Трансгуманизм в России

Термин "трансгуманизм" впервые был введен в 1957 г. английским биологом Джулианом Хаксли. Идейными предшественниками современных трансгуманистов в основном считают мыслителей 20- 50-х годов - биолога Дж. Б. С. Холдейна, Физика Дж. Д. Бернала, палеонтолога П. Тейяр де Шардена и многих других.

Позднее, в своей современной форме трансгуманизм был изложен в лекциях Ф. М. Есфандиари. Р. Эттингер, М. Мински, Э. Дрекслер так же внесли свой вклад в его развитие. Основные трунсгуманистические направления, такие как иммортализм, искусственный интеллект, нанотехнологии, опираются в основном на их идеи.

Исходя из этого видно, что все имена, связываемые с идеями трансгуманизма, принадлежат в основном англоязычным представителям Запада. Однако существует мнение, что многие из идей, относимых сегодня к трансгуманистическим, впервые возникли или развились в России.

Философия русского космизма, несомненно, послужила основой современному трансгуманизму (Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, А. П. Сухово-Кобылин, В. Ф. Купревич и др.). А предшественником космизма можно назвать А. Н. Радищева («О человеке, его смертности и бессмертии») и В. Ф. Одоевского (роман «4338 год»). Как продолжение русского космизма следует рассматривать возникшее в 20-е годы ХХ века литературное движение биокосмистов-имморталистов (А. Святогор (А. Ф. Агиенко), А. Б. Ярославский). Пару слов о космизме как таковом зачитаем у Исаковой Н. В. - Феномен глобальности в философии русского космизма: «В середине XIX века в России в результате взаимовлияний естественных и гуманитарных дисциплин на почве самобытной культуры России возникло своеобразное течение мысли (или по выражению Н. Н. Моисеева — умонастроение), получившее определение «русского космизма». … Духовный, научный и творческий потенциал русского космизма, его проективная направленность и оптимистический взгляд на будущее делают это течение все более привлекательным для наших современников».[3]

Не смотря на то, что в 30-е – 40-е годы движение биокосмистов-имморталистов было разгромлено, а многие из последователей русского космизма были физически уничтожены, их идеи обрели новую жизнь – в частности, во Франции в виде учения о ноосфере, сформулированного Э. Леруа и П. Тейяр де Шарденом под влиянием лекций, прочитанных В. Вернадским в 20-е годы в Сорбонне.

Конечно, среди современных трансгуманистов на Западе далеко не все знают о русском космизме и его влиянии на трансгуманизм, но осознание роли русского космизма имеет место. Автор книг «Перспективы бессмертия» и «От человека к сверхчеловеку», а так же один из первых идейных трансгуманистов Р. Эттингер в предисловии к первой из этих книг на русском языке прямо упоминает философию общего дела Н. Фёдорова, и на интернет-сайте европейской крионической организации «Cryonics Europe» размещаются цитаты Фёдорова.

В России же на учение Фёдорова в значительной мере опирается крупный современный философ И. В. Вишев, развивающий научный иммортализм – важнейшую составную часть современного трансгуманизма. Последователем Фёдорова считает себя и криобиолог Ю. Пичугин.

Преемственность между русским космизмом и трансгуманизмом несомненна. Уже у Фёдорова мы находим положения о необходимости направленной дальнейшей эволюции человека, борьбе со старением и смертью: «Как ни глубоки причины смертности, смертность не изначальна; она не представляет безусловной необходимости.» [5,201], что в современном движении трансгуманистов-имморталистов является основной идеей. Кроме того, Фёдоров предлагал восстанавливать человеческие существа, собирая их из мельчайших частиц материи. Это можно рассматривать как первое предложение того, что сейчас называют нанотехнологией, и что составляет основную надежду современных трансгуманистов – в XIX веке, когда само существование атомов ещё было гипотезой, которую принимали далеко не все учёные.

В. И. Вернадский сформулировал концепцию Ноосферы (сам термин предложен французским математиком и философом Э. Леруа). По его мнению: "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого."[2,10],- т.е. ноосфера, эта материальная оболочка Земли, которая может быть изменена деятельностью людей. Концепция ноосферы была развита П. Тейяр де Шарденом, он представлял разум как пламя, в котором греется земной шар и которое постепенно охватывает планету, образуя ее новый покров: «Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем» [4,365]. Его идеи, в свою очередь, легли в основу теории современного трансгуманиста, физика-теоретика Ф. Типлера.

