Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Современный процесс воспитания должен основываться на следующих прогрессивных идеях:
1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.
2. Цель воспитания заключается в разностороннем гармоничном развитии самоактуализирующейся личности в условиях коллективной творческой деятельности.
3. Суть воспитания состоит в развитии отношений воспитанника к окружающему миру (родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому), т. е. в формировании им жизненной позиции, определении своего места в системе ценностных отношений.
4. Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитательной деятельности.
5. Вся система образования (обучения и воспитания) ориентирована на личностный подход.
6. В современном понимании воспитания особую значимость приобретает идея педагогической поддержки.
7. Продуктивное обучение и воспитание строятся в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.
8. Назначение и позиция воспитателя, по мнению Е. Н. Ильина, выражены в пяти определяющих глаголах – любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации.
Важнейшие общие закономерности воспитания:
· воспитание детерминировано культурой общества;
· воспитание и обучение – два взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
· эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
· эффективность и результативность воспитания зависят от цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу;
· действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;
· результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.
Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
Традиционными направлениями воспитательной работы являются: умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В настоящее время формируются новые направления – гражданское, правовое, экологическое, экономическое. Среди множества классификаций методов воспитания выделяют три основные группы:
· убеждения;
· стимулирующие;
· организации жизни и деятельности.
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у воспитуемого. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения.
К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание.