Административная реформа Петра I

 

Реформы Петра I в силу преобразований в различных сферах жизнедеятельности общества не могли не затронуть и государственно-административные отношения. Идею создания совершенного государственного аппарата царь вынашивал давно, но только когда сомнений в победе над Швецией уже не осталось, он решил приступить к ее реализации.

Образцом для задуманной государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. Шведская государственная система была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении, получившем распространение в Европе в XVII-XVIII вв. Его характерными чертами были создание учреждений, специализирующихся на управлении в какой-либо сфере (например, финансово, военной и т.д.), устройство учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, а также установление единообразных штатов и жалований [1, c. 110].

Для этого в России все еще существовал средний аппарат управления - приказы. В них отсутствовали специализация и четкое разделение функций, был разнобой в обязанностях чиновников.

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора.

Ключевое положение в петровской государственной системе занимал Сенат, утвержденный весной 1711г. По мере усиления самодержавия Боярская дума утрачивала свое значение. Никакого указа о ликвидации ее не сохранилось, по-видимому, его и не было. Петр просто прекратил пожалования в думские чины. Сведения о заседаниях Думы обрываются около 1704г., хотя уже с 1702г. ее функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая Консилия министров – совет начальников важнейших государственных ведомств. Впоследствии Петр решил учредить Сенат как высший орган управления, который должен выполнять судебные, административные и законодательные функции.

Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".

Следующим звеном в реформировании системы государственного управления были старые управленческие приказные структуры, на смену которых пришли коллегии. Сразу выделилась группа коллегий военного и внешнеполитического ведомства. Коллегия иностранных дел занималась вопросами внешних связей с другими государствами и заняла место посольского приказа. Военная коллегия заменила множество приказов (стрелецкий, пушкарский, рейтарский и др.), имевших касательство к вооруженным силам. Теперь комплектование и вооружение армии сосредотачивалось в руках одного учреждения [7, c. 190].

Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

Абсолютно новым учреждением, стала адмиралтейская коллегия. Ее возникновение связано с превращением России в морскую державу и созданием военно-морского флота.

Ведущей в финансовом блоке была камер-коллегия. Она занималась сбором прямых и косвенных налогов. К прямым налогам относилась подушная подать. Под косвенными налогами подразумевались поступления от продажи товаров, торговля которыми находилась в монопольном владении государства. Только казна могла продать соль, вино, табак, поэтому в ведении камер-коллегии состояли питейные заведения, а также магазины по продажи табака и соли.

Большое значение в структуре центральных учреждений имели торгово-промышленные коллегии. Управление черной и цветной металлургией осуществляли берг-коллегия. Мануфактур-коллегия руководила деятельностью предприятий легкой промышленности: парусно-полотняными, суконными, шелковыми и другими производствами.

Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

Вместо поместно приказа, ведавшего в XVIIв. земельными делами, была организована вотчинная коллегия, но занималась она уже не раздачей земель за службу, а земельными спорами, делами о наследовании земли и т.д.

В 1720г. появляется еще одно центральное учреждение – главный магистрат, основная обязанность которого заключалось в управлении городами. На правах коллегии существовал также Святейший синод – орган, управляющий делами церкви. Еще в октябре 1700г. умер патриарх Русской православной церкви Адриан. Выборы нового не производились, а пост местоблюдителя патриаршего престола по решению царя занял митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский, не имевший никакой реальной власти. В 1701г. был восстановлен монастырский приказ, который все и решал в церковных делах. Петр, занятый формированием коллегий, с января 1720г. учредил духовную коллегию позже переименованную в Святейший синод. Это означало полное подчинение религиозной власти царю. Особое место занимали Преображенский приказ и сменившая его тайная канцелярия. Это был карательный орган политического сыска, занимающийся расследованиями разного рода государственных преступлений (от неодобрительных отзывов о царе до участия в вооруженных выступлениях против существующих порядков) [8, c. 215].

Коллегии стали основой центральной системы управления. Их практическая деятельность осуществлялась на основании специально разработанных при участии царя регламентов. Был даже создан Генеральный регламент (1719-1724), содержащий общие принципы деятельности бюрократического аппарата всех государственных учреждений. Идеология государственного реформирования Петра I базировалась на стремлении перенести военные принципы в сферу гражданской жизни и государственного управления. Царь относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к воинскому уставу, а к чиновникам – как к военнослужащим.

Деятельность коллегий контролировалась прокуратурой во главе с генерал-прокурором. Одновременно этот институт явного контроля был продублирован системой тайного надзора – фискальством, весьма поощряемым при Петре. Институты прокуратуры и фискальства были прочно связаны, так как фискалы доносили о делах прокурорам и генерал-фискалу, который подчинялся генерал-прокурору [6, c. 194].

В 1707-1715гг. наряду с проведением реформ центральных органов управления Петром была осуществлена реформа местно управления. 17 декабря 1707г. был издан указ об образовании губерний.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые учрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут. 

Суть новой губернской системы управления состояла в передаче части функций центральных учреждений губернатором, сосредоточении у них информации о населении, финансах и т.д. (Приложение 2).

Одним из завершающих элементов реформирования российского общества были провозглашение России империей и окончательное утверждение абсолютной монархии (самодержавия). Царь получил возможность всецело управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха законодательно была закреплена в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте, где отмечалось, что «Его Величество есть самовластный монарх, который на свете о своих делах ответа дать не должен…» [7, c. 194].

 


 


Заключение

Военная реформа - стала самой главной из всех реформ Петра I. Она продолжалась всё правление Петра I.

Петр провел радикальную реформу комплектования армии – ввел рекрутскую повинность. Главной причиной этого нововведения послужила пустая государственная казна. Именно поэтому для организации большой регулярной армии пришлось вводить принудительные рекрутские наборы.

Можно сколько угодно спорить об эффективности наемных войск, но при этом очевидно, что содержание их обходилось государству намного дороже содержания войска, где служба – не работа, а почетная обязанность гражданина.

Допетровские войска Московского государства для своего времени были вполне эффективны и успешно выполнили свою задачу по обороне страны.

Однако Петр I поставил перед страной новые цели – не пассивная защита, а активное соперничество с Европой. Очевидно, что эти новые задачи допетровская армия выполнить просто была не в состоянии. Это и послужило главным толчком к началу военной реформы.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

 


 


Список литературы

1. Барабанов В.В. История России с древнейших времен до конца XX века. Учебное пособие / Под ред. В. Барабанова – М.: АСТ: Астрель, 2003. – 496 с.

2. Веко А.В. История России с древнейших времен до наших дней – Минск: Совр. Литератор, 2001. – 896 с.

3. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени. Учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2003. – 607 с.

4. История России: Учебное пособие для вузов. / Под ред. С.В. Леонова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 256 с.

5. История России IX – ХХ вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона – М.: ИНФРА – М, 2002. – 816 с.

6. История России с древнейших времен до 1861 года. / Под ред. Н.И. Павленко – М.: Высш. шк., 2001. – 560 с.

7. Кириллов В.В. История России. Учебное пособие – М.: Юрайт-издат, 2007. – 661 с.

8. Мунчаев Ш.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2001. – 768 с.

9. Орлов А.С. Основы курса истории России. Учебное пособие – М.: Простор, 2003. – 651 с.

10. Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2004. – 845 с.


 


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: