Структура образовательных отношений

Для более полного раскрытия сущности и особенностей образовательных правоотношений рассмотрим основные элементы указанных правоотношений, к которым относятся субъекты, объекты, и содержание образовательных правоотношений.

Субъектами (участниками) образовательных правоотношений являются физические и юридические лица, которые вступают в указанные правоотношения, имеют права и несут обязанности в соответствии с действующими законодательством. К ним можно отнести обучающихся, воспитанников, их законных представителей с одной стороны, и образовательные учреждения всех типов и видов, с другой. 

Закон об образовании регулирует отношения, прежде всего, между этими основными сторонами. В главе 4 были рассмотрены понятие и правовой статус образовательного учреждения. В настоящей главе подробнее остановимся на правовом статусе других участников образовательных отношений.

Правовой статус обучающихся и воспитанников всех образовательных учреждений регламентируется ст. 50 Закона об образовании. Она содержит основные права обучающихся, которые можно объединить в следующие основные группы:

1. Права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ: право на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственного мнения и убеждений, на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

2. Образовательные права: право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательных учреждений, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением.

3. Социальные права обучающихся: право на обеспечение стипендиями, местами в общежитиях и интернатах в пределах компетенции образовательного учреждения, иные меры социальной поддержки.

Кроме вышеперечисленных, Законом об образовании установлены дополнительные права для отдельных категорий обучающихся. Это является одной из форм реализации такого принципа государственной политики в сфере образования, как принцип адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Так, в соответствии с п. 10 ст. 50 Закона об образовании органы управления образованием обязаны создать для детей с ограниченными возможностями здоровья специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, Законом об образовании установлена возможность создания специальных учебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

При определении правового статуса обучающихся помимо уровней и особенностей развития и подготовки, важное значение имеют тип и вид образовательного учреждения, в котором они обучаются. Права обучающихся определяются в Типовых Положениях об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, а также в Уставе образовательного учреждения.

Правовой статус обучающихся высших учебных заведений определяется помимо Закона об образовании Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании, на основании которого можно выделить следующих основных субъектов образовательных правоотношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования: студенты, слушатели, аспиранты, докторанты и соискатели.

Студентом высшего учебного заведения признается лицо, в установленном порядке зачисленное в такое высшее учебное заведение для обучения. Помимо прав, установленных Законом об образовании, для студентов высших учебных заведений предусмотрены следующие права:

-выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

-участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

-осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

-участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

-бесплатно пользоваться в федеральных государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

-представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

-обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

-получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

-переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Закон о высшем и послевузовском образовании предусматривает также иные права студентов.

Правовой статус студента высшего учебного заведения включает не только предоставляемые ему права и социальные гарантии, но также его обязанности и меры ответственности, применяемые в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей. Так, студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Правовой статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования определены в ст. 17 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, в соответствии с которой слушателями являются лица, обучающиеся в:

-высших учебных заведениях на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников;

-другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование;

-ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений.

Правовой статус слушателей в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента. (Правовой статус слушателей учреждений дополнительного профессионального образования, а также аспирантов, докторантов и соискателей см. подробнее гл.8).

Родители (законные представители) обучающихся – несовершеннолетних представляют собой особую группу субъектов образовательных правоотношений.

Во-первых, в соответствии со ст. 18 Закона об образовании, регулирующей дошкольное образование, они являются первыми педагогами своих детей. То есть именно на родителей возлагается ответственность за развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Во вторых, родители несовершеннолетних детей школьного возраста могут выступать педагогами своих детей при получении детьми общего образования в форме семейного образования.

В-третьих (в большинстве случаев), родители выступают в качестве законных представителей своих детей, с предоставлением им всех прав и обязанностей. В этом смысле их правовой статус определяется нормами Семейного кодекса РФ, ст. 52 Закона об образовании. В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми, предусмотренной ст. 10 Закона об образовании, очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната, семейного образования, самообразования. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Обеспечение получения своими детьми основного общего образования и создание условий для получения ими среднего (полного) общего образования является как правом, так и обязанностью родителей, исполнение которой обеспечивается путем введения в законодательство норм, предусматривающих ответственность родителей за неисполнение этой обязанности.

Непосредственное участие в осуществлении образовательного процесса принимают педагогические работники образовательного учреждения, которые вступают в трудовые правоотношения с образовательным учреждением. Их авторы не включают в состав субъектов образовательных правоотношений, поскольку ответственность за получение обучающимися соответствующего уровня образования несет образовательное учреждения. Педагоги выступают как бы посредниками между получателями образовательных услуг (обучающимися) и образовательными учреждениями. Однако, в связи с тем, что педагогические работники являются основными носителями знаний, несут ответственность не только за обучение, но и за воспитание лиц, начиная с весьма раннего возраста, авторы считают необходимым рассмотреть особенности правового статуса педагогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: