Подходы к оценке и показатели общей, экономической и социальной эффективности менеджмента

Касаясь непосредственной оценки эффективности деятельности управленческого аппарата по конечным (или промежуточным) результатам, функционирования организации в целом, следует подчеркнуть, что не всегда можно критерии эффективности представить в количественной форме.

Экономическая эффективность менеджмента выражает экономическую сущность управленческих отношений. Это, по су­ществу, система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и произведенных затрат данной деятельности (ресур­сов), отражающихся в значениях переменных (показателей).

Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются обобщенные показатели.

В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:

Э = Р / З

где: Р - результат функционирования системы управления (ре­зультирующая составляющая);

3 - затраты на управленческую деятельность, или объем ис­пользованных ресурсов (затратная составляющая).

Использование данного подхода требует прежде всего оп­ределения первой, результирующей составляющей эффективно­сти управления, т. е. результатов этой деятельности, ее продук­та.

Однако выделить его в чистом виде, осуществить прямое из­мерение практически невозможно. Конечным продуктом собственно труда по управлению можно считать совокупность управленских решений, но не самих информационных решений, а осуществлённых решений, т.е. реализованных исполни­телями.

Результаты управленче­ской деятельности проявляются лишь опосредованно - в ре­зультатах деятельности организации, подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др.

Вторая, затратная составляющая эффективности управле­ния организацией представляет собой соответствующие трудовые, материальные и финансовые затраты или ресурсы, обеспечивающие содержание и функционирование системы управления и используемые в процессе управления. Эти затраты не свя­заны напрямую с производством (коммерцией) и выступают в форме издержек управления. Совокупные издержки на управле­ние являются частью издержек производства (коммерции). За­траты на управление объективно определяются содержанием, объемом, масштабом реализуемых тем или иным конкретным субъектом функций управления, уровнем научной организации управленческого труда, технологией осуществления процессов управления, мастерством хозяйственных руководителей и др. Они оказывают существенное влияние на результаты деятель­ности организации.

В структуре затрат на управление важнейшими статьями являются расходы по оплате труда менеджеров и других работ­ников, обслуживающих аппарат управления; расходы на технику управления; текущие расходы на функционирование системы управления.

Для определения эф­фективности управления существует два основных метода исчис­ления показателей эффективности - затратный и ресурсный.

Первый метод и соответственно показатель, характери­зующий эффективность управления предприятием, носит назва­ние затратного. Он опирается на соотношение общего или конеч­ного результата деятельности предприятия к совокупным расхо­дам на управление:

Эм = П / Ру

где Эм - эффективность менеджмента;

Ру-расходы на управление;

П - результат деятельности предприятия. В качестве его можно использовать тот или иной показатель деятельности (до­ходы, объем производства, товарооборот и др.) или конечный (финансовый) результат деятельности предприятия - чистую прибыль.

Показатель Эм говорит о том, сколько рублей, к примеру прибыли, получает предприятие на 1 руб. затрат на управление.

Второй метод оценки эффективности менеджмента - ре­сурсный, выражает соотношение общего или конечного резуль­тата деятельности предприятия к величине использованных ре­сурсов, например численности работников аппарата управления:

Эм = П / Ку

где Эм - эффективность менеджмента;

П - результат деятельности предприятия;

Ку - численность административно-управленческого пер­сонала (можно использовать только численность кадров управления).

Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.

Следует заметить, что достоверность показателей эффек­тивности возрастает, если при анализе форм эффективности ме­неджмента учитывается ее динамический аспект.

Это объясняет­ся следующим. Во-первых, характеристики социальных и эконо­мических процессов не остаются неизменными во времени. Во- вторых, разные варианты мероприятий имеют разнонаправлен­ную по периодам динамику результатов и затрат. В-третьих, су­ществуют временные сдвиги (лаги), оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйственных решений.

В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесо­образно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода. При этом имеет место "динамическая" эффективность менеджмента.

Динамический показатель эффективности менеджмента (Эмд) можно представить следующим образом:

Эмд = (Пп - Пб) / (Руп - Руб)

где Пп, Пб - конечные показатели (к примеру, прибыль) предпри­ятия соответственно в данном и базисном годах;

Руп, Руб - расходы на управление соответственно в данном и базисных годах.

Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рас­сматриваемый период изменяется конечный показатель (при­быль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он от­ражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.

Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются обобщенные показатели.

Частных показателей экономической эффективности управления в широком смысле (организации в целом) достаточно много. Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т. д.

Социальная эффективность менеджмента выражает социальный результат управленче­ской деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.

Социальную эффективность менеджмента целесообразно оценивать с помощью системы показателей, которую можно разбить на 4 группы.

1) П оказатели, характеризующие условия труда работников организации:

морально-психологический климат;

уровень конфликтности в коллективе предприятия;

удовлетворенность работников своим трудом;

нервно-эмоциональная нагрузка;

удельный вес творческих операций;

уровень заболеваемости работников;

уровень травматизма работников;

обеспеченность работников предприятия санитарно- гигиеническим 1 помещениями;

температурный режим в рабочих помещениях;

освещенность рабочих мест;

напряженность, интенсивность труда;

уровень шума, запыленности помещений;

удельный вес нормируемых операций;

рациональность режимов труда и отдыха;

удельный вес неквалифицированного труда;

внутренняя культура в предприятии; уровень механизации и автоматизации труда;

уровень компьютеризации административно-управленчес­кого труда.

2) К показателям, характеризующим социально-бытовые ус­ловия работников организации, можно отнести:

жилищные, условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;

обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;

обеспеченность лечебными учреждениями;

обеспеченность культурно-просветительными учрежде­ниями;

обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения;

уровень социальной активности работников;

средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников; текучесть кадров.

3) К показателям социальной эффективности менеджмента, характеризующим квалификацию работников, можно отнести следующие:

общеобразовательный уровень работников;

профессиональный уровень работников;

уровень квалификации кадров;

уровень экономической грамотности кадров;

уровень правовых знаний работников;

уровень общей культуры работников.

4) Основные показатели социальной эффективности менедж­мента, характеризующие организацию и мотивацию труда, это:

дисциплина труда;

исполнительская дисциплина;

участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений);

уровень организации и оснащенности рабочих мест;

обеспеченность работников нормативной документацией;

материальное и моральное стимулирование работников;

трудовая активность работников;

соотношение формальных и неформальных структур.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: