II. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности
детей к обучению в школе.
II. 1. Описание методик и результатов исследования.
Приведённый выше обзор методик позволяет на основе некоторых из них провести диагностику детей на предмет их готовности к школьному обучению. Полученные результаты должны помочь выявлению сторон психической деятельности детей, нуждающихся в коррекции.
Обследовались дети подготовительной логопедической группы ДОУ №1713, Юговосточного округа г. Москвы.
Ф.И.: Гераськина Катя.
Возраст: 7 лет
Тест Керна- Йирасека
На тест была настроена положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.
При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.
Результаты теста хорошие.
Методика «Да и Нет»
Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовала глаголы вопросов.
|
|
На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в дет. саду? – ответила неуверенно!
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» (высокий уровень)
МЕТОДИКА: «Домик» 1балл
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 7 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Развивать смысловую память.
Ф.И.: Кевбрин Дима
Возраст: 7 лет.
Тест Керна- Йирасека
Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.
На втором упражнении уточнил значение слова «скопировать». С упражнением справился.
3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.
Во время работы Дима чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Методика «Домик»
Перед выполнением методики ребенок испугался, что не справится с заданием. Благодаря подбадриванию с моей стороны мальчик сразу согласился выполнить упражнение. Во время работы у Димы проснулся интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов.
|
|
«Да и Нет»
С удовольствием отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» (высокий уровень)
МЕТОДИКА: «Домик» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 2 мин. 1 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 8 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 5фраз «В».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 6-ти карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.
Ф.И.: Алмакаев Женя
Возраст: 7лет
Тест Керна- Йирасека
При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить задания.
Методика «Да и Нет»
На вопросы отвечал быстро. Для ответов поначалу использовал кивки головой, но после моего замечания стал использовать фразы: «не знаю», «не очень», «так себе», «когда как». Ошибок не допустил.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С» (высокий уровень)
МЕТОДИКА: «Домик» 2 балла.
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 4 мин. 2 ошибки – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 5 «нелепиц». – «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток повторил 4фразы «С».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках-«В».
Результаты тестов показали, что ребёнок к школе условно готов, и нуждается в некоторой коррекции.
Рекомендации:
Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка,наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.
Ф.И.: Фоменкова Юля.
Возраст: 6лет.
Тест Керна- Йирасека:
На выполнение теста была настроена положительно. После рисования мужской фигуры ребенок сказал мне обратить внимание на то, что на поясе у мужчины надет ремень, так как в рисунке у нее это не понятно. Пери выполнении оставшихся двух заданий девочка уточняла, где ей выполнять упражнение.
Ребенок работал сосредоточенно, спокойно.
Методика «Домик»
Перед выполнением задания ребенок сказал, что справится с ним без проблем. Задание выполнила быстро, но неаккуратно.
Работала с интересом, спокойно, уверенно.
Методика «Да и Нет»
Для ответов на вопросы использовала глаголы вопросов. Допустила ошибку в вопросе о желании учиться. В результатах ответов выяснилось противоречие: ребенок хочет учиться и в то же время остаться в детском саду. На мое предложение выбрать одно желаемое из двух был дан ответ: остаться в детском саду. На мой уточняющий вопрос ответ остался таким же.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 4 балла.
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл.
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «Н»
МЕТОДИКА: «Домик» 13 баллов.
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 6 мин. 4ошибки. «Н».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 5 мин. 5 ошибок. – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 6 «нелепиц». – «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 3 фразы. «С»
|
|
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 3 карточках. «С».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе не готов.
Рекомендации:
Учитывать слабую подготовку ребенка к школе. Развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание.
Родителям: настоятельно рекомендуется оставить ребенка еще на год в детском саду.!!! Ребенок сам хочет остаться). Особенно развивать произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.
Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий, наблюдать за развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.
Ф.И.: Мехвалыев Рухин.
Возраст: 6 лет.
Тест Керна- Йирасека
Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.
С упражнением справился.
3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.
Во время работы Рухин чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Методика «Домик»
Перед выполнением задания Рухин проявил большую заинтересованность.
. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов. Результаты хорошие.
«Да и Нет»
С удовольствием отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В».
МЕТОДИКА: «Домик» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 2 мин. 4 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 4 мин. 3 ошибки. – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 8 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 5фраз «В».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 6-ти карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
|
|
Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.
Ф.И.: Толмачёва Наташа
Возраст: 6 лет.
Тест Керна- Йирасека
На выполнение теста была настроена положительно. На задание- нарисовать мужскую фигуру отреагировала отрицательно- попросила разрешение нарисовать женскую. Получив отрицательный ответ приступила к работе. Во время выполнения всех заданий ребенок отвлекался, но не нервничал. При преступлении к выполнению очередного задания девочка спрашивала, как его выполнять.
Методика «Да и Нет»
На вопросы отвечала не сразу. Для ответов на вопросы использовала не только глаголы вопросов, но и такие фразы как: «очень», «не очень». Допустила ошибку при ответе на вопрос о желании еще на год остаться в детском саду. Из теста явно видно, что ребенок больше хочет пойти в школу, нежели остаться в детском саду.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В».
МЕТОДИКА: «Домик» 1балл
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 7 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Особое внимание уделять развитию произвольного внимания и интеллектуальной сферы ребенка, учитывать эти особенности в процессе обучения.
Прибегая к специальным развивающим упражнениям развивать интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание.
Ф.И: Пронин Егор
Возраст: 6 лет.
Тест Керна- Йирасека
На тест была настроен положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.
При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.
Результаты теста хорошие.
Методика «Да и Нет»
Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовал глаголы вопросов.
На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в дет. саду? – ответил неуверенно!
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 4балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С»
МЕТОДИКА: «Домик» 1балл
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3,5 мин. 2 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 7 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 4 карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Развивать смысловую память, внимание. Уделить внимание самостоятельной работе по заданию взрослого.
Ф.И.: Лешенко Миша.
Возраст: 6лет.
Тест Керна- Йирасека
При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить задания.
Методика «Да и Нет»
На вопросы отвечал быстро.. Ошибок не допустил.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С»
МЕТОДИКА: «Домик» 2 балла.
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 5 «нелепиц». – «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток повторил 4фразы «С».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках-«В».
Результаты тестов показали, что ребёнок к школе готов, но нуждается в некоторой коррекции.
Рекомендации:
Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка,наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.
Таблица диагностики по уровневым показателям.
Ф.И. Ребёнка. методики | Гераськина Катя | Кевбрин Дима | Алмакаев Женя | Фоменкова Юля | Мехвалыев Рухин | Толмачёва Наташа | Пронин Егор | Лешенко Миша |
Керна-Йирасека | В | С | С | С | В | В | С | С |
Графический диктант | В | В | В | Н | В | В | В | С |
«Домик» | В | В | В | Н | В | В | В | С |
«Да и Нет» | В | В | В | С | В | В | В | В |
«Эхо» | В | В | В | В | В | В | В | В |
«Переплетённые линии» | В | В | С | Н | С | В | С | С |
«Корректурная проба» | В | В | С | С | С | В | В | В |
«Нелепицы» | В | В | С | С | В | В | В | С |
«Лишний предмет» | В | В | В | С | В | В | В | С |
«Запомни фразы» | С | В | С | Н | В | С | С | С |
РЕЗУЛЬТАТЫ | В - 9 С - 1 | В – 9 С – 1 | В – 5 С – 5 | В – 1 С – 5 Н - 4 | В – 8 С – 2 | В – 9 С - 1 | В – 7 С - 3 | В – 3 С - 6 |
Таблица процентных показателей по итогам диагностики.
уровни методики | В | С
|
Н | ВЫВОДЫ | |||
Керна - Йирасека | 3 | 37,5% | 5 | 62% | - | - | Требуются фронтальные занятия. |
«Графический диктант» | 6 | 67,5% | 1 | 12,5% | 1 | 12,5% | Требуется индивидуальная работа. |
«Домик» | 6 | 75% | 1 | 12,5% | 1 | 12,5% | Требуется индивидуальная работа. |
«Да и Нет» | 7 | 87,5% | 1 | 12,5% | - | - | Коррекция не нужна. |
«Эхо» | 8 | 100% | - | - | - | - | Коррекция не нужна. |
«Переплетённые линии» | 3 | 37,5% | 4 | 50% | 1 | 12,5% | Требуются фронтальные занятия. |
«Корректурная проба» | 5 | 62,5% | 3 | 37,5% | - | - | Требуется индивидуальная работа. |
«Нелепицы» | 5 | 62,5% | 3 | 37,5% | - | - | Требуется индивидуальная работа. |
«Лишний предмет» | 6 | 75% | 2 | 25% | - | - | Требуется индивидуальная работа. |
«Запомни фразу» | 2 | 25% | 5 | 62,5% | - | - | Требуются фронтальные занятия. |
II. 2. Психокоррекционная работа с неготовыми детьми.
На основе предыдущих расчётов видно, что необходимо проведение психокоррекционной работы.
Такие аспекты как: смысловая память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания имеют средний уровень развития почти у всех обследуемых детей. Для коррекции этих сторон психической деятельностиможно проводить с детьми фронтальные занятия на основе формирующего эксперимента, где экспериментатор выступает в роли педагога.Изучению вопроса памяти дошкольников посвящены работы З.М. Истоминой. В монографии (74) ей раскрыты основные закономерности памяти у дошкольников,вскрыты потенциальные возможности и пути формирования уних осмысленного запоминания.
Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки». Детям раздаются таблицы с картинками, и даётся инструкция: «На этой картинке предоставлены девять разных фигур. Постарайтесь запомнить и затем узнать на другой картинке (Б), которую я вам сейчас покажу. На ней находятся,кроме девяти ранее показанных изображений, ещё шесть таких, которые вы до сих пор не видели. Постарайтесь узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые вы видели на первой картинке, и отметьте их крестиком.
Такое занятие можно проводить, как фронтально, так и индивидуально.
Для коррекции образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения можно использовать методику «Четвёртый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить её на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.
Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: «Найди одинаковые картинки». При проведении этой методики детям раздаются таблицы с картинками и их просят найти на них орпеделённые фигурки идентичные друг другу.
Здесь можно использовать методику: «Узнай фигуры».
Детям раздаются таблицы с рисунками. 10 рядов по 5 картинок. Даётся инструкция: «Пере5д вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Надо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.»
В индивидуальных занятиях нуждаются дети по таким аспектам психической деятельности, как образно логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности.
Для развития логического мышления можно использовать развивающие упражнения Л.Г. Петерсона. Детям предлагаются незаконченные рисунки узоров, и предлагается их продолжить. Также предлагается продолжить числовой ряд. Ребёнок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.
Можно предложить ребёнку дорисовать последнюю фигуру и объяснить, почему он так сделал.
ФИГУРЫ
Для коррекции распределения и переключения внимания используется методика: «Кольца».
Для проведения занятия необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).
Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..
За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.
При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)
После проведения коррекционной работы мы проводим дополнительное обследование детей. Обследовались дети, чья готовность к школьному обучению при предыдущем обследовании оказалась на низком уровне.
Здесь мы приводим таблицу дополнительного обследования.
Ф.И. методика | Фоменкова Юля | Алмакаев Женя | Лешенко Миша | ВЫВОДЫ |
Керна - Йирасека | С | В | В | Коррекция дала положительные результаты |
«Перепл. линии» | С | В | В | Дети хорошо справились. |
Лишний предмет. | С | В | В | Результаты хорошие. |
Запомни фразу | С | В | В | Дети с работой справились. |
ТАБЛИЦА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ,
Результаты обследования позволяют сделать вывод, что двое детей,после проведения коррекционной работы полностью готовы к школе. Одна девочка к школьному обучению не готова. Родителям рекомендовано оставить Юлю ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом. В занятиях с логопедом она не нуждается.
III. Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающими в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Наш опыт показывает, что надежность результатов психолого – педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.
Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.
Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.
Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.
В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде формирующего эксперимента и дидактических игр. Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М., 1980.
2. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? М., 1985.
3. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986.
4. Аркип Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. М., 1983.
6. Богомолова М.И. Интеллектуальное воспитание дошкольников. М., 1988.
7. Бойко В.В. Малодетная семья. Социально-психологический аспект. М., 1988.
8. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987.
9. Бухвалов В.А. Технология педагогического творчества. М., 1993.
10. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. М., 1969.
11. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.,1988.
12. Венгер Л.А.. Венгер Н.Б.. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
13. Вовк Л.И. Задания и педагогические ситуации. М., 1993.
14. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А.Парамоновой. О.С.Устиновой. М., 1989.
15. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Л.Н.Павловой, А.М.Виноградовой. М., 1989.
16. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М.,1986.
17. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.Л. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993.
18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1989.
19. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. М., 1990.
20. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко. А. И. Матусик. М., 1983.
21. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.Л.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978.
22. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л.Новоселовой.
23. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975
24. Журавлев В.И. и др. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Плекунова, Г.В.Воробьева. М., Просвещение. 1979.
25. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. М., 1989.
26. История советской дошкольной педагогики / Под ред. М.Н.Колпаковой, В.Ц.Мчиновой. М., 1988.
27. Кон Ц.С. Дружба. Этнопсихологический очерк. Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. 1989. №5. 10.
28. Крупская П.К. Педагогические соч. В 10 т. М., 1967.
29. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
30. Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. М., 1987.
31. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., 1993.
32. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье. М., 1991.
33. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990.
34. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
35. Наша Родина / Сост. С.А.Козлова. Н.Ф.Виноградова. М., 1984.
36. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлутиной. М., 1989.
37. Общение между детьми в детском саду / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М., 1990.
38. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. М., 1990.
39. Панько Е.А. Психологическая деятельность воспитателя в детском саду. Минск, 1986.
40. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.
41. Проблемы дошкольной игры: психологический аспект / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. М., 1987.
42. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986.
43. Н.П. Сакулина Т.С. Комарова Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.Просвещение 1979г.
44. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.
45. Сыч В.Д. Технические средства обучения в детском саду. М., 1989.
46. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. Л., 1991.
47. Скалесова Я. и др. Методы и методология педагогического исследования. М., 1989.
48. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
49. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1972.
50. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова. Ф.А.Сохнина. М., 1988.
51. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.