П. И. Бахметьев, русский биофизик начала ХХ века, впервые доказал экспериментально, что млекопитающие могут переносить охлаждение до температуры ниже 0°С. Он также обосновал возможность длительного сохранения человека в состоянии глубокого замораживания с целью его размораживания в будущем, когда это позволит наука. Он писал: «Мы останавливаем рукой маятник, и часы останавливаются, они умолкают — они более не живут, но и не умерли, так как стоит лишь толкнуть маятник — и они снова пойдут, заживут прежней жизнью.» [1,616].

В 1962 Роберт Эттингер выпустил книгу «Перспективы бессмертия» (The Prospect Of Immortality), которая привлекла внимание общественности и послужила началом формирования крионического движения. Основной аргумент Эттингера заключается в следующем: «...нам всего лишь требуется, чтобы после смерти наши тела были заморожены и хранились в таком состоянии до того времени, когда наука сможет помочь нам.» [6] И уже в 1968 было создано Крионическое Общество Мичигана, в наши дни известное как Имморталистическое общество (Immortals Society).

В современной России рассматривается несколько взаимодействующих слоёв носителей идей трансгуманистического круга. Во-первых, это участники так называемого Фёдоровского движения – С. Г. Семёнова, А. Г. Гачева, В. П. Васильев, Б. Г. Режабек и др. Среди них особенное внимание уделяется религиозным и этическим аспектам взглядов Н. Ф. Фёдорова. К сожалению, его последователями называют себя несколько групп, ориентирующихся на парапсихологию, «эзотерику», восточные мистические практики и т. д. – круг идей, не имеющих решительно никакого отношения к наследию Фёдорова, Циолковского и Вернадского.

Второй слой – те современные российские имморталисты и трансгуманисты, которые пришли к своим идеям независимо от наследия русского космизма. Как правило, это представители естественных наук. Среди них можно упомянуть Я. И. Корчмарюка который, развивая взгляды российских учёных Н. М. Амосова, В. М. Глушкова, Э. М. Куссуля и, особенно, теорию функциональных систем П. К. Анохина сформулировал свою сеттлеретику – «новую междисциплинарную науку» о переселении личности на новые физические носители.

Крупнейшей группой российских трансгуманистов является Российское трансгуманистическое движение (Д. А, Рязанов, И. В. Вишев, Д. А. Медведев, И. С. Алмазов, А. Н. Гордеев, А. А. Ерёмин, И. В. Артюхов и др.) Она существует в виде интернет-сообщества, сложившегося вокруг сайтов transhumanism-russia.ru и bessmertie.ru.

Деятельность участников РТД в основном ориентирована в имморталистическом направлении. Они сотрудничают с несколькими российскими исследователями и группами, ставящими своей целью увеличение продолжительности человеческой жизни.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что русский космизм нашел свое продолжение в виде мирового трансгуманизма, частично являясь его основой.

 

Использованная литература:

1) Андреев. А. Ф. (гл. редактор), журнал "Природа" 1912, выпуск № 5. (стр. 616)

2) Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере.(пункт 10). [электронный ресурс] // url: http://lib.ru/FILOSOF/WERNADSKIJ/noos.txt_with-big-pictures.html (дата обращения – 29.03.2015).

3) Исакова Н. В. Феномен глобальности в философии русского космизма. [электронный ресурс] // url: http://cosmizm.ru/c402n-v-isakova-fenomen-globalnosti-v-filosofii-russkogo-kosmizma/ (дата обращения – 29.03.2015).

4) Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе / пер. с фр./ Сост. и предисл Ю.В. Кузнецов. - М.: Издательство АСТ, 2002. - 553 с. (стр. 365)

5) Фёдоров Н. Ф. О смертности / Собрание сочинений: в 4-х тт. Том II. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. – 544 с. (стр.201)

6) Эттингер Р. Перспективы Бессмертия [электронный ресурс] // url: http://www.ordodeus.ru/Ordo_Deus4daf.html (дата обращения – 29.03.2015).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: