Римская культура III-I вв. до н.э.: особенности полисной идеологии и римской религии

Начиная с III в. до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии, Марс — бог войны, Минерва —богиня мудрости, покровительница ремесла, Венера — богиня любви и плодородия. Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности, Аполлон — бог солнца и света,

Юнона —покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун —бог моря, Диана —богиня Луны.

 Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались всем гражданским коллективом. Но в среде плебеев особенно популярной была божественная троица: Церера, Либера-Прозерпина — богиня растительности и преисподней и Либер — бог вина и веселья.

 Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что включение новых богов усиливает мошь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

 Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить мольбы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей — жрецы — наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

1. Можно считать, расцвет. Вобрала всё греческое и дополнило своим. Начиная с первого века после (особенно 2-3) – кризис и мутация античной культуры. А пока живёт.

2. Античная культура завязана на полис. Идеи (из билета по Греции, ничем не отличается): Главная ценность – свобода. Полис – это такой же ойкос общины, как космос – ойкос Зевса (принцип подобия). Коллективное отправление культа. Полисные праздники. Феномен гражданства (триединство) Патриотизм: в любом другом полисе гражданин данного полиса – метек => держится за свой полис, любит его. Коллективизм. => Единство общего и единичного. Однако же – стремление к самодостаточности, автаркии. Однако уже ко II-I вв. до – кризис полиса в Риме (Союзическая война - конец). Отход от старого ведёт за собой духовный поиск.

3. Религия и философия. Старая римская религия и то, что получилось к 1 в. благодаря синтезу с Грецией, начинает потихоньку уступать место новым мистическим веяниям с востока (мистерии, культ Великой Мамы). Одновременно происходит трансформация старых культов (вакханалии, которые впоследствии запрещаются указом Сената). Параллельно – распространение скептической философии и отход от религии в слоях аристократии. Основные философские течения периода II-I вв. в Риме – эпикурейство (атомистимеская модель мира, всё бренно, вечный космос, пассивность в жизни, что даёт свободу) и стоицизм (мир прекрасен, совершенен и вечен, цель жизни – служить общине, общему делу, быть внутренне свободным). Прослеживаются пессимистические нотки, что будет усиливаться в дальнейшем. Подр. – воп. 30, 31

4. Праздненства. Игры (Римские, Плебейские, Аполлоновы), гладиаторские бои, религиозные праздники связанные с с/х циклами (виналии, консуалии и др.). Подробно про игры – см. воп. 30

 

  1. Римская культура III-I вв. до н.э.: литература, архитектура, скульптура.

 

Римская драма и поэзия. На становление римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но и особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными.

Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни — переводами с греческого.

Римская прозаическая литература. Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были редким явлением и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя в них излагалась римская история.

Литература. Главное – это назвать Андроника (первая поэзия), Катона (первая проза), Плавта и Теренция (комедия) + -1 век.

Архитектура.

Рим. До 2 в. город строится стихийно, большие здания – только храмы. Из той поры сильны в архитектурном плане только Сервиевы стены (отстроены после погрома Рима галлами), канализация и водопровод. Со 2 в. активно осваиваются новые районы, земля поднимается в цене => с 1 в. многоэтажные дома. Виллы знати строятся из обожжённого кирпича, бетона, мрамора. Тогда же – обустройство форума, разбитие садов на окраинах (Саллюстия и Лукулла). Город разделяется на районы и кварталы. К 1 в. – 1 млн населения.

Основные черты римской архитектуры: 1) монументальность (мощь Рима), 2) пышность внешнего декора, 3) внимание к утилитарной стороне (разрабатываются сооружения для практических нужд аки мосты, акведуки, термы, амфитеатры).

В конструкции: 1) приверженность к чёткой симметрии зданий в плане, 2) использование ордеров (преимущественно коринфского. Разрабатывают собственный микс – композитный ордер), 3) арки, своды, купола.

В развитии. Два периода.

- Первый – IV-III. Огромное влияние этрусков. Ранний римский храм целиком списан с этусского. Преобладают военно-инженерные (стена Сервия) и гражданские (водопроводы) постройки.

- Второй – II-I. Начинают юзать бетон и своды. Новые типы зданий: базилика, амфитеатр, цирк, терма. Утилитарные строения – склады (портик Эмилиев), дороги, акведуки. Триумфальная арка.

Скульптура. Появляется в Риме со времён Тарквиния Гордого из Этрурии (украшение храма Юпа). Первая бронза – Церера (V в.). С IV – начинают появляться статуи смертных (магистраты и просто частные лица). Престижным считается поставить что-нибудь на Форуме. Статуй очень много => художественный уровень невысок, но главное – это портретное сходство. Обычай снимать посмертную маску способствует. Скульпторы в основном – этруски.

С конца 3 в. здесь, как и во всех областях – влияние Греции. Статуи вывозятся из Греции в Рим в немереных количествах. Сразу множество подражателей. В обшем, римляне греков так и не превзошли. Единственное новое – скульптурный портрет: синтез римской, этрусской и греческой традиции.

 

  1. Правление Октавиана Августа. Принципат как политическая система.

       Принципат Августа - один из интереснейших для данного исследования периодов римской истории. Именно тогда были заложены начала и основы того строя, который просуществует столетия и затем еще долгие века будет вызывать споры и недоумения. Что это: республика, монархия, нечто сдвоенное или среднее, либо - принципиально неопределимое? Август правил более полувека: 12 лет с Антонием и Лепидом и 44 года единовластно. В правлении Августа как бы воплощены все известные в те времена «формы правления» (как правильные, так и «извращенные», диктатура и тирания, аристократия и демократия, республика и монархия); своеобразный сплав всех этих форм и элементов дал тот совершенно новый, единственный в истории строй, который получил наименование принципата.

       При Августе сохранялись все республиканские магистратуры. Он объявил о том, что пришел, «к власти для восстановления традиционных старозаветных римских устоев, нравов и обычаев предков».

       Началом принципата принято считать 13 января 27 г. до н.э., когда Август получил особые полномочия (выше уже упоминалась формулировка cura et tutela rei publicae universae). В тот день на торжественном заседания сената Октавиан произнес пышную речь и заявил, что восстановил в стране порядок и поэтому слагает с себя чрезвычайные полномочия и возвращается в частную жизнь.

       События того времени свидетельствуют не только о государственном перевороте в стране, но и о трансформации всех республиканских магистратур. В корне изменилась, например, власть народного трибуна (tribunicia potestas) — одногодичная магистратура, возникшая в глубокой древности (в 494 г. до н.э.) как орудие борьбы плебеев с патрициями за свои права. Народный трибун считался в Риме личностью священной и неприкосновенной. Эту магистратуру Октавиан получил в 36 г. до н.э. после победы над Секстом Помпеем.

 

  1. Римская империя в период правления династий Юлиев-Клавдиев и Флавиев.

 

После Августа всё было очень мрачно. Август считается основоположником династии (Август и Юлий Цезарь) Юлиев-Клавдиев, как их называли. Цезарь был человек очень приличный, не жестокий, мудрый. Август тоже не обладал личной жестокостью, хотя, конечно, мог убить кого-нибудь, когда было нужно. Так он приказал убить, например, детей Цезаря и Клеопатры (сына Цезаря Цезариона). Тут уж ничего не поделаешь — борьба за власть.

А вот на смену Августу приходят просто сущие звери. Тут я не знаю — что причина, а что следствие. Подряд несколько правителей за одним, может быть, исключением, которые отличались чудовищными тираническими наклонностями, деспотизмом, жестокостью. То ли это их врождённые черты, которые совпали с возможностями абсолютной власти (когда до абсолютной власти дорывается человек жестокий, кровожадный, можно сказать, садист, маньяк и т.д.), то ли всё наоборот: абсолютная власть и противодействие со стороны сената развили в них эти черты. Повторяю: причины и следствия тут, вполне возможно, порождают друг друга.

Перечислим этих правителей кратко. После смерти Августа править стал Тиберий. Именно при нём случилось служение, и жизнь, и смерть, и воскрешение Иисуса Христа. Тиберий правил в 14-37 годах н.э. Дальше я буду говорить просто годы, без «нашей эры» (вступили в неё после Рождества Христова). Тиберий был страшным злодеем, убийцей, развратником.

Кстати, все императоры, из династии Юлиев-Клавдиев, правившие вслед за Августом, умирали не своей смертью, их убивали. И это тоже вполне закономерно.

За Тиберием приходит время Калигулы. Калигула – это прозвище, значит «сапожок» (калига – римский сапог). Его звали «сапожком» воины. Ну, Калигула – имя всем известное. Страшный злодей, который убивал людей ради развлечения. Самодур, который согнул сенат просто в три погибели. Известно, что Калигула (одна из самых известных историй о нём) привёл в сенат своего коня и сказал, что он объявляет коня сенатором. То ли он хотел коня возвеличить, то ли сенаторов унизить, то ли показать, что он может всё. Калигулу тоже убили. Да, убили его охранники. Потом был относительно приличный человек Клавдий. При нём римляне захватили Британию в 43 году. Но Клавдия тоже отравили. Отравила его жена.

И дальше правит завершающий всю эту компанию (Тиберий, Калигула, Клавдий) последний император из этой династии — Нерон. Ну, Нерон, как и Калигула, как и Тиберий, войдёт в историю как пример самых зверских тиранов. Но Нерон был ещё и тиран-эстет, тиран-поэт, тиран, который претендовал на то, что он великий поэт, сочинитель, музыкант. По легенде он сжёг Рим, чтобы вид пожара вдохновил его на поэму о гибели Трои. А пожар этот списали на христиан, секту христиан, как тогда говорили. Христиане — они плохие, пусть их растерзают, а император вне подозрений.

Нерон жаждал признания. Это был страшный злодей. Он убил всех, кого только можно: убил свою мать Агриппину, убил своего учителя — великого философа Сенеку, убивал своих жён, любовниц. В общем, повторяю, это даже на том фоне – кровожадное чудовище. Впрочем, чудовищ хватало. Знаменитая развратница Мессалина тоже жила в те годы.

В итоге чаша народного терпения переполнилась. Всё-таки всему есть предел, и происходит новая гражданская война. Происходит восстание против власти Нерона. Огромную роль играют в государстве уже преторианцы, гвардейцы, легионы. Они восстали. И Нерон вынужден покончить жизнь самоубийством. Перед смертью он не мог не сказать красивой фразы: «Какой великий поэт умирает». Да уж, нечего сказать, «великий поэт». Великий злодей.

Вот эпоха короткого (ну, не такого уж короткого), растянувшегося почти на век, правления династии Юлиев-Клавдиев, начатой Цезарем и его племянником Октавианом и законченной Нероном.

 

  1. Социально-экономические отношения в Римской империи I-II вв. до н.э.

В I—II вв. н. э. народы Средиземноморья впервые в истории оказались в пределах одной огромной державы — Римской империи. Границы между отдельными государствами, обращенными в римские провинции, были уничтожены, монетные системы до некоторой степени унифицированы, войны и морской разбой прекращены. Создались условия, благоприятствовавшие установлению экономических и культурных связей между различными областями Средиземноморья, прогрессу сельского хозяйства, ремесел, строительного дела, внешней и внутренней торговли.

В составе Римской средиземноморской империи оказались народности и племена, стоявшие на различных ступенях социально-экономического развития. Египет, Сирия, Малая Азия, Балканская Греция и Македония еще до римского завоевания достигли высокого экономического и культурного уровня, зрелых форм рабовладения. Население стран Западного Средиземноморья — иберы и кельты (галлы) Пиренейского полуострова и Транзальпинской Галлии, ливийцы, нумидийцы и другие народности Северной Африки, паннонцы, иллирийцы, мезы придунайских областей — находилось еще на стадии разложения общинного строя или раннеклассовых отношений и было более отсталым, чем завоевавшие их римляне. Включение этих регионов в состав громадной Римской империи способствовало изживанию в них первобытнообщинных и раннеклассовых отношений и распространению классического рабства, цивилизованных форм экономической, социальной и культурной жизни. В целом экономические структуры и социальные условия римского Средиземноморья отличались большой гетерогенностью, сосуществованием разных социально-экономических укладов, среди которых ведущие позиции занимал рабовладельческий способ производства.

 

  1.  «Золотой век» Римской империи (II в. н.э.) Династия Антонинов.

 

Домициан, что уже было не в новинку, плохо кончил — его зарезал собственный вольноотпущенник. Но после него наступил «золотой век Римской империи». Правление династии Антонинов, начавшееся в 97 году с Траяна и завершившееся в 192 году смертью Коммода. Которого, однако, к «золотому веку» можно отнести только с большими оговорками, это был «скорее гладиатор, чем император»: он из спортивного интереса 735 раз выходил на арену (отметим, что в его время гладиаторы все чаще были не рабами, а свободными людьми). Самым же славным из Антонинов был Марк Аврелий (отец Коммода), философ-историк, оставивший нам свою замечательную книгу «Наедине с собою» — пожалуй, первую в жанре «исповеди души».

Убийство Домициана было встречено с ликованием всем сенатом, который немедленно воспользовался тем, что Домициан не успел назначить наследника, и поспешил заполнить образовавшийся вакуум власти в своих интересах. Принцепсом и императором был избран один из старейших сенаторов (ему шел 67-й год) Марк Кощей Нерва. Нерва выступал и в качестве продолжателя аграрной политики предшествующей династии. Так, по его инициативе сенат принял решение о выделении огромной суммы в 60 млн. сестерциев для покупки и распределения небольших участков земли для обедневших земледельцев. При нем же был организован особый фонд поддержки (так называемый алиментарный фонд) для детей малоимущих родителей и сирот.

Однако все эти мероприятия Нервы лишь частично улучшали его политическое положение. Более радикальным в этом плане было назначение наследником престарелого императора, популярного в римской армии полководца, наместника провинции Верхняя Германия Марка Ульпия Траяна.

Правление Траяна (98-117 гг.). Назначение Траяна наследником, который после скорой смерти Нервы был утвержден единодержавным принцепсом Римской империи, стало событием огромного политического значения, имевшим большие исторические последствия. Траян (вместе с Нервой) стал основателем новой династии, получившей название династии Антонинов (96-192 гг.), при которой Рим, Римская империя, средиземноморское римское общество достигли кульминационной точки своего развития, наивысшего социально-экономического, политического и культурного расцвета.

Правление Адриана (117-138 гг.). Опытный администратор и военный, 43-летний Адриан понимал тяжелое положение Империи, исчерпанность государственных ресурсов и бесперспективность той грандиозной захватнической политики, которую проводил Траян. Ему пришлось разрабатывать, по существу, новую государственную программу управления огромной Империей. Своими главными задачами Адриан и его правительство считали отказ от широких завоевательных планов и прежде всего завершение римско-парфянской войны и установление более или менее прочного мира на Востоке.

Антонин Лий (138-161 гг.) продолжал в основном политику своего приемного отца и в течение 23 лет своего правления смог поддерживать статус-кво как внутри государства, так и на его границах. Из мероприятий Антонина Пия в области социальной политики важное значение имели его акты, вносящие новые акценты в традиционные отношения между рабами и их господами.

Марк Аврелий (121-180 гг.) Период правления Марка Аврелия отмечен ожесточенными оборонительными сражениями, знаменовавшими конец относительно спокойного развития эпохи принципата. Для внутренней политики императора характерно согласие Марка Аврелия с сенатом при одновременном укреплении государственного аппарата Империи и расширении его функций. Пленных варваров не превращали в рабов, а в качестве колонов оставляли в особых пограничных поселениях. В 176 г. Марк Аврелий провозгласил своего сына Коммода соправителем и незадолго до окончания войны умер в Виндобоне от чумы.

Луций Элий Аврелий Коммод (161-192), римский император с 180 по 192 год, восшествие которого на престол ознаменовало конец золотого века «пяти добрых императоров». Сын императора Марка Аврелия, в 177 году Коммод сделался соправителем отца, получив титул Августа. Марк Аврелий умер в 180 году, воюя с германцами. Став императором, Коммод тут же заключил с ними мир. Его правление оказалось на редкость неудачным.

 

 

  1. Римская культура эпохи принципата (I-II вв. н.э.).

РЕЛИГИЯ

Вопросы религии в эпоху принципата приобрели большую актуальность. Мы имеем основания говорить о религиозной политике Августа, которой были присущи две противоречивые тенденции: с одной стороны, Август стремится вернуть mores maiorum, т. е. «возобновить» традиционные религиозные обычаи, с другой — мы видим попытку найти религиозное обоснование монархической власти, т. е. пойти по тому пути, по которому шли эллинистические монархи и который противоречил римским традиционным верованиям.

ЛИТЕРАТУРА ВО ВРЕМЕНА АВГУСТА

Подъем литературы и искусства является наиболее характерной чертой эпохи Августа. Этот подъем выразился в преодолении различных эллинистических влияний и создании оригинальных стилей как в области литературы, так и в различных областях изобразительного искусства. Произведения поэтов эпохи Августа имеют значение не только для данного периода. Они имеют и всемирно-историческое значение. Есть поэтому основания называть этот период золотым веком римской литературы.

ИСТОРИОГРАФИЯ

Интерес к прошлому Рима, обусловленный определенными явлениями социальной и политической жизни, способствовал развитию историографии. Примеры прошлого по программе Августа должны были содействовать улучшению нравов. Потомки должны были чтить замечательных предков и следовать их примеру. Светоний пишет по этому поводу следующее: «На втором месте после бессмертных богов окружил он почетом память вождей, которые из ничтожества превратили Рим в великую державу. Поэтому он восстановил их сооружения, сохраняя на них надписи, а в обоих портиках своего Форума поставил статуи их всех в триумфальном одеянии и, кроме того, объявил в эдикте, что он придумал это для того, чтобы деятели прошлого служили гражданам мерилом для суждения как о нем самом, пока он жив, так и о первенствующих людях грядущих времен». Часть надписей под статуями римских деятелей сохранилась на месте Форума Августа, а кроме того, обычай этот был перенесен в другие города, где также воздвигались статуи и копировались римские элогии. Сохранились элогии в Арреции, Помпеях, Лавинии и других местах.

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 В области права во времена Августа начинается новая, так называемая классическая эпоха. Предшествующий период был временем расцвета преторского эдикта. «Помогая» цивильному праву, «восполняя и исправляя» его, преторы создали в сущности новую систему, воспользовавшись, кроме традиционных римских юридических установлений, принципами греческой (особенно стоической) философии в определении общих понятий (равенства, естественного права и т. д.), риторикой для определения и классификации понятий и, наконец, правовыми принципами развития эллинистических государств (например, родосское право). Правотворчество претора сохраняется de iure и в этот период, но политическая обстановка не дает такой свободы в реформе права, поэтому юридическая мысль направляется главным образом в сторону изучения права, установления общих правовых норм и разрешения некоторых общих, принципиальных вопросов. Наряду с толкованием старого гражданского права (ius ciuile) систематизируется и комментируется преторский эдикт, разрабатываются нормы так называемого права народов (ius gentium) и, наконец, естественного права (ius naturale), принципы которого конструируются в согласии с основными положениями стоической философии.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

В римском изобразительном искусстве эпохи Августа, прежде всего в скульптуре, мы находим немало черт, общих с художественной литературой. Еще больше, чем последняя, оно призвано было служить интересам новых правящих групп и пропагандировать идеи, характерные для политической системы Августа. Искусство этой эпохи в какой-то мере завершало определенный период истории римского искусства и давало направление новому периоду его развития

Суть «средиземноморского характера»: в том, что Рим оказал огромное культурное влияние на завоёванные территории, лишь на Востоке (Парфия, Боспор, Армения) была своя высокая культура, а в остальном – Рим распространитель античной культуры. => новые герои могут быть из Испании, Галлии, Африки, Рим варваризируется.

Архитектура. Колизей (80 г.) при Тите. Важно – такие же стадиончики по всей империи – Париж, Верона, Тунис etc. Каменные мостовые, акведуки, канализации, причём даже в самой глуши. В Риме – Форум Траяна, Алтарь Мира Августа. Термы Септимия Севера и Каракаллы.

ИЗО. Популярны росписи на стенах домов и вилл. Там и краски, и мозаика. Обычные сюжеты – античная мифология, но есть и бытовые. На Палатине сохранилась комнатка с росписью, принадлежавшая Ливии (2ой жене Августа). Особо – МОДА на портретность, отсюда – массовое производство скульптур => падение качества. Каждый мечтает увековечить своё рыло.

Игры. Заезды на колесницах, рубилово гладиаторов. Туники 4 цветов (белый, красный, синий, зелёный) => отсюда принцип борьбы. Партии болельщиков. Театр был, но мало, его не очень любили, пожалуй, до Плавта => считают его недостойным развлечением для римлянина.

Наука. Те, кто победнее: частные учителя набирают группы у себя дома. Побогаче: сам нанимаешь себе умника, и он тебя учит. Часто это вольноотпущенник. Модно быть образованным. А просто в школе: от 7 до 12 – халявная развлекуха, 12 до 16 – «грамматика», с 16 – «риторика». Вообще наука: в Александрии Мусейон, в Афинах – философская школа. Известнейшие труды: «География» Страбона, «Естественная история» Плиния Секунда, Птолемей отказался от гелиоцентризма Аристарха Самосского, и воцарился геоцентризм. Стоики в Риме – Сенека, позже даже Марк Аврелий. Ведущий скептик – Лукиан. («Диалоги богов», «Диалоги в царстве мёртвых»).

 

 

  1. Возникновение христианства и ранние этапы его развития. Раннехристианская литература.

 

Общие вещи. Вообще I век – некий нравственный кризис. Это уже не ужасы гибели республики, но люди явно переросли римский пантеон, тянет на что-то новенькое, нужны новые идеи. «Культ императора» слишком официозен, он внешний, это традиция, а не реальная вера. Со времён эллинизма есть интерес к восточным культам (Митра, Серапис). Кроме того, популярны идеи «вечной жизни», явственно проглядывает из многих вопросов мессианство. Поклонники «воскресших» божеств: Осириса, Адониса. Отдельно – «богини матери», боги для всех: Кибела. Много похожего у Митры (есть даже идея о сошествии Митры с небес и гибели всего живого – Судный День). В среде этого – иудеи. Уже тогда – довольно многочисленная диаспора в Риме и около него. Торговцы, вообще сплочённый народ. Вера в Яхве. К рубежу тысячелетий уже сформировалась Тора, вера цветёт (особенно сильно из-за постоянного угнетения: Птолемеи, Селевкиды etc.). Иудея захвачена Римом руками Помпея, которого позвали сами иудеи, ссорясь внутри государства. Рим сохранил свободу вероисповедания, но во главе стоял ставленник Ирод, ему в помощь римский легат Сирии + прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Три группировки в Иудее: саддукеи (первосвященники), фарисеи и ессены (сектанты, не любят первых двух). Источник по этому периоду – Иосиф Флавий.

Началось. Восстание 66 года после. Особо проявила себя диаспора, говорящая о «мессии», «конце света», пришествии Бога и его 1000летнем царствовании. Того же времени – «Откровение» Иоанна Богослова. К 73 году – Иерусалим сожжён и восстание полностью раздавлено. Новое учение как раз для униженных и оскорблённых. Кумранские пещеры, 66-73 год упоминания о Христе в рукописях ессенов. Божий Сын Христос, проповедовавший в конце правления Тиберия (30-33 годы). Поскольку послания мы не трогаем, Евангелий было около 10. Каноническими стали 4: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. «Изречения Христа», «Акты Пилата» - стали апокрифами.

Краткая биография героя: Иешуа. Родился в Вифлееме. Бежала его семья в Египет из-за избиения младенцев. Потом – живёт в Назарете (север Палестины). Крещён в 30 лет в Иордане Иоанном Крестителем. Ученики (12 шт.): Андрей, Матфей, Пётр, Фома, Иоанн, Иуда, Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Леввей (Фаддей), Симон и Иаков Алфеев. 3 года ходил, проповедовал, творил чудеса. На третий год, в Пасху схвачен в Иерусалиме после предательства Иуды, приговорён Синедрионом к смерти. На 3 день воскрес, на 40 – вознёсся, обещал вернуться и судить всех. Ждём..

Вывод: Реальность его доказать нельзя. Единственное место у Тацита – доказанная позднейшая вставка. Это – вопрос веры. Я верю. И вам советую.  

 

  1. Кризис римского общества и государства в III в. н.э.

Время: «Под кризисом III-его века понимают время от убийства Коммода, последнего из императоров династии Юлиев–Клавдиев и до окончания эпохи «Солдатских императоров», продолжавшуюся с 235 по 284 год после Р.Х. Кроме того этот период включает в себя правление династии Северов в течение около 40 лет до убийства императора Александра Севера».

- 193-235 гг. – правление Северов

- 212 г. – constitutio Antoniani (эдикт Каракаллы).

- 235-284 гг. – солдатики правят

Содержание этого периода: императоры меняются, солдаты остаются. «Эпоха солдатских императоров». Стабильности нету. Септимий Север настроен антисенатски (общая черта всех правителей того времени). Ублажает солдат. Поставил во главу своего совета префекта претория. Создал канабы – поселения для солдат с семьями («мечта духа»). Сынок его – Каракалла. Из одноимённого плаща. Кризис в экономике – частая порча монеты. 212 – эдикт Каракаллы. Права гражданства у всех жителей империи. Полная девальвация самого понятия о нём. Гелиогабал.  Сын Юлии Месы – сестры жены Каракаллы. «Солнечный мальчик» и больше ничего. Александр. Уже немного даже поладил с сенатом, но – военные неудачи в Германии – и его замочили свои же солдаты. И понеслось.. Максимин Фракиец (235-238). До Рима не доехал. Успешно воевал (сарматы и даки), но переборщил с налогами. Сразу восстание. Дальше – чехарда. Вроде император Гордиан (старик-плантатор из Африки), но – слишком стар. Назвали тогда его сына Гордиана II, но вскоре оба купили на войне ферму подальше африканской.. В итоге – 3 претендента: 2 сенатских Пупиен и Бальбин, и неведомо откуда взявшийся Гордиан III. Он то и проправил с 238 по 244. Воевал с персами в Сирии и Месопотамии, там же его свои солдаты и мочканули, их новый фаворит – Филипп Араб (244-249). Был при Гордиане префектом претории. Христианин (!!!).Филипп сумел заключить мир с Персией в 245 году, благодаря которому под контролем Рима остались Месопотамия и Малая Армения, однако спорные территории перешли к Персии, кроме того ему пришлось заплатить большую контрибуцию. Новый император попытался завоевать любовь римского народа, устроив грандиозные празднества, посвящённые тысячелетию «Вечного города». Но, вопреки ожиданиям, популярности ему праздник не добавил и его положение оставалось весьма шатким. К недовольным, как ни странно, принадлежала армия, которая ещё недавно и провозгласила его императором.

 В 249 году на дунайской границе вспыхнуло восстание легионов, для усмирения которых Филипп отправил своего представителя – консула Деция. Тот, однако, завоевал популярность у легионеров и повёл их на Рим, с целью захвата власти. В том же году близ Вероны армия Деция разбила войско Филиппа Араба, который погиб в бою. Деций (249-251), в отличие от предыдущих императоров имел все шансы укрепить свою власть. Он был «своим» в Риме, пользовался всяческой поддержкой сената, выходцем из которого он и был. Деций попытался реставрировать старые римские культы, выбрав для этого довольно удачный момент – после празднования тысячелетия города возникали идеи вернуться к традиционным римским ценностям и римскому пантеону богов. В 250 году вышел эдикт о возвращении старых богов, о реставрации «культа императора», и о полном запрещении прочих религиозных культов. От нового эдикта серьёзно пострадали восточные религии, в особенности христианство. Стала действовать комиссия религиозного надзора, преследовавшая людей, отказывавшихся участвовать в жертвоприношениях римским богам.

Издание нового религиозного закона совпало с нашествием готов на Балканские провинции империи. Деций покинул Рим и возглавил армию для борьбы с ними. Военная кампания была провалена, Деций потерпел поражение у Беройи, а в 251 при Дорбудже. В этой битве император погиб, а оставшиеся воины заключили разгромный мир, уступив готам Дунайские территории и обязались платить ежегодную дань. Новым императором в 253 году стал сенатор Валериан (253-260), который провозгласил своим соправителем сына – Галлиена (253-268). Правление двух императоров ознаменовалось тяжелыми поражениями от Персии в 260 году, когда Валериан был взят в плен и убит.

При Галлиене распад империи приобрёл тотальные размеры – Галлия объявила себя независимой империей, также поступили Британия и Испания. Во внутренней политике Рима также наступили серьёзные изменения – отстранив от руководящих постов сенаторов, Галлиен отдал руководство империей представителям всаднического сословия и даже плебеям. Желаемого результата это не принесло, а империя тем временем продолжала дробиться на маленькие государства – во многих провинциях появлялись люди, захватывавшие власть и объявляющие независимость этих территорий. Это были «тридцать тиранов», объединённые общим определением потому, что никаких сведений о каждом из них по отдельности не сохранилось. Новый император стал чеканить новую монету, чтобы как-то вывести империю из затянувшегося экономического кризиса. Но она пользы не принесла, деньги продолжали обесцениваться, во многих провинциях торговый обмен стал натуральным. Правление Марка Аврелия Клавдия (268-270) <первого из поколения готских императоров, выходцев из Иллирии> обычно называют первым шагом к выходу из кризиса. Впервые за долгое время Рим одержал несколько крупных военных побед. Клавдий победил в войне с алеманами, одержал победу в битве 269 года против готов в среднем течении Моравии. Эта победа имела большое экономическое значение – обедневшая империя получила богатую военную добычу, армия укрепилась готскими легионами. Но вполне возможно, что именно вместе с готами пришла в Рим новая напасть – чума, от которой пострадала большая часть Рима, в том числе и сам император. Это была первая за долгое время естественная смерть правителя в Риме.

Кандидатов в преемники Клавдию было двое – выдвинутый сенатом сын Клавдия и Луций Домиций Аврелиан, предводитель Дунайских легионов. В который раз власть войска оказалась сильнее влияния сената и Аврелиан (270-275) стал императором.

Он продолжил политику Клавдия, и был не только талантливым военачальником, но и достаточно умелым политиком. Как император Аврелиан одержал победы над ютунгами, карпами, завоевал Пальмиру и передал её под контроль префекта Месопотамии, покорил Египет и, что наиболее важно, вернул Галлию, Испанию и Британию под контроль Римской империи. Не потерпев ни одного военного поражения, он сравнивался современниками с Цезарем и Александром Македонским.

Во внутренней жизни Рима также произошли серьёзные изменения: по приказу императора были построены стены длиной 18 км, высотой 6 м и 3,6 м в ширину.

Его правление можно назвать окончательным уходом от системы принципата: титул императора стал звучать как «господин и бог», им был установлен особый культ Солнца, соединявший в себе различные восточные культы. С другой стороны некоторые черты патернализма в правлении Аврелиана сохранились: он ввёл новые хлебные раздачи, не зерна, а печёного хлеба с оливковым маслом и солью. Аврелиан стал чеканить новую монету, которая, несмотря на недовольство населения, тем не менее имела хождение значительно лучшее, чем монеты предыдущих правителей.      

Погиб он, как и многие его предшественники – был убит заговорщиками во время персидского похода 275 года.

После смерти Аврелиана власть ненадолго перешла к сенату – ровно год императором был консул Тацит. Однако как и все «сенатские» императоры долго жить ему не пришлось – он был убит солдатами через год.

Последним «солдатским» императором стал Марк Аврелий Проб (276-282). Проб стал одним из немногих императоров, которые сумели установить хороший контакт с армией и сенатом. Кроме ведения уже традиционных войн с германцами он подавил восстания в Галлии и Египте. Проведя ряд полезных реформ в мирное время, восстановив укрепления, заселив пустующие пограничные территории, он не сумел совладать с армией, его убили недовольные солдаты из собственного войска. По легенде ближайший преемник Проба погиб от удара молнии во время нового персидского похода. <главный источник по тому времени: Scriptores Historie Augustae>. 

После двухлетнего безвременья, императором стал Гай Валерий Аврелий Диоклетиан, чьё правление стало этапом установления домината и концом эпохи «солдатских императоров».

Очень кратко, черты кризиса:

- утрачена стабильность и преемственность власти (у кого легионы – у того и империя),

- отсутствие контакта императора с сенатом и народом,

- «комплексы временщика», каждый работает на себя, законы разных императоров противоречат друг другу,

- разорительные войны,

- частая порча монеты,

- невыгодная торговля: деньги обесценились + большой риск из-за кучи разбойников на дорогах => натуральный обмен,

- умер культ императора, а ничего нового пока не придумали, кризис нравственный и ментальный,

- не забыть! Крупные рабские восстания на Сицилии

 

  1. Правление Диоклетиана и установление системы домината.

 

Став императором, Диоклетиан (284–305) столкнулся с серьезными внутри- и внешнеполитическими проблемами: усилилось давление германцев и сарматов на рейнско-дунайскую, а персов – на восточную границу; в Галлии полыхало восстание багаудов («мятежников»), начавшееся еще в 283; волнениями была охвачена Мавритания; власть в Британии и северо-западной Галлии узурпировал флотоводец Караузий (287–293); население страдало от инфляции и дезорганизации рынка. В этих условиях Диоклетиан пошел по пути дальнейшего укрепления императорской власти. Он окончательно порвал с прежней псевдореспубликанской политической традицией, основанной Августом (принципат), и установил систему домината (от dominus – «господин»): император перестал быть лучшим гражданином и первым из сенаторов, чьи чрезвычайные полномочия основывались на его особом авторитете; отныне он превратился в абсолютного монарха, обожествленного (Диоклетиан считался сыном Юпитера) и возвышающегося над законами. Первой исторической формой домината стала тетрархия (правление четырех): в 286 Диоклетиан сделал своим соправителем Максимина, передав под его управление западные провинции; себе он оставил Восток и Балканский п-ов; в 293 оба императора (августа) назначили двух младших соправителей-наследников (цезарей) – Галерия и Констанция Хлора; первый получил Балканский п-ов без Фракии, второй – Галлию и Британию. Срок полномочий августов ограничивался двадцатью годами; по его истечении их место занимали цезари, в свою очередь избиравшие двух младших соправителей.

 Основой режима домината являлся разветвленный центральный и местный бюрократический аппарат, развитию которого способствовала реформа провинциального управления: было упразднено деление на сенатские и императорские провинции; произошло разукрупнение провинций; новые небольшие провинции (100 + округ Рима), как правило, не совпадали с границами исторических областей, что облегчало борьбу с сепаратизмом и более эффективный финансовый и политический контроль над местным населением; несколько провинций образовывали диоцез (всего двенадцать); расквартированные в провинциях воинские соединения были выведены из подчинения гражданской администрации.

Хронология. 284-476. Доминат продолжался с момента вступления на престол Диоклетиана (284) до свержения последнего римского императора Ромула Августула (476). Именно в этот период происходило разложение и перерождение античных структур, зарождение новых.

Предпосылки реформ Диоклетиана. После кризиса III в. когда Диоклетиан пришел к власти ситуация в империи была очень сложна и нестабильна, бушевали восстания. Диоклетиану предстояло провести реформы. Наконец то монархия перестала рядиться в одежды республики.

Тетрархия. Для подавления галльского восстания был послан опытный полководец Максимиан, который добился успеха и в 286 г. стал соправителем Диоклетиана. Это была его первая реформа. Теперь управление империей осуществлялось из двух центров – Никомедии и Медиолана. Позже в 293 и этого разделения оказалось недостаточно и Диоклетиан назначил обоим августам по Цезарю: себе Галерия (Сирмиум; Балканы кроме Фракии), Максимиану – Хлора (Трир; Галлия и Британия). Все это было скреплено династическими браками. Преимущество имел старший август. Через 20 лет оба августа должны были отречься в пользу цезарей, а те – назначить себе цезарей и т.д. Эта система называется тетрархией.

Культ августов. Был создан императорский культ (заимствован у персов), что повысило авторитет власти и затруднило покушения. 

Денежная реформа. Попытался нормализовать денежное обращение и выпустил хорошую золотую монету, но ее реальная стоимость не соответствовала номиналу, она быстро исчезла из обращения. Денежная реформа не удалась.

Реформа налогообложения. Вместо косвенного налога Диоклетиан ввел прямой. Все население кроме приписанного к Риму предполагалось регулярно переписывать (кадастры), и на основе этих переписей взимать в основном натуральный налог: в городах с помощью куриалов и подушный, в деревне – поземельный. Налоговая реформа удалась и привела к закреплению большей части населения на месте и профессии.

Военная реформа. При сложившейся опасной обстановке оседлой и иммобильной римской армии не было достаточно, а реформировать ее было нельзя, так как это грозило переворотом. Диоклетиан создал новые мобильные отряды, расквартированные по городам, которые по приказу его могли собираться в мелкие и крупные армии. Условия службы ухудшились, добровольцев не хватало, а потому он обязал землевладельцев поставлять в армию рекрутов, которые как правило оказывались варварами (окраины империи). В связи с этой реформой произошла варваризация армии и еще большее закрепление колонов – магнаты более жестоко подавляли попытки восстать. Успокоились и начальники пограничных военных поселений – они перестали почем зря провозглашать себя императорами. Центральная власть укрепилась.

Территориально-административная реформа. Исторически сложившиеся римские провинции были переразделены на 100 частей и объединены в 12 диоцезов, 101 особую часть составлял Рим. Была введена новая бюрократическая административная система, позволявшая лучше следить за местным населением и собирать налоги. Ломка исторически сложившихся границ предотвратила развившийся во время кризиса III в. сепаратизм. Административная власть была отделениа от военной. Ректоры, стоявшие во главе каждой провинции, подчинялись викариям (диоцез), особо важные – самим императорам. Реформа удалась.

Эдикт о твердых ценах 301. В связи с результатами военной и административной реформ увеличился военно-бюрократический аппарат, а значит и расходы на его содержание. Кроме того, росли цены, населению было трудно платить налоги, в связи с чем проблема финансирования вставала еще острее, а цены росли еще больше. Для стабилизации экономики в 301 Диоклетиан принял эдикт о твердых ценах и заработной плате. За нарушение закона – смертная казнь (для этого на некоторых рынках были сооружены плахи, на которых приговоры приводились в исполнение. Соотношение цен и заработной платы были вычислены не точно и не могли быть одинаковыми для всей империи, а потому реформа сразу была обречена на провал – после Диоклетиана эдикт отменили.

Религиозная политика. При Диоклетиане христианство уже укрепилось в городах и имело хорошо организованную церковную администрацию, появились епископы. Даже некоторые высокопоставленные лица (например, жена и дочь Диоклетиана) приняли христианство. Христиане оказывали пассивное сопротивление культу двух августов, а потому подвергались гонениям, которые еще больше укрепляли их веру в собственную правоту. Диоклетиан усмотрел в столь мощной и структуризованной административной системе, развивавшейся на его глазах, угрозу собственной власти. В 303 был принят первый эдикт против христианства, вскоре последовали еще три. Запрещалось отправление христианского культа, имущество конфисковывалось, церкви и предметы культа уничтожались, каждый христианин должен был публично отречься, остальные подвергались пыткам и казни. Христианство не было сломлено – именно оно, а не устаревшая римская религия больше соответствовали новой ментальности.

 

 

  1. Римское общество и государство в IV в. н.э.

 

Социально-экономические и политические реформы Диоклетиана и Константина вывели Римскую империю из кризисного состояния, укрепили Римское средиземноморское государство, возродили на короткий срок былое политическое могущество.
Римское государство в IV в. сохраняло высокий международный престиж, была стабилизирована обстановка на римских границах. Варварские отряды из состава племенных объединений, образующихся на границах, охотно переходили на службу к Империи в качестве наемников. Целые племена переселяются в границы Империи и оседают в качестве колонов или федератов на пограничных землях, пополняя ряды ее налогоплательщиков.
Происходит и экономическое возрождение. Укрепление авторитета центральной власти, создание огромного государственного аппарата, обеспечение внутренней безопасности наряду с удачно проведенной денежной реформой не могли не создать благоприятных условий для нового оживления внешней и внутренней торговли. Возрождаются римские города как торгово-ремесленные и культурно-административные центры. Императоры IV в. рассматривали городскую верхушку как свою социальную опору и потому провели ряд мероприятий в пользу муниципальной знати, сословия куриалов.

Важнейшими особенностями экономического положения Империи в IV в. было сосуществование, с одной стороны, обширного государственного хозяйства и прежде всего императорского землевладения, широко представленного во всех частях Империи, с другой — магнатского и церковного землевладений, мало связанных с городами и представляющих по своей внутренней структуре замкнутые социально-экономические организмы. Общей тенденцией эпохи стало постоянное укрепление крупного землевладения, хозяйственного, социального и политического веса римской землевладельческой знати за счет разлагающегося муниципального землевладения. К концу IV в. античные формы хозяйства, связанные с муниципальными слоями, так же как и города античного типа, временно ожившие в IV в., начинают деградировать и уступать место новым, протофеодальным отношениям. В этом противоборстве крупной магнатской собственности и муниципального землевладения заняла свое место и императорская собственность. Огромное императорское землевладение было одной из экономических опор домината. Располагая огромными земельными ресурсами и обширным государственным хозяйством (включая налоговые поступления), императоры IV в. могли проводить свою великодержавную политику, содержать разбухший бюрократический аппарат и армию, обеспечивать поддержку муниципальных собственников. Однако ослабление императорской власти в западной части Империи привело в IV в. к постепенному сокращению государственного хозяйства, императорского землевладения в пользу опять-таки крупного магнатского и церковного землевладения, в рамках которого активно развивались новые, протофеодальные отношения.

 

  1. Римская империя в V в. н.э. и падение Западной Римской Империи.

 

Христианство – гос.-религия с 363 г. Юлиан отступник сделал попытку возвратиться к римской политико-религиозной системе, за что был назван отступником.

Упадок внутриполитических отношений. Натурализация хозяйства. Уменьшение рынка. Деурбанизация. Запустение дорог. Жизнь замыкается в латифундии. Частная власть магнатов, живущих в латифундиях, больше центральной.

Церковь. Это единственное, что предохраняет империю от распада. Епископы имеют сильную светскую власть и приличные богатства. В противоположенность им – сначала одиночные, а потом и коллективные поселения монахов-аскетов (монастыри). К 3-4 в. обрастают уставом, хозяйством. Власть в монастыре – на авторитете 12 апостолов. После раскола церковь вышла из под контроля императора (на Востоке этого не произошло) и стала важной политической силой. Раздачи беднякам (контраст с эк. политикой императора) и поддержка магнатов.

Западная Римская Империя и ее упадок. Власть императора слаба и уничтожается из-за упадка внутриполитических отношений. Связанные с городом общественные слои (куриалы) разоряются, магнаты – богатеют. Они получают от слабых императоров привилегии. Формируются варварские королевства.

Экономика. Ужесточаются налоги, а платить не из чего, так как разорение куриалов. Магнаты налогов обычно не платят. Народ волнуется, обращается к слабеющему императору, а тот помочь не может.

Общественные волнения. Пестры по составу. Подавляются уже не императором, а магнатами на местах. Игнорируют распоряжения императоров, сами борятся с варварами. Пример – восстание багаудов V в.

Ереси. Особая форма соц-протеста. Армия. Разваливается из-за уклонения. Все труднее отслеживать беглецов. Формируется из подневольных и бандитов. Часто служит частным интересам. Развал. для стабилизации император заключает договоры с варварскими племенами на границе (Валент; федераты). Это опасно, т.к. они не всегда послушны.

Пересмотр римского классического права. Много кодексов, самый известный – Юстиниана.

Великое переселение народов (с 375 г.). С востока в Европу приходят гунны, толкнули готов и проч. В 378 г. они восстали, в 379 г. Феодосий с ними помирился, в 395 г. – умер и Империя окончательно развалилась на Западную (Равенна) и Восточную (Константинополь). Формально империя едина, фактически – нет. В 401 Аларих вступил в Империю. В 419 – вестготы образуют первое королевство (Толедо). Дальше – королевства вандалов и др.

Атилла. Разграбил Италию. В 451 – битва при Каталунских полях, Аэций. Потом Одоакр в 476 низложил Ромула Августула и империя умерла. Инсигнии отосланы Зенону в Константинополь.

 

  1. Римская культура эпохи домината (IV-V вв. н.э.).

В художественных памятниках эпохи домината (от начала правления Диоклектиана до падения Римской империи) заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских. Искусство эпохи домината свидетельствует о глубоком кризисе античных пластических форм. Ощущался он и в архитектуре. Конструктивность отличалась от республиканской: четкость объемов утрировалась, образы все чаще становились безучастно-холодными, применение декора было в основном сдержанным. В римском искусстве конца IV в. все большую роль начинали играть христианские мастера. Строившиеся храмы подчинялись принципам, в основе которых лежали новые идеи. Западная Римская империя и Восточный город страдали от варваров, а на территории Восточной Римской империи рождалось новое, византийское искусство, широко пользовавшееся традициями не только римской культуры, но и греческого эллинизма и создавшее позднее неповторимые по красоте архитектурные сооружения, мозаики, фрески, иконы.

 В течении V в. формировалось христианское искусство, которому суждено было в дальнейшем возвести в различных странах Европы огромные, не похожие на античные храмы романские и готические соборы, осветить их солнечным светом, прошедшим через яркие цветные витражи, наполнить фресками и иконами, художественной утварью, украсить их статуями, создать образы, в большинстве своем, однако, не освободившиеся от тревог и сомнений, как наследства позднего Рима.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: