Тенденции развития права современной Германии

Объединение Германии. Изменения в законодательстве и органах государственной власти ФРГ.

Перемены, которые произошли в Восточной Европе в начале 90 – х годов носили действительно революционный характер. За короткое время рухнули социалистические режимы в большинстве государств этого региона – этот процесс чаще всего происходил в мирной форме, вследствие чего получил название «бархатных революций».

Процессы, происходящие в соседних государствах не могли не затронуть и Германию. Впервые за послевоенный период, у страны появилась реальная возможность для объединения.Вместе с тем, для этого необходимо было решить еще много проблем, стоящих перед обоими германскими государствами (ГДР и ФРГ).Главным препятствием для объединения стала консервативная позиция партийных лидеров ГДР. Несмотря на почти катастрофическое экономическое положение, и политический кризис в стране, восточногерманское руководство и прежде всего сам Э. Хонеккер не собирались отказываться от власти[6].

Репрессивная политика ГДР в этот период только усилилась. Процессы, происходившие в СССР и Восточной Европе вызывали резкое неприятие у руководства ГДР. Врагом теперь стал даже Советский Союз, перестройка в котором уже давно раздражали руководство СЕПГ, рассматривавшего демократизацию СССР, как предательство интересов социализма.

Однако попытки самоизолироваться от всего мира теперь были безуспешными. Они только приближали конец социалистического режима в стране.

Пик ситуации пришелся на осень 1989 г. В соседней Чехословакии к этому времени уже рухнул социалистический режим, и через открытые границы с ФРГ и Австрией устремился поток беженцев (наверно можно было подождать, пока Хонеккер останется в ГДР один?...). Разложение правящего режима боле теперь очевидным.

Далее события стали развиваться еще быстрее:

  Начало процессу преобразований в стране, положил IX Пленум ЦК СЕПГ, на котором Хонеккер был смещен с занимаемых постов. Такой стремительный «переворот» стал возможен благодаря поддержке СССР, и массовыми волнениями в самой ГДР. Теперь от власти были отстранены самые консервативные силы, а это открывало путь к дальнейшим преобразованиям.
  Смена лидера страны, стала лишь первым этапом преобразований. Начались процессы демократизации ГДР и формирования новой политической системы. Главным здесь стала утрата СЕПГ своей монополии на власть. Из конституции ГДР была исключена статья о руководящей роли партии. Полностью обновились Политбюро и правительство страны. На съезде партии 8 декабря, она была преобразована в Партию демократического социализма (ПДС). Это означало окончательный разрыв с прошлым.
  Еще большие изменения произошли среди других партий. Почти полностью самоликвидировались бывшие партии-сателлиты СЕПГ, зато появилось множество новых. Главное значение имело то, что многие из этих партий поддерживались ФРГСоциал-демократическиая партия (СДП), Немецкий социальный союз и другие. Это создало политическую базу для будущего объединения стран.
  Выборы в Народную Палату ГДР, которые прошли 18 марта 1990 г. стали первыми (правда и последними…) демократическими и альтернативными выборами в истории страны. Партии ГДР участвовали в них уже вместе с партиями ФРГ, образовав предвыборные коалиции – «Альянс за Германию» (ХДС, НСС и др.), «Союз свободных демократов» (ЛДПГ, СвДП и др.), «Союз 90». Их результат стал вполне предсказуем – большинство мест получили партии, имеющие прямую поддержку ФРГ. Таким образом, парламент ГДР, уже фактически стал западногерманским. Это снимало вес проблемы на пути к объединению страны. Оставалось сделать последний шаг – оформить такое объединение юридически.
  Оформление объединения Германии стало возможным в результате переговоров по формуле «2+4» (ФРГ, ГДР – это «два», СССР, США, Франция, Великобритания – «четыре») которые начались в мае 1990 г. 12 сентября 1990 г. был подписан «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии».

К моменту подписания договора, в обоих государствах уже были предприняты шаги по объединению. В мае 1990 г. заключен договор об экономическом сотрудничестве. В августе Народная палата ГДР приняла закон о присоединении к общегерманским выборам (теперь они проводились по законодательству ФРГ).

Главной чертой объединения стран стал его ассиметричный характер – фактически это было не объединение как таковое (когда есть два равноправных субъекта), а вхождение территории ГДР в состав ФРГ, при этом органы власти ГДР прекращали свое существование. Таким образом:

Проведена реформа административно-территориального деления ГДР – ликвидированы округа, восстановлены земли (5 штук). Теперь территориальное устройство ФРГ и ГДР было одинаковым, что облегчало объединение государств.
Политические партии ФРГ распространяли свое влияние на земли ГДР, политические партии самой ГДР в основном «тихо скончались» (ДКП, НДП, и др.) либо влились в состав общегерманских (теперь уже «обще») ХДС/ХСС, СДПГ, СвДП. Исключение составила ПДС (выступающая самостоятельно, и упивающаяся своей маргинальностью…)

Главным стало решение о присоединении ГДР к сфере действия Основного закона ФРГ, ст. 23 которого предусматривала такую возможность. Бундестаг поддержал это решение, оно получило закрепление в договоре от 31 августа 1990 г. «Об объединении Германии». Он вступил в силу 3 октября 1990 г. – в этот день ГДР прекратила свое существование.

Первые общегерманские выборы в парламент, прошли 2 декабря 1990 г. На заседании Бундестага было сформировано первое общегерманское правительство (канцлером стал Г. Коль).

В истории страны начался новый период – эпоха единой Германии.

Тенденции развития права современной Германии.

Знаменательным событием стало объединение Германии. Осенью 1989 г. в ГДР начались антикоммунистические выступления. Власти вынуждены были открыть для свободного прохода, а затем и снести пресловутую Берлинскую стену, которая 28 лет была символом раскола Европы и мира на два враждебных лагеря. Государственные и хозяйственные структуры ГДР фактически рухнули, и уже 3 октября 1990 г. она по обоюдной договоренности вошла в состав ФРГ.

Это явилось началом грандиозных перемен на политической карте Европы и Азии, равно как и в международной обстановке. Объединение Германии было бы невозможным без согласия на это СССР, державшего на территории ГДР крупные воинские соединения. Власти ФРГ обещали оказать СССР финансовую и материальную помощь для обеспечения вывода этих войск с востока Германии и их размещения на родине.

Конрад Аденауэр, федеральный канцлер ФРГ, сконцентрировал свою деятельность на реализации ближайшей цели - превращения ФРГ в уважаемое демократическое государство в системе Атлантического союза. Этого он достиг. Его отдаленная цель - политическое объединение всей Западной Европы или же свобода для всей Германии - осталась не реализована. Заслуга Аденауэра состоит в том, что он сумел использовать период «холодной войны» для развития самой Федеративной Республики. Его упущение заключается, возможно, в том, что в «восточной политике» он видел лишь угрозу, а никак не шанс. После отставки Аденауэра в 1963 году в стране не осталось достойных политических преемников, которые смогли бы изменить основные внешнеполитические ориентиры страны. На сегодняшний день уже объединенная Германия является одним из крупнейших торговых и промышленных государств, имеющих тесные связи со всем миром. Ее политика нацелена на то, чтобы на базе плодотворного диалога установить баланс между Севером и Югом, между промышленными и развивающимися странами. Этой цели она добивается в рамках ООН и ее учреждений. Германская политика остается, прежде всего, политикой мира. Ее цель заключается в том, чтобы содействовать тесному сближению национальных государств, укреплять международные и наднациональные организации, сделать их опорой мирового сотрудничества.

Тенденцией правового развития Германии во второй половине ХХ века предстало - в БГБ был внесен ряд существенных изменений, часть которых была оформлена в виде дополнительных статей к Кодексу, часть в виде отдельных законов и норм, дополненных правотворчеством судей, особенно усилившимся в это время в сфере частного права.

Так, например, в судах стало складываться новое понимание института гражданско-правовой ответственности. Принцип свободы договора модифицируется с помощью усиления договорной ответственности, рассматриваемой в качестве правового средства социальной защиты населения. Предусматривается ответственность за “culpaincontrahen-do” (небрежность при заключении договора). Уже одно уклонение от переговоров влекло за собой обязанность возместить убытки. В 50-х гг. в рамках судейского правотворчества утвердилась практика, что договоры не должны ущемлять права третьих лиц. Особенностью развития современного германского гражданского права стало также расширение понятия убытков, подлежащих возмещению, введение понятия “фиктивных убытков”. Так, владельцу поврежденного транспортного средства должна быть не только выплачена стоимость ремонта его автомашины, но и оплачено пользование другим автотранспортом во время ремонта, даже если он в это время предпочитал ходить пешком. Стала общепринятой и практика денежного возмещения лишь за простую угрозу наступления деликта.

В сфере вещного права принципиальные изменения коснулись самого определения права собственности. “Собственность обязывает. Осуществление права собственности должно служить в тоже время общему благу” -- говорится в Веймарской конституции 1919 г. Основной закон ФРГ 1949 г., закрепляя в ст. 14 классический принцип свободы собственности, во втором абзаце, однако, воспроизводит это положение Веймарской конституции [8, С.187].

Таким образом, основным направлением развития права собственности в Германии в XX в., как и всего германского права, становится его социализация.

Дополнения были внесены и в положения Кодекса, посвященные регулированию права собственности на землю. В 1960 г. был принят Закон о строительстве, в 1961 г. -- специальный Закон о сделках с землей, установивший правовую обязанность собственника рационально использовать землю. В свою очередь Закон о строительстве подчинил строительство в городах и деревнях общему плану градоустройства, однако решение застраивать или не застраивать свой участок по-прежнему принадлежало собственнику земельного участка. Наиболее значительные изменения в Кодексе коснулись норм обязательственного и брачно-семейного права. Были пересмотрены положения БГБ о договоре имущественного, прежде всего жилищного найма, существенно расширившие права нанимателя. Положения об уравнении трудовых прав мужчин и женщин: в приеме на работу, при ее оплате и при увольнении -- составили содержание измененного §611 (1--3) Кодекса [8, С.189].

Несмотря на то, что ст. 2 Основного закона ФРГ 1949 г. провозгласила равноправие мужчин и женщин, первый закон о равноправии мужа и жены в семейных отношениях был принят лишь в 1957 г. Этот закон установил раздельный режим имущества супругов. Имущество же, приобретенное в браке, является общей собственностью, подлежащей разделу на равные доли при разводе.

Изменения в брачно-семейном праве коснулись и условий признания действительности брака и развода, и правового статуса внебрачных детей.

Основные изменения, произошедшие в германском торговом праве в XX в., были связаны с ограничением сферы действия норм Торгового кодекса в связи с принятием целого ряда специальных законов, содержащих подробное регулирование отдельных торгово-правовых институтов. Наибольшим изменениям подвергся институт акционерного общества. Основная цель, которую преследовал германский законодатель при создании акционерного закона 1931 г., состояла в установлении большего финансового контроля в сфере акционерного предпринимательства благодаря введению обязательной годовой отчетности и института независимых экономических экспертов. Впоследствии эти положения были развиты в акционерном законе 1965 г., содержащем подробную регламентацию вопросов, связанных с учреждением, внутренней организацией акционерного общества, ответственностью учредителей и должностных лиц. После открыто террористических, античеловеческих уголовных установлений нацистской Германии и последующей их отмены наиболее существенные изменения в уголовное право были внесены в 50--60-х гг. XX в. В 1954 г. бундестагом была образована комиссия по подготовке “большой реформы” уголовного права, которая решила, однако, ограничиться сначала лишь реформой Общей части. Новация состояла в отказе от прежней трехчленной классификации преступных деяний. Отныне они делились на преступления (за которые следует в качестве меры наказания лишение свободы на один год и больше) и проступки (которые наказывались лишением свободы на срок до одного года или штрафом). Остальные менее тяжкие деяния стали рассматриваться как административные правонарушения и регулироваться Законом 1968 г. об административных правонарушениях. В результате проведения реформы с 1 января 1975 г. в ФРГ стал действовать новый Уголовный кодекс, Общая часть которого была создана в 60-х гг. XX в., а Особенную часть составляли нормы УК 1871 г., подвергшиеся изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, формулировки.

Существенные изменения в Особенную часть были внесены в связи с принятием законов о борьбе с экономической преступностью (1976 и 1986), о борьбе с терроризмом (1986), о преступных деяниях против окружающей среды (1980), о должностных преступлениях (1980) и др. В связи с изданием этих законов в 1987 г. была принята новая редакция УК ФРГ.

В новой редакции Особенной части УК особое внимание уделяется различным видам преступлений в экономической сфере и в сфере защиты окружающей среды, подробно рассматриваются противозаконные действия должностных лиц. Довольно значительным по объему является также раздел УК, посвященный преступлениям, связанным с сексуальным насилием, и направленным против семьи.

Основная тенденция развития германского права в конце XIX в. нашла выражение в его постепенной “социализации”, что во многом объяснялось активной позицией социал-демократов в рейхстаге. В 70-х гг. XIX в. в Германии начинает формироваться особый комплекс норм, регулирующих заключение соглашений между предпринимателями и наемными рабочими по поводу определения рабочего времени и условий оплаты труда (так называемые тарифные соглашения), который впоследствии вместе с другими нормами способствовал созданию новой отрасли права, получившей название “трудовое право”.

Первое тарифное соглашение было заключено в Германии еще в 1873 г. в сфере печатной промышленности. Его активными участниками стали профсоюзы, впервые легализованные Промышленным уставом 1869 г. Северо-Германского союза. Наряду с принципом свободы предпринимательства этот Устав закрепил свободу промышленных объединений. Так, ст. 152 провозглашала, что впредь отменяются “все существующие запреты и уголовно-правовые предписания, действующие в отношении мелких производителей, подмастерьев, а также фабричных рабочих по поводу заключения ими между собой соглашений с целью достижения более выгодных условий труда и его оплаты”.

Образование в 1918 г. Веймарской республики ознаменовало собой начало нового этапа в становлении трудового права Германии. В центре внимания германского законодательства в этой сфере по-прежнему оставался вопрос о тарифных соглашениях, основывавшихся в этот период на принципе “тарифной автономии”. Отныне все условия организации и оплаты труда должны были устанавливаться путем заключения соответствующих коллективных соглашений между объединениями предпринимателей и профсоюзами. Возникший таким образом тарифный договор выступал в качестве единственного правового акта, регулирующего взаимоотношения между владельцем предприятия и рабочими.

Нормативный характер тарифных соглашений был закреплен путем принятия в 1918 г. специального постановления о тарифном договоре. Однако принцип “тарифной автономии” остался нетронутым, поскольку сохранялось ведомственное рассмотрение трудовых споров, все больше приобретавшее черты принудительного примирения сторон. Процедура рассмотрения трудовых споров была. регламентирована постановлением от 30 октября 1923 г., согласно которому все трудовые споры должны были рассматриваться созданными на паритетных началах комиссиями, во главе которых стоял не принадлежащий ни к одной из сторон независимый председатель. Функции последнего обычно выполняло соответствующее должностное лицо. Поскольку представители работодателя и трудового коллектива часто не могли прийти к согласию, решение принималось председателем комиссии единолично. Особенно активно подобная практика стала применяться в последние годы Веймарской республики. В этот период на смену принципу “тарифной автономии” приходит законодательное нормирование оплаты труда, наиболее ярко проявившееся в период фашистской диктатуры.

Параллельно с нормами, регулирующими взаимоотношения между работодателями и наемными рабочими, в конце XIX--XX вв. в Германии развивался особый Комплекс правовых норм, получивший здесь специальное название “социальное законодательство”.

Первым германским социальным законом стал Закон о материальной ответственности 1871 г. Этот закон установил особую ответственность владельцев железнодорожных предприятий за произошедшие на них несчастные случаи с работниками, занятыми на строительстве и обслуживании железнодорожных путей и составов. Обязанность работодателя в таких случаях возместить ущерб не зависела от вины.

Рассмотрение германским законодателем железной дороги в качестве “источника повышенной опасности” и установление особой ответственности предпринимателей в этой сфере привело к утверждению идеи обязательного страхования рабочих от несчастных случаев, что позволило бы несколько улучшить положение владельцев железнодорожных предприятий.

В 80-х гг. XIX в. в Германии, как уже отмечалось, принимается целый ряд законов о социальном страховании: в 1883 г. был принят Закон о медицинском страховании рабочих, в 1884 г. -- Закон о страховании от несчастных случаев и др. Завершил этот список Закон 1889 г. о страховании на случай инвалидности и старости (пенсионное страхование). Эти законы заложили основу для создания в Германии высокоэффективного социального законодательства и развитой системы страховых организаций в XX в.

Знаменательной вехой в процессе становления германского страхового права стало принятие в 1911 г. постановления об имперском (государственном) страховании, впоследствии получившего название Социального кодекса. Это постановление было очень значительным по объему и состояло из шести книг, объединивших все действующие в то время в Германии социально-правовые нормы. В частности, в “кодекс” вошел принятый в том же году закон о пенсионном страховании служащих.

Тенденция постепенного уравнения в правах рабочих и служащих в социальной сфере продолжала оставаться основным направлением развития социального законодательства Германии и после второй мировой войны. Другая тенденция состояла во введении обязательного социального страхования для лиц различных профессий: мелких производителей, врачей, сельскохозяйственных работников и др., приведшего к созданию разветвленной сети страховых организаций по всей стране.

С целью совершенствования системы государственного страхования в 1953 г. в Германии был создан специальный Суд по социальным делам, в компетенцию которого входило рассмотрение споров в социальной сфере.

В 70-е гг. XX в. была проведена широкомасштабная реформа социального законодательства. В ходе ее проведения в 1975 г. в новой редакции принимается книга первая (“Общие положения”) Социального кодекса, в 1976 г.-- книга четвертая (“Положения о социальном страховании”), в 1988 г. -- книга пятая (“Медицинское страхование”). В 1989 г. переработке подверглась последняя -- шестая -- книга Социального кодекса, посвященная вопросам пенсионного страхования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: