Методический эксперимент

 

       Курсовая работа по теоретическим основам и технологии начального языкового образования предполагает проведение методического эксперимента, описанию которого посвящается один или несколько параграфов курсовой работы.

       Методическим экспериментом называют учебную работу студента по экспериментальной методике. Экспериментировать методику – значит следить за тем, как выбранные экспериментатором  средства обучения (методы обучения, дидактический материал или организация обучения) действуют на учащихся, как при этом изменяется качество обучения.

       По цели организации различают два вида методического эксперимента: констатирующий и обучающий.

Констатирующий эксперимент выясняет уровень знаний и умений учащихся на данном этапе обучения, по данному разделу программы. Такой эксперимент, как правило, представляет собой контрольную работу по специально подготовленной серии контрольно-измерительных материалов, выявляющих по возможности весь состав знаний и умений, необходимых ученику для решения определенной практической задачи.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют сформулировать гипотезу, которая послужит отправной базой для проведения обучающего эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводится студентом, выполняющим курсовую работу, в первую-вторую неделю педагогической практики в том классе, где он проходит практику.

Обучающий эксперимент проверяет эффективность предлагаемой методики – эффективность предложенных методов обучения, средств обучения, дидактического материала или организации обучения. Такой эксперимент представляет собой изучение программной темы или ряда тем по специальной программе, составленной экспериментатором. Обучающий эксперимент проводится в классе, где студент проходит педагогическую практику.

Этапы организации обучающего эксперимента.

1. Формулировка рабочей гипотезы исследования.

2. Составление программы обучающего эксперимента.

3. Организация на основе составленной программы изучения программной темы или ряда тем в классе, где студент проходит педагогическую практику.

4. Проведение срезовых работ после проведения опытного обучения. Контрольные работы проводятся в двух параллельных классах – в экспериментальном и в классе, где эксперимент не проводился (такой класс называется контрольным), чтобы можно было сравнить результаты обучения и сделать вывод об эффективности предложенной методики.

       Обучающий эксперимент проводится студентом во время прохождения педагогической практики.

       Обучающий эксперимент всегда тесно связан с констатирующим экспериментом: именно констатирующий эксперимент устанавливает слабые места общепринятой в школе методики, выясняет несоответствие фактических результатов обучения с требованиями, которые предъявляет школе современное общество; обучающий эксперимент – это поиск новой, более совершенной методики.

       Учет результатов экспериментального обучения может быть количественным и качественным.

Количественные показатели появляются прежде всего при обычных арифметических подсчетах. Чтобы числовыми показателями можно было воспользоваться для установления каких-то закономерностей обучения, надо ввести статистическую методику подсчета показателей качества обучения, т.е. количественные показатели должны подвергаться статистической обработке, но лишь после того, как будут выяснены элементы счета.

Элементы счета, которыми оперируют при количественном, статистическом анализе, устанавливаются в процессе их качественного анализа. Произвести качественный анализ – значит установить перечень умений, которые необходимы ученику для овладения речью, установить их структуру, т.е. взаимозависимость и взаимодействие всех умений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: