Обратная сила закона

  Обратная сила закона — действие закона или другой нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления закона в силу. Как правило, применение обратной силы закона считается несовместимым с принципами законности и правового государства. Конституциями многих стран применение обратной силы закона, в первую очередь, в уголовном праве прямо запрещено. Исключением из этого правила являются нормы уголовного права, которые устраняют или смягчают ответственность за ранее совершённое правонарушение.

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают

3 существенных обстоятельства:

1) момент вступления его в законную силу,

2) момент прекращения его действия

3) применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу ("обратная сила закона").

В РФ нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

- в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

- в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа ("с момента подписания", "с момента опубликования" и т. д.);

- в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

- истечения срока, на который был принят юридический документ;

- объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

- принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

- устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт (НПА) не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие.

Во-вторых, НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия ("переживание закона").

Иногда обратная сила придается некоторым актам жилищного и семейного законодательства.

Пробелы в законодательстве и их устранение.

 В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.

Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Круг общественных отношений устанавливается законодателем 2-мя способами.

1. каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных отношений, признаки которого описываются в ее гипотезе.

2. круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм.

Для правоприменителя недостаточно определить правовой характер рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые последствия. Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон. Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве.

2 ПРИЧИНЫ ПРОБЕЛОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

1) в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;

2) из-за упущений при разработке закона.

В таких ситуациях обычно используются специальные приемы:

- аналогия закона

- аналогия права

Аналогия закона - это применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению - нормы закона, регламентирующей сходные отношения.

Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения.

Аналогия права - это применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения - общих начал и смысла законодательства.

Общие начала и смысл законодательства - принципы права (общеправовые и отраслевые).

Применение аналогии права обосновано при наличии 2-х условий:

1) при обнаружении пробела в законодательстве

2) при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

Понятие о юридическом факте, классификация юридических фактов.

  Юридические факты — это такие конкретные жизненные об­стоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Без юридических фактов невозможны правоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: