Предмет истории как науки, ее специфика. Проблема классификации наук: место истории

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ (экзаменационные ответы)

Предмет, структура и функции методологии истории. Формирование методологии в самостоятельную научную дисциплину.

Теория истории – это область общих представлений об истории в целом, либо тех или иных процессах; это – высший уровень исторического познания.

Онтология изучает историю как реальность; гносеология изучает процесс исторического познания.

Методология истории (от греч. «методология» - метод и логос – способ и путь познания) – это раздел исторической науки о принципах и методах познания. Впервые этот термин был использован в середине XIX в. как название учебной дисциплины в университетском расписании.

Составная часть методологии истории – философия истории. Первым данный термин употребил Вольтер, говоря о теоретических проблемах истории.

Задачи курса методологии истории:

1) Дать понимание места истории в окружающем мире;

2) Сформировать целостные представления;

3) Привить навыки применения методологических принципов и методов в исследовательской работе.

Следует учесть, что не существует единой для всех методологии, поскольку она представляет собой релятивистский тип научного знания.

История становления методологии. Ее становление относится к XIX в. Она сформировалась на стыке философии и историографии. Немецкий профессор Гербиус рассматривал историческую науку как искусство и выделял следующие этапы ее развития: логика – мемуары – прагматическая история. Исторические идеи по Гербиусу – это движущая сила истории.

Значительный вклад в развитие методологии внесла историческая школа Ланглуа и Сеньобос. Они обосновали самостоятельный статус истории, отделив ее от искусства и естествознания, так как историк имеет дело не с реальностью, а – с формами ее восприятия. Необходимы специальные инструменты (методы) познания информации.

В России работы по философии истории писали Кореев (историология), Лаппо-Данилевский, Хвостов. В советский период термин «методология истории» не использовался и дисциплины под таким названием не существовало. Основа исторических трудов – марксистско-ленинская методология, базирующаяся на принципах материализма и партийности. Было создано две школы (отдельные историки пытались интересоваться теорией истории – Ерофеев, Ковальченко (МГУ), Данилов и Могильницкий (Томский университет). В государственном стандарте исторического образования в 1994 г. появилась дисциплина основы философии, а с 2000 г. – она стала именоваться теория и методология истории.     

Предмет истории как науки, ее специфика. Проблема классификации наук: место истории.

История («рассказ», «повествование»). Автор термина – Геродот. История становится наукой в XVII в. Термин история многозначен:

История – это рассказ, происшествие;

История как процесс развития в природе и обществе;

История – это прошлое человечества;

История – это комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества.

История – это общественная наука в классификации наук. 

Предмет и объект истории. Объектом является историческая реальность, ушедшая в прошлое, а предметом – закономерности развития исторического общества.

Целью исторического исследования является воссоздание объективной картины прошлого; систематизация исторических фактов; выявление закономерностей и перспектив развития прошлого.

Проблема классификации наук - это проблема связи между науками и вместе с тем проблема структуры всего научного знания.[1]

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял в конце XIX в. французский философ А. Навиль. Он подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

Классификация современных наук, проводится по самым различным основаниям (критериям). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание, об обществе – общественные (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, эпистемология и др.). Отдельную группу составляют технические науки, а также философия (последняя – метанаука – «наука о науке»).

По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные — непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности.

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; геральдика — гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика — печати; топонимика — происхождение географических названий; краеведение — историю местности, региона, края и др.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее истор-е источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закон-ей в разв-ии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математической статистикой, языкознанием и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как историческая география, историческая геология и др.

Актуальность. истор. иссл-я. – это способность истории быть социально полезной (то, в какой степени исследование актуально современному обществу и человеку). Вместе с тем, актуальность подразумевает не только социально-практическую, но и научную значимость. Но не нужно ставить прошлое в угоды сегодняшнего дня (т.е. не нужно следовать конъюнктуре).   

Функции истории.

Проблема функций истории — это проблема воздействия исторического знания на общественное сознание. Среди них нет второстепенных, и каждая тесно связана со всеми остальными. История прежде всего дает народам знание об их прошлом, развивает национальное самосознание и тем способствует поддержанию целостности этногосударственных образований. По мнению Н.М. Карамзина, история мирит простого гражданина «с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось». [2]

Функция социальной политики – обеспечить сохранение и передачу социальной практики. Следует различать историческую память и память отдельного индивида. Память индивида ограничена, фрагментарна и более эмоциональна. Социальная память – организованна и менее эмоциональна.

Научно-познавательная функция – предоставление обществу необходимых знаний для принятия правильных решений стоящих перед ними проблем. Вместе с тем познавательная функция состоит и в выявлении главных тенденций развития исторического процесса, нашедшего отражение в исторических памятниках и источниках. В прошлом эта задача понималась упрощенно и только в XIX в. начался поиск закономерностей исторического развития.   

Воспитательная функция – история воспитывает ответственность к будущему, любовь к своей родине, способствует формированию гражданских патриотических ценностей в обществе.

Политико-идеологическая. Прошлое при условии умного и бережного к нему отношения способно помогать людям в их практической деятельности, снижать накал политических страстей на поворотных рубежах истории. История помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических личностей.

Прогностическая функция – познавая прошлое, мы объясняем настоящее и предвидим будущее. Существует два способа прогнозирования: 1)предсказание, 2) предвидение.  

Мировоззренческая функция. Мышление – стержень мировоззрения, позволяющий понять сущность происходящих вокруг событий и определить свою гражданскую позицию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: