Режиссерский замысел и его компоненты

Режиссерский замысел в реализации драматургического материала культурно-досуговой программы является вторичным по отношению к сценарному замыслу и представляет собой образное видение досуговой программы, художественно-эмоциональное ощущение ее темы, идеи, формы, которое рождается в процессе поиска их действенного сценического решения.

Художественный образ в искусстве – это формы отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Он рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестово-мимической, словесной) и воссоздается в воображении зрителя. Художественный образ несет в себе целостное духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру.

Художественный образ – это всегда гармоничное единство формы и содержания, эмоционального и рационального. Образ должен быть оригинальным и неповторимым.

Режиссерский замысел как своеобразный проект постановки, эквивалентный драматургическому материалу, содержит в себе:

– творческую интерпретацию сценарного материала, транс-формацию идейно-тематического замысла в сверхзадачу;

– проект художественного постановочного решения или режиссерского хода;

– характеристику основных персонажей и определение жанровых и стилистических особенностей актерского исполнения (ведущий как внесюжетный персонаж);

– решение постановки в темпоритме;

– пластическое (мизансценическое) пространственное решение программы;

– световое решение;

– определение принципов и характера сценографии;

– музыкально-шумовое решение досуговой программы.

Важнейшим средством воплощения режиссерского замысла является мизансцена.

Сценарно-режиссерский ход – это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественного, эмоционального и педагогического воздействия. Сценарно-режиссерский ход – это образно-смысловой стержень, который пронизывает драматургическую и постановочную работу, цементирует действие в его логическом развитии.

 

Принципы режиссуры культурно-досуговых программ.

Принципы режиссуры культурно-досуговых программ – это художественные закономерности режиссерской организа-ции драматургического сценарного материала. Они опреде-ляются как эстетическими законами, так и целями педагоги-ческого воздействия на аудиторию. Принципы режиссуры до-суговых программ, как и принципы любой художественной системы, отражают характер взаимодействия структурных элементов этой системы, в нашем случае это факты жизни и факты искусства. Сегодня говорят о группе общехудожествен-ных и активизирующих принципов.

 Общехудожественный, эстетический закон всех зрелищных видов искусств гласит: работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной ин-формации будет поступать к зрителю одновременно или на протяжении сжатого промежутка времени. Этот закон за-ставляет режиссера использовать все имеющееся средства художественной выразительности, а именно:

– образное слово;

– музыку;

– шумовые и фоновые материалы;

– фото-, кино- и видеоматериалы;

– театральное, хореографическое и пластическое действие;

– световое решение.

Другими словами, речь идет о принципе целостности через многообразие. Единство слова, музыки, света и цвета, мизан-сцен должно создавать аудиовизуальную гармонию, раскры-вающую художественный образ программы.

Однако не будем забывать один из основных законов ком-позиционного построения сценария, который также актуализи-руется в контексте данного принципа режиссуры, а именно – подчинение всех средств художественной выразительности авторскому сценарно-режиссерскому замыслу.

 Второй принцип определяется сценическими законами, на-правленными на активизацию аудитории, и диктует необхо-димость подкрепления тех номеров и эпизодов представления, которые эмоционально «встряхивают» зрителя, не позволяют ослабить или вообще потерять его внимание. И это не обязательно кульминация. Ключевое значение может быть заложено уже в экспозиции или завязке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: