Одна из педагогических категорий - педагогическая технология - фиксирует целесообразные и оптимальные этапы достижения результатов образования.
Педагогическая технология - это последовательная система взаимодействия педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения педагогических задач.
Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
1) целевой (стратегические и тактические цели и задачи);
2) содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности);
3) деятельностный (способы и приемы освоения содержания);
4) результативный (достигнутые результаты);
5) ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогического процесса).
Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается “материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью”.
|
|
Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:
* структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;
* преобразование содержания образования в учебный материал;
* анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
* выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;
* анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.
В педагогическом процессе могут возникать и искусственно создаваться различные ситуации.
Педагогическая ситуация - это: 1) совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося, 2) кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Развитие, формирование и становление личности
Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие - это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Развитие личности происходит под воздействием целого ряда факторов. При этом решающую роль в нем играет собственная активность человека.
Факторы развития личности
Осуществляется развитие личности двумя путями: путем формирования личности и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возрастных периодов). Созревание - это естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созревание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т. д.
|
|
Под формированием личности понимается: процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности. Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается формируясь и формируется развиваясь.
Становление личности - это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма, мастерства и т. д.