Развитие школы и становление государственной системы образования в России

Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.

Вклад в развитие теории и методики обучения и воспитания российских педагогов конца XIX – начала ХХ в.

Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского – основоположника научной педагогики.

Развитие школы и становление государственной системы образования в России.

План

Тема 7. Школа и педагогическая мысль в России XIX в.

Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой российского образования. В 1802 г. было организовано Министерство народного просвещения – первый центральный орган государственной власти, ведавший вопросами образования. Министерство не только выработало, но и в значительной степени осуществило план развития народного образования. Этот план был изложен в «Предварительных правилах народного просвещения» (1803), «Уставе учебных заведений, подведомственных университетам» (1804). Согласно плану в России была создана новая система народного просвещения, которая включала в себя четыре типа учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия, университет.

Система народного просвещения России по Уставу 1804 г.

Тип учебного заведения Срок обучения Предметы обучения
Приходское училище 1 год Закон Божий инравоучения, чтение, письмо, арифметика
Уездное училище 2 года Закон Божий, арифметика, география, история, рисование и др.
Гимназия 4 года Латынь, иностранные языки (французский, немецкий), философия, география, история, математика, политическая экономия, естественная история, изящные искусства, коммерция
Университет 4 года Факультеты: нравственных и политических наук, физико-математических наук, медицинский, словесный

В основу системы российского просвещения были положены три принципа: бесплатность, бессословность, преемственность всех типов школ. Вместе с тем в гимназию и университет запрещалось принимать крепостных крестьян. По Уставу 1804 г. Россия разделялась на шесть учебных округов во главе с университетами: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. В стране устанавливалась строгая зависимость низших звеньев образования от высших. Во главе учебного округа стоял попечитель, который осуществлял руководство всеми учебными заведениями округа через ректора университета. Ректор университета избирался профессорами на общем собрании вуза, подчинялся попечителю и управлял учебными заведениями своего округа. Директор гимназии управлял гимназией и всеми школами губернии. Смотрители руководили уездными и всеми приходскими училищами.

Приходские училища с одногодичным сроком обучения могли открываться в селениях при церковных приходах, в уездных и губернских городах. Их цель – подготовка к поступлению в уездные училища и предоставление мальчикам и девочкам общеобразовательных знаний. Преподавались Закон Божий, нравоучение, чтение, письмо, четыре действия арифметики. Государственная казна не предусматривала средств на их содержание. Считалось, что содержать их должны либо сами крестьяне, либо помещики и церковь. Помещики в таких школах не были заинтересованы.

Уездные училища с двухлетним сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах. Цель их – подготовка к поступлению в гимназии, сообщение детям непривилегированных сословий «необходимых познаний, сообразных состоянию их и промышленности». В учебном плане предусматривалось 15 предметов (Закон Божий, российская грамматика, всеобщая и русская история, география, физика, естественная история, арифметика, рисование и др.). Все предметы преподавали только два учителя.

В каждом губернском городе создавалась гимназия, дававшая законченное среднее образование и право поступления в университет. Гимназический курс обучения насчитывал 4 года. Программа обучения отличалась энциклопедичностью и обширностью. Она предусматривала изучение языков (латинский, греческий, немецкий, французский), географии, истории, статистики, курса философских (метафизика, логика, нравоучение) и изящных наук (словесность, история поэзии, эстетика), математики (алгебра, геометрия, тригонометрия), физики, естественных наук (минералогия, ботаника, зоология), теории коммерции, технологии и рисования. В учебном плане гимназии отсутствовал Закон Божий, русский язык и отечественная литература. В гимназии предусматривалось иметь 8 учителей с нагрузкой от 16 до 20 часов в неделю. К 1805 г. в стране действовали 42 гимназии и 405 уездных училищ.

Таким образом, в первой четверти XIX в. в России оформляется государственная университетская система. К Московскому университету (1755) добавились Казанский (1804), Харьковский (1805), Виленский (реорганизован в 1803-1804), Дерптский (1805) и Санкт-Петербургский (1819). Наиболее широкими полномочиями и автономией в своей деятельности пользовался Виленский университет, который определял самостоятельную политику в школьном деле. Однако после польско-литовского восстания 1831-1832 гг. он был закрыт. И в «западных губерниях» России не осталось ни одного высшего учебного заведения.

Начало второго периода в развитии образования в XIX в. связано со временем правления Николая I (годы правления – 1825–1855), в царствование которого система образования и школьная политика претерпели важные изменения. Новый император стремился выработать «единообразную» школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности. Министром просвещения был назначен граф Ливен, который осуществил подобный курс в новом «Уставе о начальных и средних школах» (1828), наметившем пути реформирования образования. В «Уставе...» подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип – «каждому сословию свой уровень образования». В соответствии с этим приходские училища предназначались для низших сословий, уездные – для детей купцов, ремесленников и прочих «городских обывателей», гимназии – для детей дворян и чиновников. Школьная жизнь проходила под строгим надзором начальства и полиции. За проступки полагались всяческие меры взыскания, в том числе розга, исключение из школы, а для преподавателей – увольнение со службы.

В 1833 г. министром просвещения становится С.С. Уваров (1786–1855), остававшийся на этом посту до 1849 г. и проводивший консервативную школьную политику. Уваров выдвигал три принципа воспитания и образования: «православие, самодержавие и народность», которые соответствовали государственной политике и идее национального возрождения. В 1832–1842 гг. заметно расширилась система образования, количество учащихся в различных государственных учебных заведениях увеличилось с 69 300 до 99 800.

Таким образом, в результате реформ второй четверти XIX в. каждый тип школы приобретал законченный характер и был предназначен для обслуживания населения определенного сословия. Преемственная связь между учебными заведениями, введенная в 1804 г., была отменена, и доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу затруднен. Приходские училища, рассчитанные на мальчиков и девочек из «самых низших состояний», не должны были готовить их к уездным училищам. Уездные училища, предназначенные для детей купцов, ремесленников, мещан и других городских жителей, не относящих к дворянству, стали теперь трехклассными учебными заведениями. В них изучались закон Божий, священная и церковная история, российский язык, арифметика, геометрия (до стереометрии) без доказательств, география, сокращенная всеобщая и российская история, чистописание, черчение и рисование. Преподавание физики и естествознания было прекращено, а математика должна была преподаваться догматически. Чтобы отвлечь детей непривилегированных городских сословий от поступления в гимназии, при уездных училищах разрешалось открывать дополнительные курсы, где желающие продолжать учение могли получить какую-либо профессию.

В этот период в развитии среднего образования активно участвуют различные министерства. Так, в 1839 г. Министерство финансов открывает при некоторых гимназиях и уездных училищах реальные классы; Министерство юриспруденции создает гимназические курсы юриспруденции, Министерство государственной собственности организовывает средние школы повышенного типа. В гимназиях, подчиненных Министерству просвещения, был взят курс на классическое обучение, однако в 1849–1851 гг. прошла реорганизация гимназий, в соответствии с которой были учреждены три типа гимназий: с двумя древними языками (классические), с обучением естествознанию и законоведению, с обучением законоведению. В 1835 г. Министерство просвещения издает ряд документов, определяющих новый порядок функционирования университетов, значительно урезавший их автономию. В 1834 г. открылся университет в Киеве, но в связи с волнениями в Польше в 1830 г. был закрыт Виленский университет. Произошли изменения и в сфере профессионального образования: в 1828 г. в Петербурге был создан Технологический институт, в 1832 г. – Институт гражданских инженеров; реорганизованы Горный и Лесной институты. В целом в 1830-1850-х гг. по всей России открывались низшие и средние сельскохозяйственные, технические и коммерческие учебные заведения.

Количество школ, предназначенных для народа, до 1861 г. было так незначительно, что крестьянское население и горожане низких сословий оставались почти поголовно безграмотными. Наиболее распространенными на селе были школы грамоты со сроком обучения один-два года. Их создавали сами крестьяне на свои средства. Учительствовали здесь грамотные дьячки местной церкви, отставные солдаты или бывшие дворовые, однако эти школы оказались жизнеспособными, в некоторых местах их можно было встретить даже в начале ХХ в.

Образование подрастающего поколения в XIX в. характеризуется вниманием к деятельности учителей-иностранцев и принятием мер в защиту отечественного образования. Указ Николая I, изданный в 1831 г., обязывал повысить надзор за частными учебными заведениями и учителями-иностранцами. До педагогической деятельности допускались учителя-иностранцы и наставники, имеющие аттестаты русских университетов и дополнительные положительные характеристики. В России складывалась система среднего педагогического образования, в основном женского, которая составила серьезную конкуренцию учителям-иностранцам в сфере семейного воспитания.

С начала 1860-х гг. начинается третий период в развитии отечественного образования, характеризующийся подготовкой новой реформы. Школьные реформы 1860-х гг. осуществлялись в ряду социальных преобразований, важнейшим из которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости (1861). В начале правления царя Александра I были приняты новые правила поступления и обучения в университетах. Правилами отменялись ограничения количества поступающих в университеты. В 1856 г. был восстановлен Ученый комитет, который и занялся подготовкой проектов новых школьных уставов.

В июне 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Университеты получали даже более значительные права на автономию, чем по уставу 1804 г. Управление университетом передавалось в советы профессоров. Советы профессоров должны были выбирать ректоров и новых преподавателей. Министру просвещения предоставлялось формальное право утверждать или отменять решения советов, которым он фактически не пользовался. Сокращались полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов. Ученый комитет подготовил три проекта, которые легли в основу нового устава средних школ (1864). Так, отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием поступления в гимназию становилось имущественное положение. Ученики были обязаны вносить плату за обучение, от которой освобождались дети малоимущих родителей, но количество таких детей не должно было превышать 10 % от общего числа учеников. Предусматривалась ранее не практиковавшаяся выдача единовременных денежных пособий и стипендий особо отличившимся ученикам.

Устав 1864 г. объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-летним курсом обучения. Были узаконены три типа средней школы: 1) классическая гимназия с двумя древними языками; 2) классическая гимназия с латинским языком; 3) реальная гимназия без древних языков. Учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с 4-летним курсом обучения по программам классического и современного образования. Устав утверждал приоритет классицизма. Во всех средних школах должны были изучать Закон Божий, историю, географию, русский язык и литературу, математику. Кроме того, в классических гимназиях предусматривалось преподавание двух древних или современных европейских языков, а в реальных или современных гимназиях – преподавание естественных наук и черчения. Устав 1864 г. коснулся и уездных училищ: предусматривалось преобразовать одну часть уездных училищ в прогимназии, а другую – в 2-летние приходские начальные школы. В 1864 г. был принят устав по начальному образованию. Он предусматривал сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Однако в белорусских губерниях земских и частных школ не было, так как институт земства здесь не вводился и основными были народные училища министерства просвещения и церковноприходские школы, открываемые православной церковью.

Начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп. В этих школах предусматривалось «укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу полезного знания». Закон Божий должен был преподавать местный священник или по разрешению церкви специальный учитель. В белорусских губерниях католический священник должен был преподавать Закон Божий ученикам своей конфессии, но на русском языке. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный уездным школьным советом. В уездный школьный совет должны были входить представители министерства просвещения, священного синода, других правительственных школьных органов и два члена уездного земского собрания. Уездный школьный совет избирал председателя, которого утверждал губернский школьный совет. Губернский школьный совет состоял из губернатора, главы церковной епархии, губернского руководителя школьного ведомства, двух членов губернского земского собрания. К важным школьным реформам следует отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение земских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.

С конца 1850-х гг. по всей России возникают воскресные школы и делаются первые попытки создания для детей из народа школ на новых педагогических идеях и принципах. В числе первых народных школ, руководствовавшихся передовыми педагогическими идеями, были Таврическое училище и Василеостровская школа в Петербурге, Яснополянская школа (основана в 1859 г. Л.Н.Толстым) и другие. В этих школах была создана радостная атмосфера труда, уважения к личности ребенка, пробуждения его интереса к знаниям. Эпоха школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866 г. после неудачного покушения на Александра II. Назначение вскоре новым министром графа Д.А.Толстого привело к ограничению автономии университетов и установлению жесткого контроля над всеми учебными заведениями. В 1871-1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. В программу всех гимназий включалось изучение древних языков. Министерство контролировало всю деятельность преподавателей и определяло перечень разрешенных учебных пособий.

Новые уставы учебных заведений были направлены на усиление министерского контроля за их деятельностью, а в начальном образовании всячески поощрялось создание церковноприходских школ. Консервативная политика в сфере образования окончательно утвердилась после убийства царя Александра II в 1881 г. Среди идейных вдохновителей реакционной политики в системе образования особенно выделялся глава Священного синода К.П.Победоносцев. Он являлся идеологом дискриминации национальных меньшинств – например, были приняты правила, ограничивающие право обучения евреев в университетах и меры против мусульманских школ. В белорусских губерниях данная политика сказалась на запрете всех школ, где наряду с русским языком еще могли использовать «белорусское наречие». Хотя официального документа о запрете белорусского языка в школах не было, власти делали все, чтобы не допустить развития обучения на «местном западнорусском наречии». Результатом этого курса стало и окончательное закрытие вопроса о создании в белорусских губерниях нового университета.

По настоянию К.П.Победоносцева ограничивалось обучение в классической гимназии детей из малоимущих слоев. Этому способствовала значительно возросшая в 1887 г. плата за обучение в гимназиях и прогимназиях. Особо оговаривалось, что следует препятствовать обучению в гимназии представителям низов (детям кухарок, прачек, крестьян и т.д.). Граф Победоносцев считал, что для крестьянских детей два года обучения в народной или церковноприходской школе вполне достаточно, чтобы идти дальше осваивать трудовую деятельность. И в то же время резко возросло в начальном образовании количество церковноприходских школ (за период 1881–1894 гг. – в 8 раз, число учеников – в 9,6 раза). Программы таких школ были весьма урезанными: церковное пение, чтение религиозных текстов, письменный, устный русский язык и арифметика. Только в 225 церковноприходских школах из 32 тыс. имелся 5-6 летний курс обучения (двухклассные училища), а остальные были одноклассными. Кое-где в этих школах обучали навыкам сельскохозяйственного и ремесленного труда. Число девочек в этих школах увеличилось до 173 тыс. или примерно в 13,5 раза.

В целом данная система образования без особых изменений просуществовала до 1917 года. Однако в 1908-1912 гг. в ряде регионов была предпринята попытка введения всеобщего начального образования сроком до 5-6 лет. Предполагалось, что церковноприходская и народная школы станут единой начальной школой. События 1914-1917 гг. перечеркнули возможности эволюционного перехода к более демократичной единой начальной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: