Нас объединяет то, что
· Все мы люди
· Живем на одной планете
· Живем в одном городе, республике
· Учимся в одной школе, в одном классе
· Живем на одних улицах
· Носим одну одежду
· Занимаемся одним делом
· Похожи глаза, волосы
Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает?
Ученики: (Ученики называют признаки различия между людьми)
Нас различает
· Рост
· Цвет волос и глаз
· Одежда
· Знания
· Национальность
· Фигура
· Возраст (старые и молодые)
· Характер
· Культура
Ребята, представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Ученики: (Жить в таком мире будет неинтересно. Мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные. Только надо научиться жить в мире).
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Какие примеры проявления толерантности вы можете привести? Нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между одноклассниками в классе, когда человека, чем-то выделяющегося, непохожего на других, готовы заклевать. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная принадлежность ученика, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Мы очень разные, но должны жить в мире. Не толерантно доказывать свое право на разность подобным образом
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
А теперь ребята давайте поиграем в игру «Входят в круг и разговаривают только те …»
Правила игры: если то, что я называю группе, к вам относится, вы встаёте со стульев ближе к центру круга и немного рассказываете об этом другим. (как вы организуете пространство: за партами или в круге???)
У кого есть какие-нибудь домашние животные
Кто не боится мышей
У кого тёмные волосы
Те кто сегодня завтракал
Те кто сегодня получил оценку пять
Обсуждение игры:
- что вы чувствовали, когда оставались в кругу или за кругом, не войдя ещё в группу?
- на какие группы ещё можно разделять людей?
- были ли ситуации, когда вы чувствовали себя чужими или когда вас не понимали?
Все ли побывали в круге?
Как вы думаете, почему? Люди стремятся быть в группе, быть с кем- то похожими.
Ребята, а теперь давайте продолжим обсуждение толерантности.
Очень часто проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Родные скажут: «Он маленький, не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.
А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?
Например, мы увидели, что учительница несет тяжелую сумку. Что сделаем? Ответы детей. Поможем, если она даже и не просит о помощи. А что бывает, когда родные просят вынести ведро с мусором или сходить в магазин? Ответы детей.
Ученики: (Некоторые ребята сразу помогают родным, но есть ребята, которые находят всякие причины, чтобы не выносить ведро – просто лентяи).
Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость…
Ребята как вы считаете, что значит терпимость? Ответ детей.
Терпимость – это такое качество, которое нужно воспитывать с самого детства.
В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона - зло «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Льва Николаевича Толстого.
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром.
Ребята, а теперь давайте выполним задания, которые написаны на карточках. И каждая подгруппа расскажет и пояснит в чём заключалось их задание.
Карточка №1: Вспомните и запишите книги или фильмы,где герои ссорились из-за того, что не смогли понять друг друга. Что общего бывает во всех этих случаях?
Карточка №2: Расскажите о людях, которые умеют мирить тех людей, которые поссорились из-за недопонимания? Какими они должны быть?
Карточка №3: Придумайте и изобразите, как выглядят скульптуры изображающие: 1) вражду, раздор, непонимание между людьми; 2) понимание, умение жить в согласии.
Заключительное действие – «Техасские объятия»
Все встают в круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Всем очень весело.
Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо, ребята, за урок. Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Только уважение друг к другу, взаимопонимание.
Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.
Чем они отличаются? Что общего между ними?
Какие бы вы добавили лепестки?