История образования и педагогической мысли

 

1. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. Воспитание зародилось одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление человека. Воспитание в первобытных сообществах выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания человека. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь. По мере совершенствования орудий труда, что позволило добывать больше пищи, укрываться от холода и других природных стихий, у людей появилась возможность по мере сил освободить от тяжелого труда старых и малых членов общины. Старикам стали вменять в обязанность быть хранителями очагов, обычаев племени, осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода, самые уважаемые и умудренные жизненным опытом, образовали первую профессионально-социальную группу людей – воспитателей в современном понимании. Их прямой и единственной обязанностью стала передача жизненного опыта детям. Они заботились о физическом и духовном росте подрастающего поколения. Воспитывали нравственность в детях в соответствии с выработанной к этому времени морали как совокупности норм, регулирующих поведение члена племени, его отношения к другим племенам и т.д. Так воспитание уже в первобытном обществе стало сферой целенаправленной деятельности и сознания человека.

2. Классовая сущность воспитания в рабовладельческом обществе. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Школы Древнего Китая, Индии и Египта. Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.Слово «педагогика» возникло в античные времена. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «дето-вождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и пне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслялось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни — обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.Педагогику рассматривают как науку и практику воспитания и обучения человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде педагогических заповедей, которые относились к правилам поведения, отношением между родителями и детьми, старшими и младшими. Этапы развития педагогики: 1.Педагогика ведет свое начало от народной педагогики. Она воплощалась в пословицах и поговорках, мифах.н-р «Век живи - век учись».2. Философско-религиозное учение (Сократ, Платон- говорили о том как нужно воспитывать р-а. 3. Филосовско-педагогич-е произв-я (Томас Мор – педагогич идеи,) 4. педагогика как самостоятельная наука родилась когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К ним следует отнести «Великую дидактику» (1654 г.) чешского мыслителя-гуманиста, педагога и общественного деятеля Яна Амоса Коменского (1592-1670), Свою «Великую дидактику» он определяет, как универсальное искусство всех учить, всему учиться с верным успехом. Интенсивное развитие педагогической теории и практики в 18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом “Педагогика” сформировалась в качестве учебной дисциплины. Объектом педагогики является образование. Предметам педагогики является воспитание. Общетеоретическая функция: наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы. Практическая функция: разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами. Прогностическую (развитие педагогической теории, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида). Педагогическая наука и практика решает различные вопросы, связанные с воспитанием, обучением и образованием подрастающего поколения.

 

3. Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции. Воспитание и обучение юношества в Греции в ГХ—VIII вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых по античной традиции приписывается легендарному древнегреческому поэту Гомеру. Школьных форм обучения гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было большим. Сложился образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью. Воспитателями применялись традиционные приемы, с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой — пресекающие нежелательное. Подросткам внушалось быть «лучшими среди сверстников». Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое, универсальное по тем временам образование. Воспитание полноправных граждан Спарты было целиком и полностью в ведении государства. Здесь был осуществлен один из первых известных человечеству опытов огосударствления личности.

Кормилицы из Спарты, как хорошие воспитательницы, ценились во всей Греции. Они малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу; приучали их соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми к пище; учили не бояться темноты, не пугаться; кормилицы умели останавливать плач и предупреждать капризы детей.С 7 лет всех мальчиков-спартиатов собирали вместе и делили на так называемые агелы, которые, в свою очередь, состояли из илов; более мелких подразделений. В этих товариществах ровесники жили вместе. Агелу возглавлял один из мальчиков, отличавшийся умом и гимнастическими умениями. Плутарх называл агелы «школой^тослушания», где мальчики «упражняются в искусстве повелевать и подчиняться», т.е. готовиться быть послушными гражданами, исполнителями воли властей. Грамоту же спартанцы изучали только ради «потребностей жизни».

С 13-летнего возраста подростки обучались и воспитывались, в «школах для гимнастических упражнений», которые возглавлял специально назначенный старейшинами «педоном», у него был помощник из числа старших юношей — «эйрен». Эти школы находились под бдительной опекой представителей старшего поколения, которых ученики беспрекословно слушались, считая их своими «отцами, учителями и наставниками». В этих государственных учреждениях подростков упражняли в военном искусстве, они участвовали в учебных сражениях и доходах. Начиная с 14 лет мальчики ежегодно подвергались публичным испытаниям, «агонам», которые подразделялись на гимнастические, когда юноши должны были показывать свои успехи в физической подготовке, и мусические, прежде всего состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические и мусические испытания были тесно связаны с военными упражнениями. В демократических Афинах до 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание, целью которого было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок. По достижении 7-летнего возраста для части афинских детей начинался этап школьного обучения. Это был более или менее развитый домашний раб, который сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома. Постепенно из обычного раба педагог превращался в домашнего воспитателя. Афинские учебные учреждения — «дидаскалейоны» — первые учебные заведения эпохи классического периода — были частными, следовательно, платными. Соответственно целям воспитания, включавшим во взаимосвязи духовное и физическое развитие. Обучение грамоте велось буквослагательным методом. Для этого использовались навощенные дощечки — «церы», на которых ученики «стилями» — заостренными палочками — наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений. Эти элементы техники школьного обучения свидетельствуют о связях древнегреческой культуры с близкой к ней исторически культурой Древнего Востока. В VI в. до н.э. в Древней Греции начали уже достаточно четко складываться философские школы. Древнейшей из них была пифагорейская, оказавшая сильное влияние на последующее развитие всей философской мысли. Основателем пифагорейской школы, своеобразного религиозно-этического братства, являлся В пифагорейском братстве обучение и воспитание молодежи было хорошо продуманным и организованным.

 

4. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль. Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали назначать представителей христианского духовенства, и вся работа получила резко выраженный церковный характер.Наиболее известным из римских педагогов был Марк Фабий Квинтилиан, считал: 1) дети свободных граждан имеют большие природные способности. 2) Ребенок должен воспитываться в школе, учителю следует подходить к каждому воспитаннику осторожно и внимательно.3) Сам учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, не раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников и внимательно их изучать. 4) Каждый учитель должен пройти все ступени обучения. 5) Учитель школы повышенного типа должен предварительно учительствовать в элементарной школе. 6) большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста (рекомендовал брать в дом мамок и нянек с хорошим произношением, подбирать товарищей для игр ребенка, внимательно следить за поведением окружающих ребенка детей и устранять от него дурных товарищей, изучать язык и музыку), 7) математика (арифметика и геометрия) для воспитания логического мышления, стройности и последовательности 8) строить обучение, опираясь на теоретические наставления, подражание и упражнения. 9) чтобы основы знаний закладывались прочно, не спеша. Цицерон Получив блестящее образование, будучи знаменитым оратором, он свои взгляды на воспитание излагал в философских сочинениях Он принимает человека за разумное и способное к воспитанию существо. Наставник должен относиться к своим ученикам с надлежащей кротостью, строгостью и справедливостью. Наставление детей должно совершаться и словом и делом. Дисциплина должна быть не слишком сурова, не слишком мягка. Наказание должно соответствовать вине и в одинаковых случаях должно быть одинаковым. Никогда не следует наказывать рассердившись. К наказаниям следует прибегать изредка, когда другие средства не дают нужных результатов. Воспитание следует начинать с раннего детства. Детям следует разрешать только такие игры, которые совместимы с хорошим поведением. внимание обратить на развитие памяти (рекомендует учить наизусть отрывки из греческих и римских писателей). Один из ее представителей, Сенека критиковал формализм школьной системы, которая воспитывает "ум, но не душу". Он считал, что ("пусть говорит он [ученик] сам, а не его память").

Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в "Письмах на моральные темы" и "Нравственных письмах к Луцилию". "Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла", - писал Сенека, полагая, что воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию (идеальной нравственной "норме") путем назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории.

 

5. Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры, типология, содержание образования, методы обучения в церковных школах. В 301 году христианство было принято как государственная религия. Откуда она распространилась по всей западной европе 2 страной стала Византия. В связи с засилием и христианской церкви в западной Европе монополия на образование стала пренадлежать церкви. Официальным языком была латынь. Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V –X вв. – раннее средневековье, XI –XIII вв. – развитое или высокое средневековье и XIV – XVI вв. – позднее средневековье, называемое также эпохой Возрождения. Начало средневековья в Центральной, Западной и Южной Европе связано с распадом Римской империи (IV в.). В данный период, начавшийся с V века, на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений. Все образование и культура в данный период находится в руках церкви и религиозных организаций: в Византии под воздействием православного христианства, в Западноевропейских странах – воздействие католической религии. Католицизм и православие проповедовали покорность, терпение, ущемление земных интересов и потребностей для спасения души в будущей загробной жизни. Учитель не щадил своих учеников за ошибки, в школах были широко распространены жестокие телесные наказания. Οʜᴎ одобрялись церковью, которая учила «что природа человека греховна», а телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют из ребенка «дьявольское начало». Связь средневековой культуры с христианской религией, крайне важность использовать при богослужении книги на латинском языке обусловливали в Западной Европе своеобразный тип школ, содержание обучения в которых имело религиозный характер, официальным языком, на котором осуществлялось преподавание, была латынь, чужой язык для большинства европейских народов. В школах царила суровая дисциплина, догматическое, основанное на неосознанном заучивании текстов обучение.

 

6. Вклад средневековых философов и теологов в развитие теории и методики обучения и воспитания.

Средневековое общество представляло собой симбиоз социально-культурных типов, содействовать формированию которых призвана была система образования. Представители каждого сословия видели своё предназначение в передаче опыта следующему поколению. Исходя из сложившейся социокультурной ситуации, ученичество становится универсальной педагогической и практической идеей средневековой Европы. Главную цель воспитания философы и педагоги средневековья видели в спасении души, а основой воспитания признавалось Божественное начало. Учебные заведения элементарного образования, школы, открывавшиеся при церковных приходах, именовались малыми школами, а учебные заведения, дающие повышенный уровень образования, – большими школами. Учились в них только мальчики и юноши (в малых школах – 7–10-летние дети, в больших – старше 10 лет). В малых школах один учитель (схоласт, дидаскал, магнискола) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы. Серьёзную конкуренцию им составляли учебные заведения при монастырях, или монастырские школы. В монастыре, настоятелем которого он был, при школе функционировала библиотека. Среди наиболее крупных и известных монастырских школ Европы периода средневековья следует отметить школы ордена анахоретов (создатель ордена – монах Бенедикт Нурсийский), школы бенедиктинцев (в конце VIII века существовало до 15 тысяч монастырей святого Бенедикта͵ при каждом из которых действовала школа), школы ордена капуцинов – францисканцев (создан в 1212 ᴦ.) и ордена доминиканцев (создан в 1216 ᴦ.). Церковные школы являлись важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. В школах повышенного типа, руководствуясь установками христианского аскетизма и благочестия, изучали произведения Сенеки, а не Цицерона. Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтирь. Псалтирь (книгу псалмов) сначала заучивали наизусть и лишь затем (после усвоения алфавита) читали. В церковных школах повышенного типа обучали по программе семи свободных искусств: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, география, астрономия, музыка). Главным учебным предметом считалась грамматика, после изучения которой переходили к литературе. Выбор текстов был ограничен древнеримскими авторами. Диалектику и риторику изучали одновременно: первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия. Астрономия носила прежде всего прикладной характер и была связана с вычислениями череды церковных праздников. В музыкальном образовании главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии между природой, человеком, обществом и Богом. Программа по арифметике предусматривала, в первую очередь, мистическое усвоение цифр, так как считалось, что мир устроен Богом с помощью чисел, которым приписывались чудесные свойства. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов.

 

7. Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. На смену раннему средневековью в Западную Европу пришла новая эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV - начало XVII вв.). В этот период получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Деятели эпохи Возрождения – гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции. Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. В последующие столетия центр тяжести стал смещаться в сторону индивида с его способностями и потребностями, стремлениями и мотивами поведения. Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты ставили задачу формирования общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени. Социальную цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми, гуманисты соединяли с идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического развития.

8. Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения в противовес религиозным представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того что в культуре XIV--XVI вв. центром внимания был человек, она получила название гуманистической (от латинского слова humanus - человеческий). Гуманизм эпохи Возрождения представлял собой прогрессивное явление, но он был идеологией сравнительно узкого образованного круга лиц и имел социально ограниченный характер. Провозглашенный гуманистами «культ человека» распространялся только на представителей социальной верхушки общества и не имел в виду трудящиеся массы, которые жестоко эксплуатировались феодалами и нарождавшейся буржуазией.Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждала характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребёнку, уважать его как личность. Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Но гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма эпохи Возрождения, не была связана с борьбой за интересы широких народных масс. Её влияние получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

 

9. Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации. Реформация, выступавшая про­тив средневековой католической церкви, стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе рациональной трактовки хри­стианского вероучения. Ее идеоло­ги проповедовали упразднение цер­ковной обрядности, боролись за самостоятельное изучение и осмысление человеком Библии без по­средничества служителей церкви. Внутри реформаторского движе­ния наметилось два направления – бюргерское, выражавшее интересы буржуазии и возглавлявшееся М. Лютером, и к рес­тьянское во главе с революционно настроенным Томасом Мюнцером, которое под знаменем религиозных требований выдвигало идею уничтожения частной собствен­ности и порабощения одних людей другими.В целях распространения своего учения деятели Реформа­ции широко использовали воспитание и образование, выд­винув лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени об­легчить усвоение и осмысление знанийЕсли начальная школа решала простейшую задачу – на­учить читать Библию, то перед средней школой стояла более серьезная задача – с помощью организованной системы вос­питания и образования готовить чиновничество, готовое слу­жить интересам протестантских государств Европы.

В процессе реорганизации школьного дела деятели Рефор­мации опирались на практику обучения и воспитания в так называемых «братских общинах», которые представляли со­бой формально светские организации, члены которых, не связанные официально с церковью, имели общее имуще­ство, жили и работали вместе, исповедуя идеалы христиан­ского коммунизма. Одну из важнейших своих задач они виде­ли в воспитании детей и распространении образования. Школы здесь имели постоянный состав учите­лей, отличались продуманностью методов обучения. Особен­ность этих школ состояла в том, что им удавалось при не­большом количестве преподавателей обучать несколько со­тен учеников путем организации занятий в малых (по 10 человек) группах, при участии наиболее продвинутых в за­нятиях учащихся под контролем педагога

10. Характерные особенности воспитания и обучения детей у восточных славян в период перехода к феодализму. В семьях крестьян и ремесленников дети уже с 3–4 лет выполняли посильную работу, помогали по хозяйству. То есть дети с раннего возраста становились членами общины, племени. Воспитание было пронизано духом единства членов племени. Каждый должен был подчиняться отцу, главе семейства. особенности воспитания объясняются тем, что человек того времени не мог выжить в одиночку, он был частью общины, усилиями которых создавались наиболее благоприятные условия для жизни. Именно этим и определялась цель воспитания и обучения, взрослые люди стремились воспитать следующее поколение так, чтобы сохранить сложившийся образ жизни. Воспитание высших сословий – дружинников и языческих жрецов значительно отличалось по содержанию. Детей дружинников учили ратному делу и владению оружием, а у знати главным было умение управлять общиной. Жрецы в обучении своих детей делали акцент на интеллектуальное развитие. При воспитании детей знатной прослойки общества практиковалось «кормильство» или «кумовство», то есть детей до 7-8-летнего возраста отдавали на воспитание в чужую семью. С 7-ми лет ребенок становился отроком. С этого возраста менялся и характер воспитания: девочки под руководством матери изучали домашнее хозяйство, а мальчики сближались с отцом, который в зависимости от сословия учил их семейному делу Значительную роль в воспитании восточных славян играла языческая культура. Она была пронизана магическим восприятием природы, ритуалами и характеризовалась большим количеством богов, каждый из которых покровительствовал определенной сфере человеческой деятельности или природным явлениям. Здравый опыт воспитания сосредотачивался в пословицах, поговорках, поучениях, наставлениях. Воспитание было непосредственно включено в различные виды деятельности и было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, сохранение жизненного уклада, воспитанию общественно важных и полезных качеств: трудолюбия, честности, исполнительности и т.д. Существует, например, такое народное предание. Каждый юноша, чтобы зваться мужчиной, должен был выдержать 4 испытания: переплыть реку, убить на охоте зубра, разложить в дождь костёр и назвать своих предков до пятого колена. Письменность у древних славян (ее появление) относиться еще до официального принятия христианства.

11. Основные методы и средства воспитания в народной педагогике восточных славян. Языческая культура восточных славян и ее влияние на воспитание подрастающего поколения. Главной задачей древних славян, живших первобытной общиной, было воспитание таких качеств, необходимых в нелегкой трудовой деятельности, для преодоления враждебных сил природы и защиты племени от чужеземных племен. Эту функцию осуществляла в определенной степени народная педагогика, которая вводила подрастающее поколение в мир природы, передавая вековые приметы, помогавшие избежать неурожая, спастись от природных стихий. Особую роль в воспитании играли различные обряды и инициации. Важной функцией обрядов оказалась передача детям определенных советов для жизни, труда, поведения. Первой естественной воспитательницей ребенка выступала мать. От нее ребенок в виде потешек, сказок, поговорок, и др. До трех-четырех летнего возраста мальчики и девочки находились под опекой матери. В три-четыре года дети в семьях крестьян и ремесленников выполняли посильную работу, помогали старшим, прежде всего, матери. Детей знати часто отдавали на воспитание в другую семью или семью родственников. Такой обычай именовался «кормильством» или «кумовством». С семи лет ребенок переходил в возраст отрока, длившийся до 14 – 15 лет. По истечении отрочества девочки оставались под присмотром матери, а мальчики-подростки оказывались под опекой отца. Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, породило определенную мораль и систему нравственных ценностей, в передаче которых и состоял смысл воспитания. Языческая культура: однако, основой развития воспитания всех слоев населения и славянской культуры в целом, было язычество – официальная религия древних славян. Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам и сил природы (воды, огня, земли, ветра и др.), животных, растений и деревьев Самые древние боги у древних славян не имели имен, а известны были только Род.Но, уже к X веку на Руси установился более организованный культ, в котором выделись высшие божества, почитаемые практически всеми племенами. На высшем уровне находились семь основных богов: Перун (бог грозы и молний), Веле с (покровитель скота и богатства), Хорс (бог летнего и зимнего солнцестояния у юго-восточных славян), Даждьбог или Стрибог (бог солнца), Мокошь или Макошь (загадочное женское божество, богиня плодородия и покровительница семейного очага). На более низком уровне находились такие персонажи языческой мифологии как: Ярило, Купала, Коляда, Лада и др. Ярило, был олицетворением мужского начала и связывался с обеспечением плодородия, прибытка урожая. Купала – персонаж, также «ответственный» за плодородие. Его обязательными атрибутами являлись вода и огонь. Купала – тряпичная или соломенная кукла сжигалась в конце праздника, что связывалась с последующим воскресением, с плодородием и сезонным обновлением природы. Широко известный персонаж славянской мифологии – Лада, которая покровительствовала красоте, любви и браку. Празднования в ее честь проводились весной (1 мая) и в начале лета.Таким образом, в сознании людей, живших в глубокой древности, мир был заселен множеством добрых и злых духов, помогавших или вредивших им. Языческие представления о мире сохранились в памяти людей и наше время. Они проникали и в систему воспитания древних славян: дети приобщались к старинным праздникам, утверждались в вере языческие персонажи, действия, заклинания. Желая предотвратить негативные поступки детей, родители запугивали детей различными мифологическими персонажами. С самого детства ребенок попадал в атмосферу чего-то таинственного и волшебного, сам участвовал в создании рукодельных вещей с языческой символикой.

12. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян. Сильное влияние на идеал древнерусского образования оказали ценности православия, согласно которым каждый человек должен верить в Бога (именно поэтому русское население называлось «крестьянами», т. е. «христианами») и эта истинная вера должна стать основой воспитания и обучения. Обучение грамоте и основам наук в школе было второстепенным по отношению к чтению православной литературы и осуществлялось только в этой связи. Основной формой получения образования стало семейное воспитание, которое проходило под руководством «мастера грамоты» – бродячего монаха, обучавшего детей на дому. В то время как в средневековой Европе сложилось сословие профессиональных учителей, главной фигурой древнерусского образования стал человек духовного звания – носитель ценностей православной культуры. Если в X–XI вв. распространение просвещения на Руси как условия расширения сферы влияния православия было заботой государства, то позднее с упрочением Русской православной церкви образование и устройство школ перешло в ведение самой церкви.

 

13. Общая характеристика просвещения и воспитания в древнебелорусских землях. Этно педагогика и ее значение для развития культуры и просвещения. История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до 13 в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения жившего на белорусских территориях был достаточно. Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и др. европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, этнопедагогика. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества. Большое значение в развитии письменности и просвещения на Беларуси в этот период оказали известные белорусские просветители Е.Полоцкая, К.Туровский. Этнопедагогика — это наука, основным предметом изучения которой является педагогика народная. То есть, традиционная практическая педагогика воспитания и обучения населения, которая сложилась с ходом исторических изменений у разных народов. Термин этнопедагогики впервые был введен Г.Н.Волковым Основные задачи:поиск этнической (народной) специфики педагогики в культурах различных наций и этносов; поиск развития и становления народной педагогики и педагогической культуры под воздействием разных факторов (политических, экономических, социальных, религиозных и других); какие способы отражения этнопедагогики предыдущих поколений можно увидеть в современной практике воспитания и развития личности; пути использования прогрессивного этнопедагогического наследия в современной системе образования. Этнопедагогика изучает: 1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение); 2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда); 3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному); 4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы); 5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои); 6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.); 7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники)

 

14. Беларусь в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. – 1569 г.  Создание Великого княжества Литовского. Многоэтнический состав населения княжества. В XIII-XIV вв. определились два центра консолидации восточных славян. Один из них был связан с древнерусскими городами Новогрудком и Вильной, вокруг которых объединялись западнорусские и литовские земли, и формировалось могущественное государство - Великое княжество Литовское. Второй центр - Москва, консолидирующая восточнорусские земли. Вокруг нее сформировалось также большое и могущественное Московское государство. Белорусские земли входили в состав ВКЛ различными путями, основные – военный захват, договор и брак. ВКЛ основывалось как балто-славянское политическое объединение в форме своеобразной федерации. Причинами создания ВКЛ были следующие: 1. Социально-экономические. Интенсивное развитие феодальных отношений, возрастания влияния боярства, возникновение вечевого правления, развитие земледелия, рост городов – все это возрождало тенденцию к образованию единого государства, в котором можно было бы успешнее решать социально-экономические проблемы. 2. Внутриполитические причины. Дальнейшее развитие феодальных отношений вело к обострению отношений между различными слоями населения, что выражалось в кражах, поджогах поместий феодалов, убийствах администрации. Это требовало объединения феодалов для формирования единого правовой системы для юридического урегулирования социальных связей и отношений, что возможно только в условиях более или менее централизованного государства. 3. Внешнеполитические причины. Современным белорусским землям угрожали крестоносцы (орден меченосцев, Тевтонский и Ливонский ордены) с запада, с юга и востока – татаро-монголы, что подталкивало белорусские и литовские княжества к объединению. В историографии существует три концепции создания ВКЛ. 1. Традиционная (литовская концепция). Суть ее в отождествлении Литвы исторической (XI – XIII века) и Литвы современной (древняя Литва находилась на территории современной). В XIII веке феодальные литовские княжества (Аукштайтия, Жемайтия, Селы, Земгалы) объединяются во главе с Миндовгом и создается сильное централизованное государство (Литва Миндовга), которое захватывает белорусские и русские земли и присоединяет к своей территории. 2. Новая (белорусская) концепция. Она была обоснована в начале ХХ века В. Игнатовским и опровергает утверждение о том, что создание ВКЛ диктовалось интересами литовских князей. Создание государства являлось результатом экономического, политического и культурно-этнического сближения и объединения, прежде всего, белорусских земель. Этот процесс происходил в интересах белорусских князей, что и характеризует государство как белорусское (в ВКЛ господствующее место заняла белорусская культура, столицей был Новогрудок и государственным был старобелорусский язык, сложившийся к началу XIV века). Согласно этой концепции, предки белорусов в то время назывались литвинами, и древняя Литва была исторической областью Беларуси, которая включала в себя Полоцкую, Турово-Пинскую, Новогрудскую земли. 3. Концепция «полиэтничного государства». Эта теория является наиболее обоснованной в современной историографии, и суть ее заключается в том, что ВКЛ создавали 4 основных народа – белорусский, русский, украинский и литовский (при этом литовцы составляли меньшинство). На начальном этапе существования государства внутренняя и внешняя политика диктовалась интересами литовских князей, в дальнейшем более активную роль в жизни княжества стали играть белорусские земли. Николай Гусовский – белорусский поэт-гуманист эпохи Возрождения. Образование получал в Беларуси, Польше, Италии. Современные документальные источники указывают на то, что поэт имел духовный сан, а также иногда исполнял обязанности нотариуса. В 1520 – 1522 годах Н. Гусовский в составе дипломатической миссии попадает в Рим. Центральным мотивом произведений Н. Гусовского становится патриотизм, любовь к Отечеству, который, по мнению просветителя, является самым прекрасным и возвышенным чувством, а Родина – это «начало начал», «смысл жизни и чувства святого». Важнейшая заслуга Гусовского как поэта-гуманиста, мыслителя – постановка проблемы охраны природы, родного края. Сымон Будный – талантливый учёный, педагог, деятель белорусской культуры, один из подвижников реформационного движения в Беларуси. В 1562 году в Несвиже был напечатан учебник по социологии на белорусском языке, автором которого был С. Будный. Выход в свет этой книги стал значительным событием в истории белорусской культуры. Это был первый школьный учебник на белорусском языке и первая печатная книга на территории Беларуси. На страницах книги Будный выступает как представитель гуманистической педагогики. Автор требует просвещения для всего народа, а не только для привилегированных слоев населения. Настаивая на том, что детей необходимо не только учить читать и писать, но и дать им всестороннее образование, гуманист стремится убедить феодалов не жалеть средств на народное образование, открывать школы, училища. С. Будный ставил перед собой цель: добиться того, чтобы народное просвещение стало делом всего общества, государства.

Являясь сторонником и борцом за всестороннее развитие личности, просветитель считал, что учеников необходимо учить рассуждать, доказывать, делать выводы, обобщать. Основой воспитания, по мнению педагога-гуманиста, является труд, без которого невозможно представить себе жизнь человека, совершенствующегося и воспитывающегося в процессе труда.

15. Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Просветительская деятельность Ф. Скорины. Педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского и др. Ф. Скорина родился в Полоцке в семье купца. Учился на философском факультете Краковского университета, после окончания которого получил степень бакалавра философии. работал и продолжал учиться в Западной Европе. получил степень доктора медицины в Падуанском университете в Италии. году издал свою первую печатную книгу «Псалтырь» на старобелорусском языке.

Цель человеческого существования он видел в развитии духовности, самовоспитании нравственности. Основой всех добродетелей, подчёркивает Скорина, - человеколюбие, любовь к ближнему. Идеалом человека великий гуманист считал личность мыслящую, интеллектуальную, целенаправленную. Ф. Скорина был хорошо знаком с западноевропейской системой образования того времени, основанной на цикле «семи свободных искусств». И свои издания он рассматривал как учебники, «помощники» по овладению этими науками. Свою просветительскую деятельность он начал с «Псалтыря», который трактует как книгу, содействующую нравственному самосовершенствованию человека. Мощное развитие получила педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации благодаря деятельности просветителя первопечатника Ф. Скорины, творчеству поэта-гуманиста Н. Гусовского, а также С. Будного, В. Тяпинского и других выдающихся восточнославянских мыслителей. В своих произведениях поднимали вопрос о необходимости как можно большего развития народного просвещения. Василий Тяпинский родился в небогатой семье недалеко от Лепеля. Образование получил самостоятельно. Его последующая переводческая деятельность свидетельствует о том, что он был высокообразованным человеком, знал несколько языков. С целью распространения просвещения среди народа В. Тяпинский занимался переводами «Священного писания», «Евангелия» на белорусский язык. Он глубоко был убеждён в том, что если закон Божий изучать в школе на родном языке, то это будет служит ь важным средством для единения всех слоёв общества. Продолжая гуманистические и культурно-просветительские традиции Ф. Скорины, В. Тяпинский в своих трудах пошёл дальше, развивая мысль о значении просвещения на родном языке и поднимая вопрос об организации школ для детей из простого народа. Николай Гусовский – белорусский поэт-гуманист эпохи Возрождения. Образование получал в Беларуси, Польше, Италии. Современные документальные источники указывают на то, что поэт имел духовный сан, а также иногда исполнял обязанности нотариуса. В 1520 – 1522 годах Н. Гусовский в составе дипломатической миссии попадает в Рим. Центральным мотивом произведений Н. Гусовского становится патриотизм, любовь к Отечеству, который, по мнению просветителя, является самым прекрасным и возвышенным чувством, а Родина – это «начало начал», «смысл жизни и чувства святого». Важнейшая заслуга Гусовского как поэта-гуманиста, мыслителя – постановка проблемы охраны природы, родного края. Сымон Будный – талантливый учёный, педагог, деятель белорусской культуры, один из подвижников реформационного движения в Беларуси. В 1562 году в Несвиже был напечатан учебник по социологии на белорусском языке, автором которого был С. Будный. Выход в свет этой книги стал значительным событием в истории белорусской культуры. Это был первый школьный учебник на белорусском языке и первая печатная книга на территории Беларуси. На страницах книги Будный выступает как представитель гуманистической педагогики. Автор требует просвещения для всего народа, а не только для привилегированных слоев населения. Настаивая на том, что детей необходимо не только учить читать и писать, но и дать им всестороннее образование, гуманист стремится убедить феодалов не жалеть средств на народное образование, открывать школы, училища. С. Будный ставил перед собой цель: добиться того, чтобы народное просвещение стало делом всего общества, государства.

Являясь сторонником и борцом за всестороннее развитие личности, просветитель считал, что учеников необходимо учить рассуждать, доказывать, делать выводы, обобщать. Основой воспитания, по мнению педагога-гуманиста, является труд, без которого невозможно представить себе жизнь человека, совершенствующегося и воспитывающегося в процессе труда.

 

16. Значение педагогических идей Л. Зизания, М. Смотрицкого, К. Лыщинского, С. Полоцкого. Деятельность Эдукационной комиссии. Лаврентий Зизаний получил образование на Волыни в Острожской школе. Создал учебные пособия «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенская», «Катехизис Великий. «Азбука Л. Зизания стала второй по счёту азбукой у восточных славян. В «Лексисе» автором даются сведения из истории, астрономии, географии, биологии, медицины, философии, юриспруденции, экономики и других наук. Большое внимание уделяется им также воспитанию и обучению. «Грамматик словенская», первый учебник по славянской грамматике, построена в форме вопросов и ответов. Роль учебных пособий Лаврентия Зизания в образовании восточнославянских народов невозможно недооценивать. Милетий Смотрицкийпросветитель, общественно-политический и церковный деятель. Деятельность Смотрицкого как педагога и учёного в первую очередь связана с деятельностью православных братств. Значимым результатом педагогической деятельности М. Смотрицкого стала изданная в 1619 году «Грамматики славенския правилное синтагма». Эта книга являлась продолжением борьбы просветителя против засилья на территории Беларуси католической церкви и польской экспансии, а также подтверждением прав белорусов на уникальность и сохранение своего языка. Казимир Лыщинский белорусский мыслитель-атеист. Уникальность атеистических взглядов К. Лыщинского заключается в их последовательности и бескомпромиссности в сложный период диктата иезуитов. В своём имении Лыщицы им была организована школа, отличавшаяся подлинным демократизмом: учились в ней дети местной шляхты и крестьян. Содержание обучения было выстроено на основе рациональных наук о законах развития природы и природных явлений, окружающей среды. В школе также преподавались различные языки. Симеон Полоцкий писатель, публицист, переводчик, издатель, педагог. По мнению С. Полоцкого, все беды общества связаны с низким уровнем образования и просвещения вообще. Отсюда его призывы к юношам о необходимости получения образования, а также к родителям и преподавателям о воспитании детей добрым словом и делом, разумной любовью, а не розгой. Эдукационной комиссии Школа приобретала светскую направленность. Общее руководство образованием переставало быть прерогативой церкви. Из школ постепенно изгонялись схоластика и зубрёжка. В школьном плане большее место начали занимать предметы естественнонаучного цикла. К примеру, особое внимание уделялось преподаванию физики. Содержание обучения и воспитания учащихся на уроках гуманитарного цикла определялось теми конкретными политическими задачами, которые ставили перед собой прогрессивные круги польской шляхты и горожан во время разделов речи Посполитой. Основополагающим шагом в воспитании и обучении юношества была попытка Эдукационной комиссии освободить школу от прямого и непосредственного воздействия церкви. За 20 лет деятельности при содействии Эдукационной комиссии были открыты школы в Гродно, Волковыске, Поставах, Новогрудке, Минске, Несвиже, Слуцке, Бобруйске, Мозыре, Бресте, Пинске, Жировичах, Лиде.

 

17. Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. Трактовка Коменским принципа природосообразности воспитания, разработка классно-урочной системы принципов и методов обучения. Ян Амос Коменский, известный чешский педагог, реформатор школьного дела, философ, внес огромный вклад в развитие и оформление педагогики начала Нового времени, особенно в разработку дидактики.Принимал активное участие в борьбе против католической церкви. Характерными чертами его мировоззрения выступали народность, демократизм и гуманизм: требовал единой школы, всеобщности и обязательности школы родного языка для всех детей без различия сословий, имущественного положения и пола. Он возмущался тем, что «между бедняками остаются незамеченными и погибают нередко выдающиеся способности». Взгляды Коменского на воспитание. В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоёв населения, для народных масс.Целью воспитания Коменский считал подготовку к загробной жизни. цель реализуется посредством решения трёх ступеней задач: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание); управление собой (нравственное воспитание); стремление к Богу (религиозное воспитание). Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Принцип природосообразности - природа едина, в ней гармония и порядок; человек - часть природы, он развивается по естественным законам; воспитание должно идти сообразно с его природой. Коменский стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учётом возрастных особенностей детей.  Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, расписание занятий. настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок (уделять часть его опросу учащихся, часть - объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового). Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе; преподавание одного учителя в классе; обучение детей на родном языке;

18. Распространение методики взаимного обучения в начальной школе Англии. Педагогическая концепция Дж. Локка. В Англии к 17 веку состояние школьного дела стало тормозом в развитии науки, культуры, производства. В конце XVIII века возникла и получила распространение методика взаимного обучения, то есть такая система организации обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Название эта система получила по именам английских педагогов А. Белла и Дж. Ланкастера. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счету. В них не было классов и учителей в современном смысле слова. Учебников не было. Вместо них пользовались различным дидактическим материалом.  В России школы, работавшие по белл-ланкастерской системе, стали открываться с 1818 года, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Заметный след в истории оставило творчество выдающегося философа и педагога Джона Локка, английский философ, просветитель и государ­ственный деятель. Его жизнь и деятельность совпали с эпохой Английской революции XVII в. Более 30 лет жизни Д. Локка были связаны с Оксфордским университетом, где в разные годы он преподавал греческий язык, риторику, этику. поселившись в Лондоне, Д. Локк стал домашним врачом и воспитателем в семье лидера партии графа Шефтсбери, приобщился к политической деятельности. В педагогических взглядах Д. Локка нашли отражение его социально-политические и философские воззрения, а также немалый педагогический опыт, накопленный им в качестве преподавателя и домашнего воспитателя.

19. Движение Просвещения во Франции (середина XVIII в.) как продолжение гуманистических традиций эпохи Возрождения.  Средоточием идей эпохи Просвещения становится Франция. Предшественниками такого педагогического течения, как филантропизм во французской педагогике были прежде всего Ф. Фенелон и Ш. Роллен   Франсуа Фенелон, автор педагогического романа «Телемак», отвергал в воспитании авторитарность и считал необходимым обеспечивать естественное, свободное развитие ребёнка. Ф. Фенелон был одним из первых педагогов Нового времени, кто ставил вопрос о женском образовании. Он полагал необходимым не только давать женщине образование, но и воспитывать её нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы по воспитанию детей. Отвергая жёсткость в воспитании, автор указывал, что в отношении детей следует умело сочетать нежность и ласку и одновременно приучать ребёнка к терпению.Одним из главных недостатков традиционного обучения Ф. Фенелон считал отсутствие в нём привлекательности для детей. Исходя из этого, он предлагал чередовать игру и учёбу, избегая чрезмерной назидательности в обучении. Шарль Роллен преподавал в коллежах латынь и риторику. Ш. Роллену удалось в известной мере обобщить накопленный позитивный опыт школьного образования. Его творчество оказалось важным источником педагогических идей эпохи Просвещения. В основном труде Ш. Роллена «Трактат об образовании» им были разработаны параметры школьного обучения и воспитания. Он допускал совместное воспитание детей до 6 – 7-летнего возраста. Затем для девочек предназначалась особая программа занятий. Главное место в программе обучения отводилось родному языку. Обучение в начальных школах для бедняков предлагалось начинать с уроков французского языка. Французское Просвещение дало миру знаменитую «Энциклопедию» - свод знаний эпохи, имевший большой просветительский и педагогический смысл. Этот труд предназначался для воспитания молодого поколения в духе новых идеалов. Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования в становлении личности. Возлагая большие надежды на общественное образование, французские энциклопедисты объявляли его главным приоритетом социального прогресса. Они планировали создать благоприятную учебно-воспитательную среду, обеспечив для решения педагогических задач сотрудничество школы и общественности. Предусматривалось внести соответствующие изменения в содержание учебных программ и принципы обучения.

 

20. Обоснование необходимости реформы воспитательной системы в трудах Ж.-Ж. Руссо. Влияние Ж.-Ж. Руссо на развитие теории и практики образования в XIX и XX столетиях.

21. Просвещение и школа в Русском централизованном государстве. Развитие трех подходов к образованию: латинское направление, ориентация на греческую школьную традицию, старообрядчество

22. Школьная реформа 1782 – 1786 гг. Деятельность Ф.И. Янковича по разработке документов реформы.

23. Пропаганда прогрессивных педагогических идей в журналах Н.И. Новикова. Революционно-просветительские идеи А.Н. Радищева.

24. Становление педагогической науки в XIX в. Теоретическое обоснование и реализация идей реального образования И.Г. Песталоцци.

25. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века. Характеристика основных звеньев системы народного образования.

26. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине ХIХ века. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова.

27. Идея народности как основа педагогической системы К.Д. Ушинского, его дидактические взгляды. Работа «Труд в его психическом и воспитательном значении». К.Д. Ушинский о миссии учителя в обществе и программе его подготовки.

28. Философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Реализация идеи свободного воспитания в Яснополянской школе.

29. Национально-освободительное движение в Беларуси 1863 – 1864 гг. Идеи К. Калиновского о народном образовании. Просветительские взгляды Ф.К. Богушевича, А.В. Богдановича.

30. Зарубежная школа и педагогика в начале ХХ века. Создание национальных систем народного образования, усиление централизации управления и финансирования школ, продление сроков начального обучения.

Направления и задачи реформаторской педагогики.

31. Основные идеи «Теории свободного воспитания». Содержание экспериментальной педагогики. Концепция «Школы действия».

32. Тесты как один из инструментов экспериментальных исследований и их прикладное значение.

33. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. Три типа «новых школ» (С. Редди).

34. Школьные реформы конца XIX – начала ХХ веков как стимул к развитию педагогической теории и практики.

35. Педагогические течения начала ХХ века. Особенности эпохи конца XIX – начала ХХ веков.

36. Естественнонаучное течение (В.П. Вахтерев, А.П. Нечаев, В. Лай и др.). Идея определяющей роли раннего этапа онтогенеза в становлении и развитии личности.

37. Социологическое течение в педагогике (Э. Дюркгейм, П. Наторп и др.). Трактовка понятия воспитания как социализации личности.

38. Первые декреты Советского правительства по народному образованию.

Деятельность Наркомпросса по реализации новой концепции развития школы.

39. Разработка учебных планов и программ семилетней школы (1921 г.). Комплексные программы ГУСа (1923-1930). Политехнизация общего и профессионального образования.

40. Развитие школы и педагогики в 1930-е гг. Постановления ЦК ВКП(б) о школе и перестройка содержания учебно-воспитательной работы.

41. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко, ее влияние на развитие отечественной и зарубежной теории и практики воспитания.

42. Реформа общеобразовательной средней школы на основе закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.).

43. Развитие педагогической теории в 60-70-е гг. Технологии развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др. Гуманистическая педагогическая концепция В.В. Сухомлинского.

44. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (апрель 1984 г.) и ее результаты.

45. Содержание и основные направления школьных реформ второй половины ХХ века. Принципы обновления содержания традиционных школьных дисциплин. Введение новых предметов (экология, экономика, информатика, семейное воспитание, половое воспитание и др.)

46. Кризисные явления в воспитании школьной молодежи и меры, направленные на их преодоление.

47. Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь.

48. Реформа белорусской школы (1998 г.): задачи, направления, результаты. Дискуссии вокруг школьной реформы.

49. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ – начале ХХI века.

50. Актуальные проблемы управления образованием: централизация и децентрализация. Демократизация школы. Понятие «демократическая система образования».

51. Школьные системы образования на современном этапе: сроки обучения, структура, модели. Основные дидактические концепции (традиционная, рационалистическая, феноменологическая).

52. Тенденции эволюции школьных программ. Дифференциация обучения в средней школе и подходы к ее решению. Обучение одаренных учащихся.

53. Патриотическое и гражданское воспитание в школах Запада. Поликультурное образование: цели, принципы, содержание.

54. Типология образовательных реформ. Условия и оценка эффективности трансформационных процессов в образовании.

55. Мировые тенденции развития высшей школы. Интернационализация высшего образования.

56. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса. Образование на постсоветском пространстве: интеграция и дезинтеграция.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: