Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:усвоение определенного объема научных знаний;формирование научного мировоззрения;развитие умственных сил, способностей и дарований;развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:укрепление здоровья, правильное физическое развитие;повышение умственной и физической работоспособности;развитие и совершенствование природных двигательных качеств;развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;формирование эстетических знаний и идеала;воспитание эстетической культуры;формирование эстетического отношения к действительности;развитие эстетических чувств;приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

 

Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности (13; 35). Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и
воли" (10; 29).

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

 

44.Закономерности и принципы воспитания в современной школе

Закономерности воспитания – это адекватное отображение объективно существующих взаимосвязей между различными элементами воспитательного процесса.

К общим закономерностям воспитания относятся следующие:цели, характер и содержание воспитания определяются потребностями общества, интересами государства и правящих классов;результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий и влиянием факторов внешней среды;позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей;эффективность воспитания предопределяется собственной активностью личности.

Педагогические закономерности воспитания утверждают:

1. Воспитание учащегося совершается только путем активизации усилий самого учащегося. При этом мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

2. Содержание деятельности учащихся в процессе воспитания определяется в каждый данный момент актуальными их потребностями.

3. Соблюдение пропорционального соотношения усилий учащегося и усилий педагога. Реализация этой закономерности на практике означает, что если на начальном этапе воспитания активность педагога превышает активность учащегося, то на заключительном этапе учащийся все делает самостоятельно под контролем педагога.

4. Организуемая деятельность должна сопровождаться или завершаться успехом, который должен пережить каждый учащийся. Успех – это субъективное переживание достижения, внутренняя удовлетворенность учащегося своим участием в деятельности, собственными действиями и полученными результатами.

5. Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны себя чувствовать объектами приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманному педагогическому влиянию.

Процесс воспитания требует не только такта, но и ощущения защищенности, так как ребенок может выражать свои отношения и благоприятно развиваться только в условиях защищенности.

И, наконец, целостность личности предписывает и целостность воспитательных воздействий в педагогическом процессе.

Все перечисленные закономерности должны в полной мере учитываться при формировании принципов воспитания.

Принципы воспитания отражают общие требования, предъявляемые организации процесса воспитания. Эти требования исходят из общественной направленности воспитания; единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива и общественных организаций; учета индивидуальных и половозрастных особенностей личности; взаимосвязи прямых и параллельных педагогических воздействий; личностно-ориентированного и деятельностного подходов в воспитании, его гуманистической направленности.

Выделяются обычно три основных принципа воспитания-Первый принцип воспитания – ориентация на ценностные отношения. Этот принцип вытекает из цели воспитания и отражает природу воспитательного процесса. Суть этого принципа в постоянном формировании у воспитанников отношения к социокультурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основаниям жизни – добру, истине, красоте.Второй принцип воспитания – принцип субъективности. Суть этого принципа в том, что педагог максимально содействует развитию способности обучаемого осознавать свое “Я” в общении с другими людьми и с миром. Реализация этого принципа помогает учащимся осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей, осуществлять осмысленный выбор жизненных решений.Третий принцип воспитания требует принятия обучающегося как данности, признания за каждым ребенком права на его существование таким, каков он есть. Этот принцип отражает попытку согласовать социальные нормы и правила жизни с автономностью и неповторимостью личности каждого ученика. Этот принцип требует признания ценности личности каждого ученика независимо от его успехов, развития, положения, способностей. Однако существуют границы приятия данного принципа:

“Нельзя посягать на другого человека”.

“Нельзя не работать, не развивать себя”.

Эти запреты безусловны и категоричны.

Сочетание перечисленных принципов придает воспитанию философскую, диалогическую и этическую характеристику, которая воспринимается целостно.

Перечисленные выше принципы и закономерности реализуются на практике при помощи методов воспитания.

45. Идеи гуманно-личностного подхода в воспитании (Ш.А.Амонашвили)

Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:

1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.

2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.

3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей».

 

46. Сущность внеклассной и внешкольной воспитательной работы

 


Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

В настоящее время выделяют такие приоритетные направления воспитания личности, как осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между воспитателями и воспитанниками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему; постоянное побуждение человека к самовоспитанию, к самообразованию. Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубляемый отсутствием к ним внимания и доверия со стороны взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений. Сегодня следует учитывать изменение масштабов целостности воспитательного процесса, поскольку сферы духовной культуры, социального образования и воспитания, социальной работы все более органично сопрягаются с социальным пространством и его временными характеристиками. Это конструктивно воздействует на стратегию и технологию образовательно-воспитательного процесса, придает всем субъектам деятельности более устремленную личностно-гуманистическую ориентацию.

Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: