Педагогическая технология, педагогическая задача и педагогическая ситуация

Одна из педагогических категорий - педагогическая технология - фиксирует целесообразные и оптимальные этапы достижения результатов образования.

Педагогическая технология - это последовательная система взаимодействия педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения педагогических задач.

Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:

1) целевой (стратегические и тактические цели и задачи);

2) содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности);

3) деятельностный (способы и приемы освоения содержания);

4) результативный (достигнутые результаты);

5) ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогического процесса).

Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается “материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью”.

Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:

* структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;

* преобразование содержания образования в учебный материал;

* анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

* выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

* анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

В педагогическом процессе могут возникать и искусственно создаваться различные ситуации.

Педагогическая ситуация - это: 1) совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося, 2) кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Развитие, формирование и становление личности

Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие - это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Развитие личности происходит под воздействием целого ряда факторов. При этом решающую роль в нем играет собственная активность человека.

Факторы развития личности

Осуществляется развитие личности двумя путями: путем формирования личности и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возрастных периодов). Созревание - это естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созревание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т. д.

Под формированием личности понимается: процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности. Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается формируясь и формируется развиваясь.

Становление личности - это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма, мастерства и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: