
сущих ему противоречий, факторов и условий). При этом внешние
воздействия играют модифицирующую или опосредующую роль.
Более общим является понятие самоорганизации [97, с. 591] –
процесса, в ходе которого создается, воспроизводится или совершен-
ствуется организация сложной системы (термин «самоорганизующа-
яся система» ввел У.Р. Эшби [102]).
Управление как целенаправлен-
ное воздействие на компоненты деятельности управляемой системы
может затрагивать различные предметы изменений. Поэтому одним
из оснований системы классификаций [32] является предмет измене-
ний – параметры управляемой системы, подвергающиеся целена-
правленным изменениям.
Возможные значения признаков по данно-
му основанию – ответ на вопрос «ЧТО подвергается изменениям?».
КТО осуществляет деятельность
(является субъектом, осуществляющим деятельность). Роль субъекта
деятельности чрезвычайно велика,