Виды таможенных платежей и их общая характеристика

Введение

Таможенное дело и таможенная политика России – играют важную роль в развитии экономических отношений страны, способствуя ее интегрированию в мировое хозяйство.

В современных условиях, таможенная политика служит для обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны. Только высокоорганизованное таможенное дело страны, ее продуманная и сбалансированная таможенная политика могут оградить находящуюся сегодня в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, способствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

Таможенные платежи - одна из важнейших статей пополнения государственного бюджета Российской Федерации. В данное время они занимают первое место в его формировании и составляют ~ 40%. В государстве с нормально функционирующей экономикой это место занимают налоги, в России же это не так, поэтому тема требует особого внимания.

Важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных платежей, а также проанализировать расчеты и сформулировать основные проблемы в данной отрасли.

 

Виды таможенных платежей и их общая характеристика

 

В соответствии с таможенным кодексом РФ (раздел 3, глава19, 20, ст.110-125) и Законом РФ «О таможенном тарифе», при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются следующие таможенные платежи:

  1) ввозная и вывозная таможенные пошлины;

2) налог на добавленную стоимость (НДС);

3) акцизы;

4) таможенные сборы (за хранение товаров, таможенное оформление, таможенное сопровождение и прочие).

    

1. Таможенная пошлина – платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или при его вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются решениями Правительства РФ на базе систематизации в соответствии с ТН ВЭД России.

Объектом обложения таможенными пошлинами согласно ст. 322 ТК РФ, являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество, т.е. основой для начисления таможенной пошлины являются: таможенная стоимость или соответствующее количество товара.

В России применяются следующие виды ставок пошлин:

- адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения.

По адвалорнымставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия.

Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара - двухколонные, трехколонныетарифы, говоря иначе, это - минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

Классификация таможенных пошлин:

1.В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

- фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;

- протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;

- антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;

- преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

  2. По объекту обложения:

- импортные. Накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.

- экспортные пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

 - транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

3. По происхождению:

- автономные. Вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

- конвенционные устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО;

- преференциальные пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

4. По типам ставок:

- постоянные. Таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

 - переменные. Таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

5. По способу вычисления:

- номинальные. Таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

- эффективные. Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

6.По характеру:

В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:

-антидемпинговые;

-специальные;

-сезонные;

-компенсационные.

 

2. Налог на добавленную стоимость (НДС) – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения (косвенный налог).

С 1 февраля 1993г. товары и транспортные средства, ввозимые на российскую таможенную территорию, облагаются налогом на добавленную стоимость, который относится к категории косвенных налогов и представляет собой форму изъятия в бюджет части до­бавленной стоимости. Применение налога осуществляется в соот­ветствии со ст.112 ТК РФ, Законом РФ «О налоге на добавленную сто­имость», принятой в его развитие инструкцией ГТК и Государст­венной налоговой службы России и рядом других нормативных актов.

По общему правилу ставка НДС на продовольственные товары (исключая подакцизные) и на товары для детей – 10%, на остальные, включая подакцизные – 20%.

     Ставки НДС не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную территорию РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательст­вом РФ.

Следует обратить внимание на то, что ряд товаров освобожда­ется от уплаты НДС. К ним относятся:

-товары, предназначенные для официального пользования ино­странных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и администра­тивно-технического персонала этих представительств, включая чле­нов их семей, проживающих вместе с ними;

-российская и иностранная валюта, банкноты, являющиеся закон­ными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизмати­ки), а также ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты, векселя и др.);

-товары, являющиеся гуманитарной помощью в соответствии с порядкам, определяемым Правительством РФ;

-оборудование и приборы, используемые для научно-исследова­тельских целей;

-технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалид­ности и реабилитации инвалидов, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и ме­дицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства;

-товары, происходящие с территории государств — участников СНГ и ввозимые в Россию;

-товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предпри­ятий с иностранными инвестициями;

  -товары, ввозимые в рамках безвозмездной технической помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межпра­вительственными соглашениями, а также в соответствии с договора­ми с иностранными организациями и фирмами о проведении совмест­ных научных работ и др.

НДС исчисляется в валюте контракта, т. е. в той же валюте, в которой заявлена таможенная стоимость товара.     

Налог на добавленную стоимость поступает в федеральный бюджет Российской Федерации.

 

3. Акциз — это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров.

Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с им­портируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат одним из источников по­полнения доходной части федерального бюджета. Доля акцизов в объеме таможенных платежей составляет хотя и небольшую долю, но она имеет тенденцию к увеличению. Основной причи­ной резкого увеличения доли акцизов является то, что с 1996 г.

Таможенной службе поручено взимать акциз не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых (нефть, газовый конденсат, природный газ).

Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в за­конодательном порядке. В настоящее время к подакциз­ным отнесены следующие товары: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащие растворы в соответствии с перечнем, утверждаемым. Правительством Российской Федерации, алко­гольная продукция (спирт питьевой, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за ис­ключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бен­зин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федера­ции), а также отдельные виды минерального сырья в соответст­вии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

При расчете суммы акциза по подакцизным товарам, ввози­мым на территорию Российской Федерации и вывозимым с нее, применяются специфические и адвалорные ставки, кото­рые определяются Федеральным законом РФ "Об акцизах", из­менениями и дополнениями к нему.

Специфические ставки акциза устанавливаются в рублях за единицу измерения подакцизного то­вара.

При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам в качестве налогооблагаемой базы берется величина, включающая таможенную стоимость подакцизного то­вара, таможенную пошлину и таможенные сборы за таможенное оформление.

Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едины­ми по всей стране. Исключение составляют подакцизные виды минерального сырья, ставки акциза на которые дифференци­руются по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий

При таможенном оформлении особое значение придается оформлению подакцизных товаров.

Общая сумма акциза при ввозе на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых данным налогом по разным ставкам акцизов, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.

Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, предъявленным к таможенному оформлению до 1 июля 2001 года, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: