Основные страны – партнеры США

США являются первым торговым партнёром для многих государств мира. Во внешней торговле США велика роль соседей: Канады и Мексики, а на тройку главных партнёров (включая Японию) приходится 40% внешнеторгового оборота. Из других важнейших партнёров можно отметить западноевропейских страны и «новые индустриальные» страны Юго-Восточной Азии. За счет высоких темпов роста Китая, очень вырос импорт товаров из этой страны.

В среднем на экспорт идёт около 15% промышленной продукции США. Гораздо большую роль играет экспорт в сельскохозяйственном производстве – в другие страны отправляется половина урожая пшеницы, треть - сои и табака, 1/5 часть урожая кукурузы. При этом США обеспечивают около 70% мирового рынка кукурузы, 2/3 рынка сои, 1/3 мировой торговли пшеницей и хлопчатником.

Так как крупнейшие американские торговые корпорации являются транснациональными, то на долю ТНК приходится до 2/3 внешнеэкономического оборота США. Не менее 1/3 импорта товаров в США - это продукция заграничных филиалов американских корпораций.

Во внешних экономических связях США большую роль, чем торговля, играет вывоз капитала. Прямые иностранные инвестиции из страны превышали в начале 90-х годов 0,5 трлн. долларов (1/3 из них – в Канаду и Великобританию). Капитал США вкладывают в основном в развитые страны, а в развивающихся – в основном в добывающие отрасли или в сборочные предприятия (используется дешёвая рабочая сила, местное сырьё).

Опережающими темпами развивается экспорт полупроводников и телекоммуникационного оборудования, транспортных средств (автомобилей и авиалайнеров), энергетического оборудования и двигателей, измерительных и научных приборов. В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.

Импорт имеет для американской экономики еще более важное значение, чем экспорт. В импорте товаров преобладает высокотехническое оборудование (компьютеры и периферия, средства телекоммуникаций), одежда и бытовая электроника, транспортные средства. Машины и оборудование дают две трети прироста импорта США, на долю автомобилей и потребительских товаров приходится четверть прироста. Опережающими темпами развивается экспорт полупроводников и телекоммуникационного оборудования, транспортных средств (автомобилей и авиалайнеров), энергетического оборудования и двигателей, измерительных и научных приборов.

В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.

Страны—партнеры США по экспорту: Канада23%,Япо-ния 10,3%, Мексика 10,1%, Великобритания 5,2%, Германия 3,7%, Республика Корея 3,4%, Тайвань 3,2%.

Импорт имеет для американской экономики еще более важное значение, чем экспорт. В импорте товаров преобладает высокотехническое оборудование (компьютеры и периферия, средства телекоммуникаций), одежда и бытовая электроника, транспортные средства. Машины и оборудование дают две трети прироста импорта США, на долю автомобилей и потребительских товаров приходится четверть прироста.

Основные страны – партнеры к началу нового тысячелетия представлены в таблице.[6]

Таблица

Партнер Экспорт, % Импорт, %
Канада 23 19
Япония 10,3 17,4
Мексика 10,1 7,3
Великобритания 5,2 3,6
Германия 3,7 4,6
Республика Корея 3,4  
Тайвань 3,2 3,9
Китай   5,6

 

К началу 2007 г. Китай переместился с третьего на второе место в списке крупнейших торговых партеров США.

Согласно данным, опубликованным Министерством торговли США, годовой (за период с октября 2005г. по октябрь 2006г.) товарооборот между США и Китаем составил 281 млрд долл. Показатель Мексики, занявшей третье место в списке торговых партнеров США, составил 278,3 млрд долл.

При этом объем импорта из Китая продолжает расти опережающими темпами по отношению к экспорту американской продукции. Дефицит американского торгового баланса с Китаем в октябре 2006г. установил очередной рекорд - 24,4 млрд долл.

Объем импорта составил 29,3 млрд долл., что почти в 6 раз больше экспорта, который составил 4,9 млрд долл.[7] Если существующая тенденция не изменится, что крайне маловероятно, то дефицит торгового баланса США с Китаем по итогам года перепрыгнет планку очередного исторического максимума.

Заметим, что у США есть еще много претензий к Китаю. Так, например, американцы заявляют, что китайская контрафактная продукция заполонила международный рынок. Вашингтон уже потребовал от Пекина более строгих мер в отношении производителей таких товаров, пригрозив в противном случае прибегнуть к судебным искам[8].

Влияние развития экономики США на стран-партнеров очень велико. Рост экономики державы расширяет чрезвычайно важный для них рынок сбыта широкого спектра товаров. Соединенным Штатам принадлежит крупнейшая доля в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП), которая превышает 21% в последние годы. По этому показателю к США приближается только ЕС (более 18% в составе 15 стран). Каждый процент прироста ВВП Соединенных Штатов означает расширение американского рынка на величину порядка сотен миллиардов долларов и создает основу для увеличения импорта товаров различного назначения.

Торговые партнеры США на протяжении десятилетий принимают на себя задачу работы на американскую экономику и к настоящему времени превратились в постоянных поставщиков, обеспечивающих внушительную долю американского рынка товаров. Работа на американский рынок служит двигателем роста и прогресса их экономики: она подводит базу под растущие отрасли производства в этих государствах, заставляя их производить современную продукцию и участвовать в конкуренции с фирмами самой развитой страны мира.

 

Показатели внешней торговли США с некоторыми партнерами (млрд. долл.) [9]

  2000 2001 2002 2003 2004 2005*
Экспорт США (всего) 772,0 718,7 681,8 713,1 807,5 883,5
Зона евро 115,8 111,0 103,7 109,9 124,8 133,4
Япония 63,5 55,9 49,7 50,2 52,3 53,4
Китай 16,1 19,1 22,0 28,3 34,6 40,0
Импорт США (всего) 1224,4 1145,9 1164,7 1260,7 1472,9 1645,0
Зона евро 164,0 166,2 172,5 187,6 209,4 226,4
Япония 146,5 126,5 121,4 118,0 129,8 137,7
Китай 100,0 102,3 125,2 152,4 196,7 237,3
Сальдо торгового баланса -452,4 -427,2 -482,9 -547,6 -665,4 -761,6
Зона евро -48,2 -55,1 -68,7 -77,7 -84,6 -93,0
Япония -83,0 -70,6 -71,8 -67,8 -77,5 -84,3
Китай -83,9 -83,2 -103,1 -124,1 -162,0 -197,3

 

В результате такого сотрудничества растет зависимость иностранных партнеров от экономики США и, конечно, увеличивается зависимость самой американской экономики от сотрудничества с другими странами. Актив торгового баланса партнеров, являющийся зеркальным отражением американского дефицита, служит для них источником финансирования выплаты доходов от иностранных инвестиций и вывоза капитала, в том числе и в США. Без этого актива они не могли бы наращивать экономику и сокращать разрыв в уровнях развития между ними и лидерами.

Иностранная конкуренция и рост импорта затрагивают интересы многих отраслей американской экономики. Но одновременно они стали способом высвобождения ресурсов труда и капитала в США для их применения в передовых отраслях и продвижения экономики по пути прогресса. Учитывая это, внешнеторговый дефицит нельзя рассматривать как фактор слабости США. Напротив, он свидетельствует о силе американской экономики и превращении Соединенных Штатов в крупнейший центр развития.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: