Кодоминирование, взаимодействие генов

Задание 28 № 11316

Ген окрас­ки кошек сцеп­лен с Х-хромосомой. Чер­ная окраска опре­де­ля­ет­ся геном ХA, рыжая — геном ХB. Ге­те­ро­зи­го­ты имеют че­ре­па­хо­вую окраску. От че­ре­па­хо­вой кошки и ры­же­го кота ро­ди­лись пять рыжих котят. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства, ха­рак­тер наследования признаков.

Пояснение.

По условию: ХА — черная; ХВ — рыжая, тогда ХАХВ — черепаховая

1) Ге­но­ти­пы родителей: кошка ХAХB. Га­ме­ты кошки ХA и ХB. Кот ХBУ. Га­ме­ты кота ХBи У.

2) Ге­но­ти­пы рыжих котят — ХBУ или ХBХB.

3) Наследование, сцеп­лен­ное с полом (или, кодоминирование).

 

Примечание решуЕГЭ.

Возможные генотипы и фенотипы котят от данных в условии кота и кошки: черепаховая кошка ХAХB; черный кот ХAУ; рыжая кошка ХBХB; рыжий кот ХBУ. В вопросе задачи спрашивается только про рыжих котят, поэтому в ответе указываем:

2) Ге­но­ти­пы рыжих котят — ХBУ или ХBХB

 

Кодоминирование — тип взаимодействия аллелей, при котором оба аллеля в полной мере проявляют своё действие. В результате, так как проявляются оба родительских признака, фенотипически гибрид получает не усреднённый вариант двух родительских признаков, а новый вариант, отличающийся от признаков обеих гомозигот. Границы между кодоминированием, неполным доминированием и промежуточным наследованием фенотипически достаточно расплывчаты.

Кодоминирование и неполное доминирование, несмотря на фенотипическое сходство, имеют различные механизмы появления. Кодоминирование имеет место при полноценном проявлении двух аллелей; неполное же доминирование происходит тогда, когда доминантный аллель не полностью подавляет рецессивный, то есть у гетерозигот доминантный аллель проявляется слабее, чем у гомозигот по этому аллелю.

Задание 28 № 11320

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХBрыжая — Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Пояснение.

 

 

1) генотип черной кошки ХB ХB,

2) генотип рыжего кота — Хb У,

3)генотипы котят: черепахового — ХB Хb,Черного — ХВ У,

пол котят: черепаховая — самка, черный — самец.

Задание 28 № 11326

Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отцa — четвертая?

Пояснение.

 

 

1) Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая — АВ.

2) Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.

3) Ответ: дети будут иметь 2 и 3 группы крови.

Задание 28 № 11386

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х–хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB, рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Пояснение.

Задание 28 № 11391

У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.

Пояснение.

1) ро­ди­те­ли имеют груп­пы крови: II груп­па — IAi0 (га­ме­ты IA, i0), III груп­па — IВIВ (га­ме­ты IВ);

2) воз­мож­ные фе­но­ти­пы и ге­но­ти­пы групп крови детей: IV груп­па (IAIB) и III груп­па (IBi0);

3) ве­ро­ят­ность на­сле­до­ва­ния II груп­пы крови — 0%.

Задание 28 № 12595

Группа крови и резус-фактор — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, 1А, 1В. Аллели IА и IВ доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IА, третью группу (В) определяет доминантный аллель IВ, а четвёртую (АВ) — два доминантных аллеля — IАIВ. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).

 

У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Пояснение.

1) Генотипы родителей матери (по условию дигомозигота) RR IА IА; отца (по условию дигетерозигота) Rr IВi0

2) т. к. у матери образуется один тип гамет, а у отца четыре, то при скрещивании получаем расщепление по генотипу 1:1:1:1 RRIАIВ; RRIАi0; RrIАIВ; RrIАi0

Фенотипы детей: 50% резус-положительные IV группа крови: 50% резус-положительные II группа крови

3) Закономерности: кодоминирование по признаку группы крови; независимое наследование признаков по (между)первому и второму признаку.

Задание 28 № 16149

Составьте схему, ил­лю­стри­ру­ю­щую текст, приведённый ниже, по­ка­зав ге­но­ти­пы и ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния дальтонизма.

Если женщина, стра­да­ю­щая цве­то­вой слепотой, вы­хо­дит замуж за муж­чи­ну с нор­маль­ным зрением, то у их детей на­блю­да­ет­ся очень свое­об­раз­ная кар­ти­на перекрёстного наследования. Все до­че­ри от та­ко­го брака по­лу­чат при­знак отца, т. е. они имеют нор­маль­ное зрение, а все сыновья, по­лу­чая при­знак матери, стра­да­ют цве­то­вой сле­по­той (d-дальтонизм, сцеп­лен­ный с Х-хромосомой).

В том же случае, когда наоборот, отец яв­ля­ет­ся дальтоником, а мать имеет нор­маль­ное зрение, все дети ока­зы­ва­ют­ся нормальными.

В от­дель­ных браках, где мать и отец об­ла­да­ют нор­маль­ным зрением, по­ло­ви­на сы­но­вей может ока­зать­ся поражёнными цве­то­вой слепотой. В ос­нов­ном на­ли­чие цве­то­вой сле­по­ты чаще встре­ча­ет­ся у мужчин.

Пояснение.

1) Р ♂ ХУ → ♀ХdХd

Гаметы ♂ Х, ♂ У и ♀ Хd

F1 ХdХ, ХdУ,

Девочки носительницы, маль­чи­ки дальтоники.

2) Р ♂ ХdУ → ♀ХХ

Гаметы ♂Хd, ♂ У и ♀ Х

F1 ХdХ, ХУ

Девочки носительницы, маль­чи­ки здоровы.

3) Р ♂ ХУ → ♀ХdХ

Гаметы ♂Х, ♂У, ♀Хd и ♀Х

F1 ХХ, ХdХ, ХdУ, ХУ

Половина маль­чи­ков и де­во­чек здоровы, по­ло­ви­на де­во­чек — носительницы,

половина маль­чи­ков — дальтоники.

Задание 28 № 16199

Одна из форм ане­мии (заболевание крови) на­сле­ду­ет­ся как ауто­сом­ный до­ми­нант­ный признак. У го­мо­зи­гот это за­бо­ле­ва­ние при­во­дит к смерти, у ге­те­ро­зи­гот про­яв­ля­ет­ся в лёгкой форме. Жен­щи­на с нор­маль­ным зрением, но лёгкой фор­мой ане­мии ро­ди­ла от здо­ро­во­го (по крови) мужчины-дальтоника двух сы­но­вей – первого, страда-

ющего лёгкой фор­мой ане­мии и дальтонизмом, и второго, пол­но­стью здорового. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, боль­но­го и здо­ро­во­го сыновей.

Какова ве­ро­ят­ность рож­де­ния сле­ду­ю­ще­го сына без аномалий?

Пояснение.

Условие:

АА - летален (анемия)

Аа - анемия легкая форма

аа - норма

Хd - дальтонизм

Х - нормальное цветовое восприятие

Y - признак не несет

Жен­щи­на с нор­маль­ным зре­ни­ем, но лёгкой фор­мой ане­мии: АаХХdd, т.к. у неё родился сын-дальтоник)

Здо­ро­вый (по крови) муж­чи­ны-даль­то­ни­к: ааХdУ

 

Решение

1) Р ♀ АаХХd → ♂ ааХdУ

Гаметы ♀АХ, ♀АХd,♀аХ, ♀аХd ♂аУ, ♂аХd

2) Ге­но­тип сына, боль­но­го лёгкой фор­мой ане­мии и дальтонизмом, АаХdУ.

Генотип сына без па­то­ло­гии ааХУ.

3) Ве­ро­ят­ность рож­де­ния сына без па­то­ло­гий (ааХУ) 1\8.

 

 

Примечание.

Дальтонизм обозначен как Хd

Нормальное цветовое зрение Х

(но можно обозначить как ХD)

 

Все возможные варианты потомства:

Девочки: АаХХd; АаХdХd; ааХХd; ааХdХd

Мальчики: АаХY; AaХdY; aaXY; aaХdY

Задание 28 № 16383

У овец длин­ные уши не пол­но­стью доминируют над безухостью. Про­ме­жу­точ­ным признаком яв­ля­ют­ся короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью. Длин­но­ухую чёрную овцу, ге­те­ро­зи­гот­ную по вто­ро­му признаку скре­сти­ли с ко­рот­ко­ухим белым бараном. Опре­де­ли­те генотипы родителей, воз­мож­ные генотипы и фе­но­ти­пы потомства и ве­ро­ят­ность рождения без­ухих белых ягнят.

Пояснение.

1) ♀ААВв х ♂Аавв

Гаметы АВ, Ав, Ав, ав

2) F1 AАВв – длинноухие, чёрные

ААвв – длинноухие, белые

АаВв – короткоухие, чёрные

Аавв – короткоухие, белые

3) Ве­ро­ят­ность рождения без­ухих белых ягнят равна 0. Все яг­ня­та либо длинноухие, либо ко­рот­ко­ухие и име­ю­щие как чёрную, так и белую шерсть.

Задание 28 № 18436

Признаки, опре­де­ля­ю­щие груп­пу крови и резус-фактор, не сцеплены. Груп­па крови кон­тро­ли­ру­ет­ся тремя ал­ле­ля­ми од­но­го гена – i0, IA, IB. Ал­ле­ли IA и IB до­ми­нант­ны по от­но­ше­нию к ал­ле­ли i0. Первую группу (0) опре­де­ля­ют ре­цес­сив­ные гены i0, вто­рую груп­пу (А) опре­де­ля­ет до­ми­нант­ная ал­лель IA, тре­тью груп­пу (В) опре­де­ля­ет до­ми­нант­ная ал­лель IB, а чет­вер­тую (АВ) – две до­ми­нант­ные ал­ле­ли IAIB. По­ло­жи­тель­ный резус-фактор (R) до­ми­ни­ру­ет над от­ри­ца­тель­ным резус – фак­то­ром (r)

У отца вто­рая груп­па крови и от­ри­ца­тель­ный резус, у ма­те­ри – пер­вая груп­па и по­ло­жи­тель­ный резус (гомозигота). Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те воз­мож­ные ге­но­ти­пы родителей, воз­мож­ные груп­пы крови, резус-фактор и ге­но­ти­пы детей. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные результаты. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­явит­ся в этом случае?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния задачи:

1) ге­но­ти­пы родителей:

матери – i0i0 RR (гаметы i0R),

отца – IAIАrr или IAi0rr

(гаметы IAr, i0r);

2) воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей:

вторая группа, по­ло­жи­тель­ный резус – IAi0Rr,

первая группа, по­ло­жи­тель­ный резус – i0i0Rr;

3) У отца может об­ра­зо­вать­ся два типа гамет, если он ге­те­ро­зи­го­тен по груп­пе крови. В дан­ном слу­чае про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков (Менделя) между первым и вторым признаками.

 

Примечание.

Наследование по группе крови - кодоминирование.

Задание 28 № 18498

Признаки, опре­де­ля­ю­щие груп­пу крови и резус-фактор, не сцеплены. Груп­па крови кон­тро­ли­ру­ет­ся тремя ал­ле­ля­ми од­но­го гена – i0, IA, IB. Ал­ле­ли IA и IB до­ми­нант­ны по от­но­ше­нию к ал­ле­ли i0. Первую группу (0) опре­де­ля­ют ре­цес­сив­ные гены i0, вто­рую груп­пу (А) опре­де­ля­ет до­ми­нант­ная ал­лель IA, тре­тью груп­пу (В) опре­де­ля­ет до­ми­нант­ная ал­лель IB, а чет­вер­тую (АВ) – две до­ми­нант­ные ал­ле­ли IAIB. По­ло­жи­тель­ный резус-фактор (R) до­ми­ни­ру­ет над от­ри­ца­тель­ным резус – фак­то­ром (r)

У отца вто­рая груп­па крови и от­ри­ца­тель­ный резус, у ма­те­ри – пер­вая груп­па и по­ло­жи­тель­ный резус (гомозигота). Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те воз­мож­ные ге­но­ти­пы родителей, воз­мож­ные груп­пы крови, резус-фактор и ге­но­ти­пы детей. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные результаты. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­явит­ся в этом случае?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния задачи:

1) ге­но­ти­пы родителей:

матери – i0i0 RR (гаметы i0R),

отца – IAIАrr или IAi0rr

(гаметы IAr, i0r);

2) воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей:

вторая группа, по­ло­жи­тель­ный резус – IAi0Rr,

первая группа, по­ло­жи­тель­ный резус – i0i0Rr;

3) У отца может об­ра­зо­вать­ся два типа гамет, если он ге­те­ро­зи­го­тен по груп­пе крови. В дан­ном слу­чае про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков (Менделя).

Задание 28 № 21765

Ген короткой шерсти (А) у кошек доминирует над геном длинной шерсти (а) и наследуется аутосомно. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Чёрная окраска определяется геном ХВ, рыжая – геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Длинношёрстная кошка черепаховой окраски была скрещена с рыжим короткошёрстным (Аа) котом. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, а также вероятность рождения чёрной кошки. Объясните результат скрещивания. Какие законы наследования проявляются в этих скрещиваниях?

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

♀ ааХВХb длинная шерсть черепаховая кошка

 

♂ АаХbY короткошёрстный рыжий кот

1) Р ♀ааХВХb × ♂АаХbY

 

G ♀аХВ и ♀аХb ♂АХb, ♂АY, ♂аХb, ♂аY

2) Генотипы и фенотипы потомства F1

AaXBXb 1 короткошёрстная черепаховая кошка

аaХВХb 1 длинношёрстная черепаховая кошка

аaXBY 1 длинношёрстный чёрный кот

AaXBY 1 кроткошёрстный чёрный кот

АаХbY 1 короткошёрстный рыжий кот

ааХbХb 1 длинношёрстная рыжая кошка

АaХbХb 1 короткошёрстная рыжая кошка

ааХbY 1 длинношёрстный рыжий кот

3) Наследование, сцепленное с полом, независимое наследование аутосомных признаков.

4) Чёрной кошки в потомстве быть не может, так как проявляется неполное доминирование

 

Примечание.

от составителей сайта РешуЕГЭ

4) Чёрной кошки в потомстве быть не может, так как проявляется кодоминирование.

 

Кодоминантность – форма взаимоотношений аллелей, при которой оба аллеля проявляются у гетерозиготного организма в равной степени.

Это явление похоже на неполное доминирование, но все же имеет одно существенное отличие. Кодоминирование - взаимодействие генов, при котором противоположные признаки проявляются одновременно, но не смешиваются и не производят промежуточный признак.

Задание 28 № 21793

У человека альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак, а дальтонизм, как признак, сцепленный с Х-хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства и их процентное соотношение от брака гетерозиготной по первому признаку здоровой женщины, не несущей гена дальтонизма, и мужчины дальтоника и альбиноса. Какие законы наследования проявляются в данном случае?

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

1) Р ♀ АаХХ → ♂ aaХdY

Гаметы ♀АХ, ♀ аХ, ♂ аХd, ♂ аY

2) F1 Аа ХХd девочки-носительницы

АаХY здоровые по обоим признакам мальчики

ааХХd, девочки-носительницы и альбиносы

ааХY мальчики-альбиносы

3) Все девочки будут в 25 % альбиносами и носительницами дальтонизма,

50 % мальчиков – здоровы по обоим признакам, а 50 % альбиносы.

4) По гену альбинизма проявляется независимое наследование признака, а ген дальтонизма сцеплен с Х-хромосомой

Задание 28 № 22064

У отца вто­рая груп­па крови и нормальное зрение(ХD), у его ма­те­ри – пер­вая груп­па; жена имеет первую группу крови и нормальное зрение, но является носительницей дальтонизма. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те воз­мож­ные ге­но­ти­пы родителей, фенотипы и ге­но­ти­пы детей. Укажите вероятность рождения дальтоника.

Пояснение.

Признаки, опре­де­ля­ю­щие груп­пу крови и резус-фактор, не сцеплены. Груп­па крови кон­тро­ли­ру­ет­ся тремя ал­ле­ля­ми од­но­го гена – i0, IA, IB. Ал­ле­ли IA и IB до­ми­нант­ны по от­но­ше­нию к ал­ле­ли i0. Первую группу (0) опре­де­ля­ют ре­цес­сив­ные гены i0, вто­рую груп­пу (А) опре­де­ля­ет до­ми­нант­ная ал­лель IA, тре­тью груп­пу (В) опре­де­ля­ет до­ми­нант­ная ал­лель IB, а чет­вер­тую (АВ) – две до­ми­нант­ные ал­ле­ли IAIB.

 

Схема ре­ше­ния задачи:

1) ге­но­ти­пы родителей:

♀i0i0XDXd (гаметы ♀i0XD;i0Xd),

♂ IAi0XDY — т.к. его мать имела первую группу крови, то одну гамету он получил от матери — i0

(гаметы ♂ IAXD; IAY; i0XD; i0Y);

2) воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фенотипы детей:

девочки вторая группа крови нормальное зрение: IAi0XDXD и IAi0XDXd

девочки первая группа крови нормальное зрение: i0i0XDXD и i0i0XDXd

мальчик вторая группа крови нормальное зрение: IAi0XDY

мальчик первая группа крови нормальное зрение: i0i0XDY

мальчик вторая группа крови дальтоник: IAi0XdY

мальчик первая группа крови дальтоник: i0i0XdY

3) Вероятность рождения ребенка дальтоника 1/4 (25%)

 

 

В дан­ном слу­чае про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков между первым и вторым признаком, кодоминирование по первому признаку (группа крови) и сцепленное с Х-хромосомой по второму признаку (дальтонизм).

Задание 28 № 22311

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового растения (а) с грушевидными плодами (b) в потомстве получили по фенотипу: 12 высоких растений с грушевидными

плодами, 39 высоких растений с округлыми плодами, 40 карликовых с грушевидными плодами, 14 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

Пояснение.

1)

  Р АаВb высокое растение с округлыми плодами G АВ, Аb, аВ, аb   x   ааbb карликовое растение с грушевидными плодами аb

 

2) F1

  AB Ab aB ab
ab AaBb Aabb aaBb aabb

 

 

АаВb – 39 высоких растений с округлыми плодами

Ааbb – 12 высоких растений с грушевидными плодами

ааВb – 14 карликовых растений с округлыми плодами

ааbb – 40 карликовых растений с грушевидными плодами

3) Гены АВ и аb сцеплены, образуются многочисленные фенотипические группы.

Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера между аллельными генами.

(Допускается иная генетическая символика.)

 

Сцепление генов

Задание 28 № 11289

Какова сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана?

Пояснение.

1) Гены рас­по­ло­же­ны в хро­мо­со­ме ли­ней­но.

2) Гены одной хро­мо­со­мы об­ра­зу­ют груп­пу сцеп­ле­ния, и по­это­му они на­сле­ду­ют­ся вме­сте.

3) Число групп сцеп­ле­ния равно га­п­ло­ид­но­му на­бо­ру хро­мо­сом.

4) На­ру­ше­ние сцеп­ле­ния генов про­ис­хо­дит в про­цес­се крос­син­го­ве­ра, ча­сто­та ко­то­ро­го за­ви­сит от рас­сто­я­ния между ге­на­ми — чем боль­ше рас­сто­я­ние между ге­на­ми, тем боль­ше ча­сто­та крос­син­го­ве­ра.

Задание 28 № 11317

У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Второй сын Анны и Павла и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех указанных родственников?

Пояснение.

1) Анна ХdXD, Павел XDY

2) Пер­вая дочь Анны и Павла ХdXD,

3) Вто­рая дочь Анны и Павла ХDXD, т. к. пять сы­но­вей имеют нор­маль­ное

зре­ние.

4) Пер­вый сын XdY, его до­че­ри ХdXD, а его сы­но­вья XDY.

5) Вто­рой сын Анны и Павла и его дети имеют ге­но­ти­пы ХDУ.

Задание 28 № 11318

У су­пру­же­ской пары, в ко­то­рой оба су­пру­га об­ла­да­ли нор­маль­ным зрением, родились: 2 маль­чи­ка и 2 де­воч­ки с нор­маль­ным зре­ни­ем и сын-дальтоник. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ные ге­но­ти­пы всех детей, родителей,а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы де­ду­шек этих детей.

Пояснение.

1) Ро­ди­те­ли с нор­маль­ным зре­ни­ем: отец ♂ХDY, мать ♀ХDХd.

2) Га­ме­ты ♂ ХD, У; ♀ Хd, ХD.

3) Воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей — до­че­ри Х DХdили ХDХ D; сы­но­вья: даль­то­ник

ХdУ и сын с нор­маль­ным зре­ни­ем Х DY.

4) Де­душ­ки или оба даль­то­ни­ки — ХdУ, или один ХDY, а дру­гой ХdУ.

Задание 28 № 11319

У матери, не яв­ля­ю­щей­ся но­си­те­лем гена гемофилии, и боль­но­го ге­мо­фи­ли­ей отца ро­ди­лись 2 до­че­ри и 2 сына. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей, если ген ге­мо­фи­лии яв­ля­ет­ся ре­цес­сив­ным и сцеп­лен с Х-хромосомой.

Пояснение.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ♀ ХH ХH и ♂ ХhУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства — ХH Хh и ХHУ;

3) до­че­ри — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии, а сы­но­вья — здо­ро­вы.

Задание 28 № 11322

У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом.

Пояснение.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ма­те­ри — ХН Хh, отца — ХHУ;

2) ге­но­тип сына — ХhУ;

3) ве­ро­ят­ность по­яв­ле­ния боль­ных детей — 25% (сы­но­вья), 25 % носители гена гемофилии (дочери)

 

Дополнение.

25% сы­но­вей — здо­ро­вы, до­че­ри — все здо­ро­вы (ХН ХH, ХН Хh), но по­ло­ви­на до­че­рей — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии.

Задание 28 № 11323

Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген d сцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.

 

Пояснение.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ма­те­ри — ХdХd, отца ХDУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства: все до­че­ри яв­ля­ют­ся но­си­тель­ни­ца­ми гена даль­то­низ­ма — ХDХd, все сы­но­вья — даль­то­ни­ки — Хd У;

3) со­от­но­ше­ние боль­ных и здо­ро­вых детей — 1:1 или 50%:50%.

Задание 28 № 11324

У кур встре­ча­ет­ся сцеп­лен­ный с полом ле­таль­ный ген (а), вы­зы­ва­ю­щий ги­бель эмбрионов, ге­те­ро­зи­го­ты по этому гену жизнеспособны. Скре­сти­ли нор­маль­ную ку­ри­цу с ге­те­ро­зи­гот­ным по этому гену пе­ту­хом (у птиц ге­те­ро­га­мет­ный пол — женский). Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, пол и ге­но­тип воз­мож­но­го потом­ства и ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потомства.

Пояснение.

1) ге­но­тип родителей: ХА Ха, ХА У,

2) ге­но­тип потомства — ХА У — курочка, ХА Ха, ХА ХА — петушки, Ха У — ку­роч­ка нежизнеспособная,

3) ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потомства — 33%.

Задание 28 № 11325

Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства — соотношение генотипов и фенотипов.

 

Пояснение.

1) Генотипы родителей ХН Хh и ХHУ;

2) генотипы потомства — ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ; Соотношение генотипов 1:1:1:1

3) дочери — носительница гена гемофилии, здоровая, а сыновья — здоров, болен гемофилией. Соотношение фенотипов 2 (девочки здоровы): 1 (мальчик здоров): 1 (мальчик-гемофилик)

Задание 28 № 11383

В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х – хромосоме. Определите генотипы родителей, сына – дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

Пояснение.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — ХDХd, отец ХDУ;

2) ге­но­тип сына – даль­то­ни­ка — ХdУ;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния но­си­те­лей гена даль­то­низ­ма (ХDХd) — 25%.

Задание 28 № 11385

У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак — h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

Пояснение.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать ХH ХH (га­ме­ты: ХH) и отец Хh Y(га­ме­ты: Хh и Y);

2) ге­но­ти­пы потом­ства: до­че­ри ХH Хh, сы­но­вья ХH Y;

3) до­че­ри — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии, а сы­но­вья — здо­ро­вые.

Задание 28 № 11387

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Пояснение.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: (М) ааbb (га­ме­ты: аb), (О) АаBb (га­ме­ты: АB, аb);

2) ге­но­ти­пы потом­ства: 1 АаBb — серое тело нор­маль­ные кры­лья и 1 ааbb — чер­ное тело уко­ро­чен­ные кры­лья;

3) так как гены сцеп­ле­ны, а крос­син­го­вер не про­ис­хо­дит, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка — один тип гамет аb. У потом­ства про­яв­ля­ет­ся толь­ко два фе­но­ти­па в со­от­но­ше­нии 1: 1. (до­пус­ка­ет­ся иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не ис­ка­жа­ю­щая смыс­ла ре­ше­ния за­да­чи)

Задание 28 № 11388

У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Пояснение.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ♀AAXHXH (га­ме­ты AXH); ♂aaXhY (га­ме­ты aXh, aY);

2) ге­но­ти­пы и пол детей: ♀AaXHXh; ♂AaXHY;

3) фе­но­ти­пы детей: внеш­не нор­маль­ная по обеим ал­ле­лям де­воч­ка, но но­си­тель­ни­ца генов аль­би­низ­ма и ге­мо­фи­лии; внеш­не нор­маль­ный по обеим ал­ле­лям маль­чик, но но­си­тель гена аль­би­низ­ма.

Задание 28 № 11390

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.

Пояснение.

1) ге­но­тип ма­те­ри — AaXDXd (га­ме­ты: AXD, aXD, AXd, aXd), ге­но­тип отца — aaXDY (га­ме­ты: aXD, aY);

2) ге­но­ти­пы детей: де­воч­ки — AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, маль­чи­ки — AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей-даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми: 12,5% AaXdY — маль­чи­ки.

Задание 28 № 12075

У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х-хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Пояснение.

Отец женщины страдал ихтиозом, значит Xb она получила от него; отец мужчины не имел катаракты, значит по первому признаку отец мужчины аа, мужчина соответсвенно Аа, т.к. имеет катаркту.

Мама — ааXВXb; папа — AaXВY

 

Р: ♀ ааXВXb x ♂ AaXВY

 

G: ♀: aXВ; aXb

♂: AXВ; aXВ; AY; aY

 

F1: AaXВXВ — девочка с катарактой и нормальной кожей

АаХВХb — девочка с катарактой и нормальной кожей

ааХВХВ — девочка с нормальным зрением и нормальной кожей

aaXВXb — девочка с нормальным зрением и нормальной кожей

 

АаХВY — мальчик с катарактой и нормальной кожей

ааХВY — мальчик с нормальным зрением и нормальной кожей

AaXbY — мальчик с катарактой и ихтиозом

aaXbY — мальчик с нормальным зрением и ихтиозом

 

В этой задаче проявляется закон независимого наследования признаков и признака, сцепленного с полом.

Задание 28 № 16433

Гомозиготную по обоим при­зна­кам серую (А) муху дро­зо­фи­лу с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (В) скре­сти­ли с чёрным (а) с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми (в) самцом. От скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но мно­го­чис­лен­ное потомство. Гены ука­зан­ных при­зна­ков сцеп­ле­ны и на­сле­ду­ют­ся вместе. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы F1 и F2. Как про­изо­шло бы расщепление, если бы при­зна­ки не были сцеплены? Объ­яс­ни­те ответ.

Пояснение.

1) В F1 все по­том­ки серые и с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми АаВв.

2) Так как гены сцеплены, у ги­бри­дов F1 об­ра­зу­ет­ся два сорта гамет АВ и ав.

3) По­это­му в F2 рас­щеп­ле­ние будет по ге­но­ти­пу 1ААВВ: 2АаВв:1аавв, а по фе­но­ти­пу 75% потом­ства серые с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми мухи и 25% — чёрные с за­ча­точ­ны­ми крыльями.

4) При не­сцеп­лен­ном на­сле­до­ва­нии рас­щеп­ле­ние про­изо­шло бы в со­от­вет­ствии с тре­тьим за­ко­ном Мен­де­ля о не­за­ви­си­мом на­сле­до­ва­нии при­зна­ков в со­от­но­ше­нии 9:3:3:1, так как в этом слу­чае скре­щи­ва­ют­ся две особи

с ге­но­ти­па­ми АаВв.

Задание 28 № 16684

При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го вы­со­ко­го рас­те­ния то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми и кар­ли­ко­во­го (a) рас­те­ния с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (b) в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фенотипу: 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми плодами; 39 — вы­со­ких с гру­ше­вид­ны­ми плодами; 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми плодами; 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми плодами. Со­ставь­те схему скрещивания, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потомства.

Объясните фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

Пояснение.

Дано:

А – высокие

а – карликовые

В – округлые

b — грушевидные

♀ Аа Вb – по усло­вию ди­ге­те­ро­зи­гот­ное вы­со­кое рас­те­ние с округлыми плодами

♂ ааbb — кар­ли­ко­вое рас­те­ние с гру­ше­вид­ны­ми плодами

В потом­стве по­лу­ча­ем 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (А_bb) и 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми (ааВ_) и 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми (А_В_); 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (аа bb).

Такое со­че­та­ние фе­но­ти­пов показывает, что при­зна­ки вы­со­кие – гру­ше­вид­ные (Аb) и кар­ли­ко­вые – округ­лые (аВ) сцеплены, но не полностью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся про­цес­сом кроссинговера.

 

Р1: ♀Аb//аВ х аавв

G: ♀Аb ♂ав

♀ аВ

♀АВ

♀аb

F1: Ааbb — 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми плодами

аа Вb — 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми

Аа Вb — 12 — вы­со­ких с округ­лы­ми плодами

аа bb — 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

Ответ:

Генотипы потомства:

Ааbb — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

аа Вb — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми плодами

Аа Вb — вы­со­ких с округ­лы­ми плодами

аа bb — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

 

В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го наследования. В потом­стве по­лу­ча­ет­ся 4 фе­но­ти­пи­че­ских группы, что го­во­рит о том, что идет кроссинговер.

Задание 28 № 16734

При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми и рас­те­ния с мор­щи­ни­сты­ми (a) не­окра­шен­ны­ми (b) се­ме­на­ми в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фенотипу: 100 рас­те­ний с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми семенами; 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окрашенными; 110 — с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными; 1490 — с глад­ки­ми неокрашенными. Со­ставь­те схему скрещивания, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потомства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

Пояснение.

Дано:

А – гладкие

а – морщинистые

В – окрашенные

b — неокрашенные

♀ Аа Вb – по усло­вию дигетерозиготное рас­те­ние с глад­ки­ми окрашенными семенами

♂ ааbb – с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными семенами

В потом­стве получаем 1490 — с глад­ки­ми неокрашенными (А_bb) и 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окрашенными (ааВ_) и 100 глад­ки­ми окрашенными се­ме­на­ми (А_В_); 110 — с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными (аа bb).

Такое со­че­та­ние фенотипов показывает, что при­зна­ки гладкие – не­окра­шен­ные (Аb) и мор­щи­ни­стые – окра­шен­ные (аВ) сцеплены, но не полностью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся процессом кроссинговера.

 

Р1: ♀Аb//аВ х ааbb

G: ♀Аb ♂аb

♀ аВ

♀АВ

♀аb

F1: Ааbb — 1490 — с глад­ки­ми неокрашенными

аа Вb — 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окрашенными

Аа Вb — 100 — глад­ки­ми окрашенными семенами

аа bb — 110 — с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными

 

Ответ:

Генотипы потомства:

Ааbb — с глад­ки­ми неокрашенными

аа Вb — с мор­щи­ни­сты­ми окрашенными

Аа Вb — глад­ки­ми окрашенными семенами

аа bb — с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными

 

В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го наследования. В потом­стве получается 4 фе­но­ти­пи­че­ских группы, что го­во­рит о том, что идет кроссинговер.

Задание 28 № 16784

При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ду­ши­сто­го го­рош­ка с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми и рас­те­ния без уси­ков и с блед­ны­ми цвет­ка­ми в F1 все рас­те­ния были с уси­ка­ми и яр­ки­ми цветками. От скре­щи­ва­ния ги­бри­да из F1 и рас­те­ния с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми были по­лу­че­ны рас­те­ния с двумя фенотипами: с уси­ка­ми и яр­ки­ми цветками; с уси­ка­ми и блед­ны­ми цветками. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, потом­ства F1 и F2. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в F1 и F2?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния за­да­чи включает:

В F1 все потом­ство по­лу­чи­лось одинаковым. Следовательно, скре­щи­ва­ли двух гомозигот, про­явив­ши­е­ся в F1 при­зна­ки яв­ля­ют­ся доминантными.

A — усы, a — без усов

B — яркие цветки, b — блед­ные цветки

1) 1-е скрещивание:

Р ♀ ААBВ х ♂ ааbb

G АB аb

F1 АаBb

с усиками, яркие

2) 2-е скрещивание:

Р ♀ АВ//аb х ♂ ААВb

G ♀АB, ♀аb ♂АB, ♂Ab

F2 ААВВ АаBb, AaBb Aabb

по фенотипу: 3 с уси­ка­ми и яр­ки­ми цветками: 1 с уси­ка­ми и блед­ны­ми цветками

 

3) Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие усиков, яв­ля­ют­ся доминантными, так как при 1-м скре­щи­ва­нии всё по­ко­ле­ние рас­те­ний было оди­на­ко­вым и имело яркие цвет­ки и усики.

Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеплено, так как при 2-м скре­щи­ва­нии об­ра­зо­ва­лось толь­ко две фе­но­ти­пи­че­ские группы.

 

Примечание.

Данная за­да­ча ре­ша­ет­ся и без сцеп­лен­но­го наследования, если во вто­ром по­ко­ле­нии скре­щи­ва­ем с рас­те­ни­ем с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми по ге­но­ти­пу ААВb, об­ра­зу­ет­ся две фе­но­ти­пи­че­ские группы. Но так как ге­не­ти­ка­ми было установлено, что гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеплено, то ре­ша­ем за­да­чу как «сцепленное наследование»

Задание 28 № 16884

Среди признаков, свя­зан­ных с Х-хромосомой, можно ука­зать на ген, ко­то­рый вы­зы­ва­ет не­до­ста­точ­ность ор­га­ни­че­ско­го фос­фо­ра в крови. В ре­зуль­та­те при на­ли­чии этого гена часто раз­ви­ва­ет­ся рахит, устой­чи­вый к ле­че­нию обыч­ны­ми до­за­ми ви­та­ми­на D. В бра­ках де­вя­ти боль­ных жен­щин со здо­ро­вы­ми муж­чи­на­ми среди детей была по­ло­ви­на боль­ных де­во­чек и по­ло­ви­на боль­ных мальчиков. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния и при­чи­ну та­ко­го рас­щеп­ле­ния при­зна­ка по генотипам.

Пояснение.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХFХf и ХfУ;

2) ге­но­ти­пы детей ХFУ, ХFХf, ХfХf, ХfY;

3) ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния доминантный, сцеп­лен­ный с Х-хромосомой.

 

Примечание.

Для анализа указано 9 женщин! Что подразумевает «большое» количество проведенных исследований и анализа. В данных исследованиях проанализированное потомство (УКАЗАННОЕ В УСЛОВИИ!) по­ло­ви­на боль­ных де­во­чек и по­ло­ви­на боль­ных маль­чи­ков дает нам предположение, что женщины гомозиготны по признаку рахита ХFХF. И тогда мы получим у женщин один вариан гамет ХF, и потомство 1:1 мальчики:девочки, все больны.

Но... если мы учтем, что это всё же разные женщины, и их потомство «малочисленно»... тогда есть смысл указывать два варианта генотипа у женщин. Т.е. второй вариант - тот который предлагается в критериях.

 

Задание 28 № 18225

Глухота — ауто­сом­ный признак; даль­то­низм – признак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой дальтоник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потомства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми аномалиями. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае? Ответ обоснуйте.

Пояснение.

1) Так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с дальтонизмом, то оба эти при­зна­ка рецессивны. Ро­ди­те­ли ге­те­ро­зи­гот­ны по пер­вой аллели, мать - ге­те­ро­зи­гот­на по при­зна­ку дальтонима; отец здо­ров - зна­чит его ге­но­тип ХDУ.

 

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;

 

2) Ро­ди­те­ли об­ра­зу­ют по че­ты­ре типа гамет, для ре­ше­ния за­да­чи не­об­хо­ди­мо по­стро­ить ре­шет­ку Пеннета.

Возможные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:

мальчик глухой, даль­то­ник 1 ааХdУ:

девочки с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 ААХDХD: 1 АAХDХd: 2 АаХDХD: 2 АаХDХd:

мальчик с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 АAХDУ: 2 АaХDУ: маль­чи­ки с нор­маль­ным слу­хом даль­то­ник 1 АAХdУ: 2 АаХdУ: де­воч­ка глу­хая с нор­маль­ным цве­то­вым вос­при­я­ти­ем 1 aaХDХD: 1 aaХDХd: маль­чи­ки глу­хие с нор­маль­ным цве­то­вым зре­ни­ем 1 aaХDУ: маль­чик глу­хой даль­то­ник 1 aaХdУ

 

3) Ребёнок — глу­хой даль­то­ник — его генотип aaХdУ, пол — мужской (или мальчик). Вероятность рождения ребенка с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми — 1/16.

 

4) За­ко­ны наследственности: Не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым признаком; сцеп­лен­ное с Х-хромосомой по вто­ро­му признаку.

Задание 28 № 18265

У дро­зо­фи­лы до­ми­нант­ные гены, кон­тро­ли­ру­ю­щие серую окрас­ку тела и раз­ви­тие щетинок, ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хромосоме. Ре­цес­сив­ные ал­ле­ли этих генов, обу­слов­ли­ва­ю­щие чёрную окрас­ку тела и от­сут­ствие щетинок, на­хо­дят­ся в другой, го­мо­ло­гич­ной хромосоме. Какое по ге­но­ти­пам и фе­но­ти­пам потом­ство и в каком про­цент­ном со­от­но­ше­нии можно ожи­дать от скре­щи­ва­ния ди­ге­те­ро­зи­гот­ной серой самки, име­ю­щей раз­ви­тые щетинки, с чёрным самцом, не име­ю­щим щетинок, при условии, что у самки 50 % гамет были кроссоверными?

Пояснение.

1) ♀ АаВв × ♂ аавв

Гаметы

♀АВ/, ♀Ав, ♀аВ, ♀ав/ ♂ав

2) F1 AaBв – серые с щетинками

Аавв – серые без щетинок

ааВв – чёрные с щетинками

аавв – чёрные без щетинок

3) От­но­ше­ние 1:1:1:1: или по 25 % осо­бей с каж­дым из ука­зан­ных фенотипов.

Задание 28 № 18357

При скре­щи­ва­нии белых кро­ли­ков с мох­на­той шерстью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шерстью по­лу­че­но потомство: 50% чёрных мох­на­тых и 50% чёрных гладких. При скре­щи­ва­нии других пар белых кро­ли­ков с мох­на­той шерстью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шерстью 50% потом­ства оказалось чёрными мох­на­ты­ми и 50% — бе­лы­ми мохнатыми. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Объясните, какой закон про­яв­ля­ет­ся в дан­ном случае.

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

1) 1 скрещивание:

Р кролики: белые мохнатые ааВb х чёрные гладкие ААbb

G аВ, аb Аb

F1 50% чёрные мохнатые АаBb, 50% чёрные гладкие Ааbb;

2) 2 скрещивание:

Р кролики: белые мохнатые ааВВ х чёрные гладкие Ааbb

G аВ Аb, аb

F1 50% чёрные мохнатые АаBb, 50% белые мохнатые ааВb;

3) проявляется закон независимого наследования признаков

Задание 28 № 18397

При скре­щи­ва­нии растения ар­бу­за с длин­ны­ми полосатыми пло­да­ми с растением, име­ю­щим круглые зелёные плоды, в потом­стве получили рас­те­ния с длин­ны­ми зелёными и круг­лы­ми зелёными плодами. При скре­щи­ва­нии такого же ар­бу­за с длин­ны­ми полосатыми пло­да­ми с растением, име­ю­щим круглые по­ло­са­тые плоды, всё потом­ство имело круг­лые полосатые плоды. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Как на­зы­ва­ет­ся такое скре­щи­ва­ние и для чего оно проводится?

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

1) 1 скрещивание:

Р плоды: длинные полосатые х круглые зелёные

ааbb АаВВ

G аb АВ, аВ

F1 плоды: длинные зелёные ааBb, круглые зелёные АаВb;

2) 2 скрещивание:

Р длинные полосатые плоды х круглые полосатые плоды

ааbb ААbb

G аb Аb

F2 круглые полосатые плоды Ааbb;

3) это анализирующее скрещивание, которое проводится для определения генотипа особи с доминантными признаками

Задание 28 № 19098

При скре­щи­ва­нии рас­те­ний то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми (А) и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми (В) с растениями, име­ю­щи­ми про­дол­го­ва­тые плоды и пят­ни­стые листья, в потом­стве по­лу­че­но 350 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми листьями, 123 рас­те­ния с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми листьями, 119 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми и 344 рас­те­ния с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми листьями. Со­ставь­те схему скрещивания, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потомства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

Пояснение.

Схема ре­ше­ния за­да­чи включает:

1) P АаВb × ааbb

округлый плод про­дол­го­ва­тые плоды, нор­маль­ные ли­стья пят­ни­стые листья

G АВ, Аb, аВ, аbаb

2) Ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потомства:

350 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми – АаВb

123 – с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми –ааВb

119 – с округ­лы­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми –Ааbb

344 – с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми –ааbb.

3) При­сут­ствие в потом­стве двух групп осо­бей с до­ми­нант­ны­ми (350) и ре­цес­сив­ны­ми (344) при­зна­ка­ми при­мер­но в рав­ных долях – ре­зуль­тат сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния до­ми­нант­ных ал­ле­лей между собой и ре­цес­сив­ных ал­ле­лей между собой.

Две дру­гие фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы об­ра­зу­ют­ся при сли­я­нии гамет, сфор­ми­ро­вав­ших­ся в ре­зуль­та­те крос­син­го­ве­ра между ал­лель­ны­ми генами.

Задание 28 № 19329

У че­ло­ве­ка бли­зо­ру­кость – до­ми­нант­ный признак, а нор­маль­ное зре­ние – рецессивный. Нор­маль­ный уро­вень глю­ко­зы в крови – до­ми­нант­ный признак, а пред­рас­по­ло­жен­ность к са­хар­но­му диа­бе­ту – рецессивный. Бли­зо­ру­кий мужчина, не стра­да­ю­щий са­хар­ным диабетом, же­нил­ся на пред­рас­по­ло­жен­ной к са­хар­но­му диа­бе­ту де­вуш­ке с нор­маль­ным зрением. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с нор­маль­ным зре­ни­ем и пред­рас­по­ло­жен­ных к за­бо­ле­ва­нию са­хар­ным диабетом, если известно, что отец ге­те­ро­зи­го­тен по обоим признакам. Какой закон на­сле­до­ва­ния про­яв­ля­ет­ся в дан­ном случае?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния за­да­чи включает:

Отец близорукий не стра­да­ю­щий диа­бе­том (гетерозиготен по обоим при­зна­кам) — АаВв

мать с нор­маль­ным зре­ни­ем и пред­рас­по­ло­же­на к диабету — аавв

1) Р ♀ аавв → ♂ АаВв

G ♀: ав

G ♂: АВ, Ав, аВ, ав

2) Ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с ука­зан­ны­ми при­зна­ка­ми 25 %.

3) Про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния признаков

Задание 28 № 19369

Скрестили ди­ге­те­ро­зи­гот­ных сам­цов мух дро­зо­фил с серым телом и нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (признаки доминантные) с сам­ка­ми с чёрным телом и уко­ро­чен­ны­ми кры­лья­ми (рецессивные признаки). Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства F1, если до­ми­нант­ные и ре­цес­сив­ные гены дан­ных при­зна­ков по­пар­но сцеп­ле­ны и крос­син­го­ве­ра не происходит, и потом­ство F1, если про­ис­хо­дит крос­син­го­вер у самок при об­ра­зо­ва­нии по­ло­вых клеток. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные результаты.

Пояснение.

Схема ре­ше­ния за­да­чи включает:

1) А – серое тело, а – чёрное тело, B – нор­маль­ные крылья, b – укороченные

крылья.

♂ AB//аb × ♀ аb//аb

P сер.тело, чёрн. тело

норм. кр. кор. кр.

G ♂ АВ/, аb/ ♀ab/

F1 Без кроссинговера

AB//аb и аb//аb

сер. тело и норм. крылья

чёрн. тело и укороч. крылья

2) После кроссинговера. По­сколь­ку самки яв­ля­ют­ся дигомозиготными, и об­ра­зу­ют толь­ко одну раз­но­вид­ность гамет, про­цесс крос­син­го­ве­ра не от­ра­зит­ся на потомстве.

Задание 28 № 19842

У че­ло­ве­ка ген нор­маль­но­го слуха (В) до­ми­ни­ру­ет над геном глу­хо­ты и на­хо­дит­ся в аутосоме; ген цве­то­вой сле­по­ты (дальтонизма – d) ре­цес­сив­ный и сцеп­лен с Х-хромосомой. В семье, где мать стра­да­ла глухотой, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зрение, а отец – с нор­маль­ным слу­хом (гомозиготен) дальтоник, ро­ди­лась девочка-дальтоник с нор­маль­ным слухом. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, дочери, воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей и ве­ро­ят­ность в бу­ду­щем рож­де­ния в этой семье детей-дальтоников с нор­маль­ным слу­хом и глухих. Какие за­ко­ны на­сле­до­ва­ния про­яви­лись в этой семье?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет по условию:

В – нор­маль­ный слух; b – глухота;

ХD – нор­маль­ное цве­то­вое зрение; Хd – даль­то­низм (ген цве­то­вой слепоты).

1) Опре­де­лим ге­но­ти­пы родителей:

мать стра­да­ла глухотой, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние – ♀bbХDХ?;

отец – с нор­маль­ным слу­хом (гомозиготен), даль­то­ник – ♂BBХdY.

Так как у них ро­ди­лась девочка-дальтоник с нор­маль­ным слу­хом (В?ХdХd), то одну га­ме­ту BХdона по­лу­чи­ла от отца, а дру­гую от ма­те­ри – bХd.

Мы можем опре­де­лить ге­но­тип ма­те­ри ♀bbХDXd и до­че­ри ♀BbХdХd.

2) Со­ста­вив схему скрещивания, опре­де­ля­ем воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей:

P ♀bbХDXd → ♂BBХdY; G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY

F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY

Вероятность рож­де­ния детей даль­то­ни­ков с нор­маль­ным слу­хом 50 %, глу­хих – 0 %.

3) Законы: по вто­ро­му при­зна­ку (цветовое зрение) – наследование, сцеп­лен­ное с полом, так как при­знак сцеп­лен с Х-хромосомой; между пер­вым и вто­рым при­зна­ком – не­за­ви­си­мое наследование, так как ауто­сом­ные гены не сцеп­ле­ны и на­хо­дят­ся в раз­ных го­мо­ло­гич­ных хромосомах.

Задание 28 № 20177

Форма кры­льев у дро­зо­фи­лы – ауто­сом­ный ген, ген раз­ме­ра глаз на­хо­дит­ся в Х-хромосоме. Ге­те­ро­га­мет­ным у дро­зо­фи­лы яв­ля­ет­ся муж­ской пол.

При скре­щи­ва­нии двух дро­зо­фил с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми и нор­маль­ны­ми гла­за­ми в потом­стве по­явил­ся самец с за­кру­чен­ны­ми кры­лья­ми и ма­лень­ки­ми глазами. Этого самца скре­сти­ли с ро­ди­тель­ской особью. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и по­лу­чен­но­го самца F1, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства F2. Какая часть самок от об­ще­го числа по­том­ков во вто­ром скре­щи­ва­нии фе­но­ти­пи­че­ски сход­на с ро­ди­тель­ской самкой? Опре­де­ли­те их генотипы.

Пояснение.

1. Определяем какие признаки доминантные. Т.к. скрестили гетерозигот, и в потомстве получили признак, которого не было у родительских форм, значит А - нормальные крылья (доминантный аутосомный), а - закрученные крылья (рецессивный аутосомный); XB - нормальные глаза, Xb - маленькие глаза.

Гамету aXbсамец с за­кру­чен­ны­ми кры­лья­ми и ма­лень­ки­ми гла­за­ми получил от матери; aY -от отца; отсюда генотипы родительской пары: ♀AaXBXb; ♂ AaXBY

2. P ♀ AaXBXb x ♂ AaXBY, в F1 самец aaXbY

3. Теперь этого самца скрещиваем с родительской самкой

P ♀ AaXBXb x ♂ aaXbY

G ♀ AXB; Axb; aXB; aXb

G ♂ aXb; aY

F1 AaXBXb−нормальные крылья, нормальные глаза

AaXbXb−нормальные крылья, маленькие глаза

aaXBXb−закрученные крылья, нормальные глаза

aaXbXb−закрученные крылья, маленькие глаза

AaXBY−нормальные крылья, нормальные глаза

AaXbY−нормальные крылья, маленькие глаза

aaXBY−закрученные крылья, нормальные глаза

aaXbY−закрученные крылья, маленькие глаза

4. Фенотипически сходна с родительской самкой (с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми и нор­маль­ны­ми гла­за­ми) 1/8 часть самок от общего числа потомков F2 (12,5%)

Задание 28 № 20368

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растений с морщинистыми неокрашенными семенами потомство оказалась с гладкими и окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибрида F 1 получилось потомство двух фенотипических групп. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в скрещиваниях. Объясните появление двух фенотипических групп в F 2. Какой закон наследственности проявляется в F 1 и F 2?

Пояснение.

Дано:

A — окрашенные

a — неокрашенные

B — гладкие

b — морщинистые

1) Схема решения задачи.

P: ♀ АAВB × ♂ ааbb

G: AB ab

F 1: AaBb — 100% окрашенные гладкие семена.

P 1: ♀ АaВb × ♂ ааbb

G: AB ab ab

F 2: AaBb — окрашенные гладкие, aabb — неокрашенные морщине=истые семена

2) Генотипы родителей в первом скрещивании AABB (окрашенные, гладкие), aabb (неокрашенные морщинистые)

Генотипы родителей во втором скрещивании AaBb (окрашенные гладкие), aabb (неокрашенные морщинистые)

3) Генотипы и фенотипы потомства в первом скрещивании:

в первом скрещивании: AaBb — все потомство с окрашенными и гладкими семенами.

Генотипы и фенотипы потомства во втором скрещивании: AaBb — окрашенные гладкие, aabb — неокрашенные морщинистые.

4) Появление двух фенотипических групп в F 2 объясняется тем, что в мейозе не произошёл кроссиновер, так как гены сцеплены (поэтому только два типа гамет — AB и ab).

5) В F 1 проявляется закон единообразия гибридов первого поколения. В F 2 проявляется закон сцепленного наследования генов (признаков).

 

Примечание.

Второе предложение «в анализирующем скрещивании» поясняем с какой особью произведено скрещивание: ♂ ааbb

Задание 28 № 20375

Мужчина, страдающий глухонемотой и дальтонизмом, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родились глухонемой сын с нормальным зрением и дочь – дальтоник с нормальным слухом. Какова вероятность рождения здорового ребенка от этого брака? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего двумя аномалиями? Дальтонизм – рецессивный сцепленный с полом признак, а глухонемота – рецессивный аутосомный признак.

Пояснение.

Дано:

А – ген нормального слуха

a – ген глухонемоты

XD – нормальное зрение

Xd – дальтонизм

Мать – А?XD X? — нормальная по слуху и зрению

Отец – ааXdY — глухонемой дальтоник

Сын – аа XDY — глухонемой, нормальное зрение

Дочь – А?XdXdдальтоник с нормальным слухом

 

 

Решение:

Чтобы ответить на поставленные в задаче вопросы, следует определить генотип матери. Рассуждаем так: глухонемой сын получает рецессивные генотипы (а) как от отца, так и от матери, а дочь-дальтоник получает рецессивные гены (d) как от отца, так и от матери. Следовательно генотип матери – АаXDXd (гетерозиготна по обоим признакам).

Ответ: а) вероятность рождения здорового ребенка – 25%; б) вероятность рождения ребенка с обоими аномалиями – 25%.

Закономерности: анализирующее скрещивание; сцепленние с полом по признаку дальтонизм; независимое наследование между первым и вторым признаком.

Задание 28 № 20396

У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, сцеплены, причем высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов над грушевидной. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с карликовым, имеющим плоды грушевидной формы?

Пояснение.

Дано:

A — ген нормальной высоты

a — ген карликовой высоты

B — ген шаровидного плод

b — ген грушевидного плода

гены АВ/ сцеплены

P:

АВ//ab - нормальная высота, шаровидные плоды - гетерозигота по обоим признакам

ab//ab - карликовая высота, грушевидные плоды

Решение:

P ♀АВ//ab x ♂ ab//ab

G ♀ AB/ ♂ab/

♀ ab/

F1 АВ//ab; ab//ab

50% — нор­маль­ная вы­со­та, ша­ро­вид­ные плоды; 50% — кар­ли­ко­вая вы­со­та, гру­ше­вид­ные плоды

Сцепленное наследование признаков.

Примечание.

Т.к. в условии не указано, что идет кроссинговер, значит его нет, и сцепление полное.

Сцеплены доминантный-доминантный AB/; рецессивный-рецессивный ab/

Задание 28 № 20403

Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть, В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% - Извитую шерсть, нормальной длины, 10% - прямую нормальной длины и 10% - извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в этом скрещивании?

Пояснение.

А — прямая шерсть,

а — извитая шерсть,

В — нормальная длина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: