Касаясь непосредственной оценки эффективности деятельности управленческого аппарата по конечным (или промежуточным) результатам, функционирования организации в целом, следует подчеркнуть, что не всегда можно критерии эффективности представить в количественной форме.
Экономическая эффективность менеджмента выражает экономическую сущность управленческих отношений. Это, по существу, система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и произведенных затрат данной деятельности (ресурсов), отражающихся в значениях переменных (показателей).
Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются обобщенные показатели.
В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:
Э = Р / З
где: Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая);
3 - затраты на управленческую деятельность, или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).
Использование данного подхода требует прежде всего определения первой, результирующей составляющей эффективности управления, т. е. результатов этой деятельности, ее продукта.
|
|
Однако выделить его в чистом виде, осуществить прямое измерение практически невозможно. Конечным продуктом собственно труда по управлению можно считать совокупность управленских решений, но не самих информационных решений, а осуществлённых решений, т.е. реализованных исполнителями.
Результаты управленческой деятельности проявляются лишь опосредованно - в результатах деятельности организации, подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др.
Вторая, затратная составляющая эффективности управления организацией представляет собой соответствующие трудовые, материальные и финансовые затраты или ресурсы, обеспечивающие содержание и функционирование системы управления и используемые в процессе управления. Эти затраты не связаны напрямую с производством (коммерцией) и выступают в форме издержек управления. Совокупные издержки на управление являются частью издержек производства (коммерции). Затраты на управление объективно определяются содержанием, объемом, масштабом реализуемых тем или иным конкретным субъектом функций управления, уровнем научной организации управленческого труда, технологией осуществления процессов управления, мастерством хозяйственных руководителей и др. Они оказывают существенное влияние на результаты деятельности организации.
|
|
В структуре затрат на управление важнейшими статьями являются расходы по оплате труда менеджеров и других работников, обслуживающих аппарат управления; расходы на технику управления; текущие расходы на функционирование системы управления.
Для определения эффективности управления существует два основных метода исчисления показателей эффективности - затратный и ресурсный.
Первый метод и соответственно показатель, характеризующий эффективность управления предприятием, носит название затратного. Он опирается на соотношение общего или конечного результата деятельности предприятия к совокупным расходам на управление:
Эм = П / Ру
где Эм - эффективность менеджмента;
Ру-расходы на управление;
П - результат деятельности предприятия. В качестве его можно использовать тот или иной показатель деятельности (доходы, объем производства, товарооборот и др.) или конечный (финансовый) результат деятельности предприятия - чистую прибыль.
Показатель Эм говорит о том, сколько рублей, к примеру прибыли, получает предприятие на 1 руб. затрат на управление.
Второй метод оценки эффективности менеджмента - ресурсный, выражает соотношение общего или конечного результата деятельности предприятия к величине использованных ресурсов, например численности работников аппарата управления:
Эм = П / Ку
где Эм - эффективность менеджмента;
П - результат деятельности предприятия;
Ку - численность административно-управленческого персонала (можно использовать только численность кадров управления).
Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.
Следует заметить, что достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывается ее динамический аспект.
Это объясняется следующим. Во-первых, характеристики социальных и экономических процессов не остаются неизменными во времени. Во- вторых, разные варианты мероприятий имеют разнонаправленную по периодам динамику результатов и затрат. В-третьих, существуют временные сдвиги (лаги), оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйственных решений.
В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода. При этом имеет место "динамическая" эффективность менеджмента.
Динамический показатель эффективности менеджмента (Эмд) можно представить следующим образом:
Эмд = (Пп - Пб) / (Руп - Руб)
где Пп, Пб - конечные показатели (к примеру, прибыль) предприятия соответственно в данном и базисном годах;
Руп, Руб - расходы на управление соответственно в данном и базисных годах.
Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.
Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются обобщенные показатели.
Частных показателей экономической эффективности управления в широком смысле (организации в целом) достаточно много. Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т. д.
Социальная эффективность менеджмента выражает социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.
|
|
Социальную эффективность менеджмента целесообразно оценивать с помощью системы показателей, которую можно разбить на 4 группы.
1) П оказатели, характеризующие условия труда работников организации:
морально-психологический климат;
уровень конфликтности в коллективе предприятия;
удовлетворенность работников своим трудом;
нервно-эмоциональная нагрузка;
удельный вес творческих операций;
уровень заболеваемости работников;
уровень травматизма работников;
обеспеченность работников предприятия санитарно- гигиеническим 1 помещениями;
температурный режим в рабочих помещениях;
освещенность рабочих мест;
напряженность, интенсивность труда;
уровень шума, запыленности помещений;
удельный вес нормируемых операций;
рациональность режимов труда и отдыха;
удельный вес неквалифицированного труда;
внутренняя культура в предприятии; уровень механизации и автоматизации труда;
уровень компьютеризации административно-управленческого труда.
2) К показателям, характеризующим социально-бытовые условия работников организации, можно отнести:
жилищные, условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;
обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;
обеспеченность лечебными учреждениями;
обеспеченность культурно-просветительными учреждениями;
обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения;
уровень социальной активности работников;
средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников; текучесть кадров.
3) К показателям социальной эффективности менеджмента, характеризующим квалификацию работников, можно отнести следующие:
общеобразовательный уровень работников;
профессиональный уровень работников;
уровень квалификации кадров;
уровень экономической грамотности кадров;
уровень правовых знаний работников;
уровень общей культуры работников.
4) Основные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие организацию и мотивацию труда, это:
|
|
дисциплина труда;
исполнительская дисциплина;
участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений);
уровень организации и оснащенности рабочих мест;
обеспеченность работников нормативной документацией;
материальное и моральное стимулирование работников;
трудовая активность работников;
соотношение формальных и неформальных структур.