Режиссерский замысел в реализации драматургического материала культурно-досуговой программы является вторичным по отношению к сценарному замыслу и представляет собой образное видение досуговой программы, художественно-эмоциональное ощущение ее темы, идеи, формы, которое рождается в процессе поиска их действенного сценического решения.
Художественный образ в искусстве – это формы отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Он рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестово-мимической, словесной) и воссоздается в воображении зрителя. Художественный образ несет в себе целостное духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру.
Художественный образ – это всегда гармоничное единство формы и содержания, эмоционального и рационального. Образ должен быть оригинальным и неповторимым.
Режиссерский замысел как своеобразный проект постановки, эквивалентный драматургическому материалу, содержит в себе:
|
|
– творческую интерпретацию сценарного материала, транс-формацию идейно-тематического замысла в сверхзадачу;
– проект художественного постановочного решения или режиссерского хода;
– характеристику основных персонажей и определение жанровых и стилистических особенностей актерского исполнения (ведущий как внесюжетный персонаж);
– решение постановки в темпоритме;
– пластическое (мизансценическое) пространственное решение программы;
– световое решение;
– определение принципов и характера сценографии;
– музыкально-шумовое решение досуговой программы.
Важнейшим средством воплощения режиссерского замысла является мизансцена.
Сценарно-режиссерский ход – это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественного, эмоционального и педагогического воздействия. Сценарно-режиссерский ход – это образно-смысловой стержень, который пронизывает драматургическую и постановочную работу, цементирует действие в его логическом развитии.
Принципы режиссуры культурно-досуговых программ.
Принципы режиссуры культурно-досуговых программ – это художественные закономерности режиссерской организа-ции драматургического сценарного материала. Они опреде-ляются как эстетическими законами, так и целями педагоги-ческого воздействия на аудиторию. Принципы режиссуры до-суговых программ, как и принципы любой художественной системы, отражают характер взаимодействия структурных элементов этой системы, в нашем случае это факты жизни и факты искусства. Сегодня говорят о группе общехудожествен-ных и активизирующих принципов.
|
|
Общехудожественный, эстетический закон всех зрелищных видов искусств гласит: работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной ин-формации будет поступать к зрителю одновременно или на протяжении сжатого промежутка времени. Этот закон за-ставляет режиссера использовать все имеющееся средства художественной выразительности, а именно:
– образное слово;
– музыку;
– шумовые и фоновые материалы;
– фото-, кино- и видеоматериалы;
– театральное, хореографическое и пластическое действие;
– световое решение.
Другими словами, речь идет о принципе целостности через многообразие. Единство слова, музыки, света и цвета, мизан-сцен должно создавать аудиовизуальную гармонию, раскры-вающую художественный образ программы.
Однако не будем забывать один из основных законов ком-позиционного построения сценария, который также актуализи-руется в контексте данного принципа режиссуры, а именно – подчинение всех средств художественной выразительности авторскому сценарно-режиссерскому замыслу.
Второй принцип определяется сценическими законами, на-правленными на активизацию аудитории, и диктует необхо-димость подкрепления тех номеров и эпизодов представления, которые эмоционально «встряхивают» зрителя, не позволяют ослабить или вообще потерять его внимание. И это не обязательно кульминация. Ключевое значение может быть заложено уже в экспозиции или завязке.