Являясь отраслью педагогической науки, обогащая ее общую теорию, методика обучения истории непосредственно опирается на эту теорию; таким образом, достигается единство теоретической основы и практической деятельности в обучении истории.
Познавательная деятельность окажется неполноценной, если обучение истории не будет отвечать современному уровню исторической науки, ее методологии.
Методика призвана выделить и обозначить, переработать, синтезировать всю совокупность знаний о процессе познания и воспитания и открыть новые закономерности – закономерности обучения истории. Это – объективные, существенные, устойчивые связи между задачами, содержанием, путями, средствами обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и результатами обучения – с другой.
Методика как наука возникает там, где имеются доказательства связей между закономерностями познания, методикой обучения и достигнутыми положительными результатами, которые проявляются через формы учебной работы.
Перед методикой стоят задачи исследования закономерностей процесса обучения истории с целью его дальнейшего совершенствования и повышения его эффективности.
Значение методики для студента, школьного учителя истории состоит в том, что она позволяет:
· выявить уровень знаний и умений по истории у учеников конкретного возраста;
· конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;
· ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность работы на разных этапах;
· отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;
· соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами;
· разрабатывать тесты, логические задания и задачи, конспекты с опорными сигналами;
· применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;
· предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррективы в педагогическую деятельность.
Методика обучения истории тесно связана с другими науками, и прежде всего с историей, ее базовой дисциплиной, позволяющей разработать содержание обучения. Цель методики — отобрать основные данные исторической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов.
Содержание отбирается с учетом познавательных возможностей учащихся. В их выявлении неоценима роль психологии. Эта наука раскрывает особенности познания учащихся, их познавательные действия. Кроме того, при анализе процесса обучения истории применяются некоторые методы психологических и педагогических исследований.
Методика тесно связана с педагогикой, поскольку является ее отраслью. Педагогика определяет методы обучения, цели воспитания, методы научного исследования. Взяв за основу эти методы и цели, методика вносит как в учебный процесс, так и в научные исследования конкретное историческое содержание.