Основные положения марксистской идеологии

Содержание.

 

Введение. 3
1. Сущность и течения марксистской идеологии в России. 4
1.1. Основные положения марксистской идеологии. 4
1.2. Течения марксистской идеологии в России. 8
2. Особенности формирования рабочего класса в России. 10
3. Первые рабочие союзы. I съезд РСДРП – попытка создания рабочей партии. 17
Заключение. 22
Список литературы. 24

 



Введение.

К рубежу XIX – XX вв. наша страна подошла в крайне тревожном и смятенном состоянии. В социально-экономической сфере давно назревала необходимость глубоких преобразований, которые были призваны продолжить линию великих реформ 60-х – 70-х годов. Однако правящие круги всячески препятствовали этому. В то время как народы США, многих европейских стран давно развивались в условиях демократии, большинство населения России было политически бесправным. Россия оставалась самодержавной монархией. В начале 1900-х годов стало более решительно проявляться недовольство рабочих, крестьян, других групп трудящегося населения политическим бесправием, экономическим гнетом, нуждой. Об этом свидетельствуют стачечное движение и крестьянские антипомещичьи и антиправительственные выступления. В 1901 году состоялось 164 стачки, в 1902 году – 123, в 1903 году – 550, в 1904 году – 68.

Политическим выражением насущных интересов рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции, учащейся молодежи стали программные документы революционных партии и течений, выдвигавшиеся ими тактические лозунги.

Социалистическая идея в нашей стране имеет давние корни. Она прослеживается уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве людей перед богом. Принципиально, что социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической организацией социалистического дела. Более того, наша страна первой предприняла попытку построить социалистическое общество. Попытка оказалась неудачной. Однако уже в силу этого крайне актуально и необходимо обращение к тому периоду отечественной истории, когда произошло оформление марксистских организаций и их социальной базы – рабочего класса и рабочего движения.

 

Сущность и течения марксистской идеологии в России.

Основные положения марксистской идеологии.

Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Первыми произведениями зрелого марксизма В.И. Ленин называл книгу Маркса «Нищета философии» (1847 г.) и «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса (1847-1848 гг.).

К основным положениям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис - экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Маркс писал, что прогрессивными эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, причем буржуазные производственные отношения - последняя антагонистическая форма общественного производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.

Обосновывая необходимость и близость насильственной коммунистической революции, Маркс и Энгельс доказывали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими производственными отношениями, является пролетариат. Пролетариат, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти.

Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права. «Современная государственная власть, - писали они, - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии». В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами и само оно является «государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса». В той же работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства).

Классовый подход к государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетарской коммунистической революции: «Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии». В «Манифесте коммунистической партии» изложена программа пролетарской революции: Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения». Там же перечислены конкретные мероприятия, необходимые для переворота во всем способе производства (отмена права наследования, высокий прогрессивный налог, конфискация имущества эмигрантов и мятежников, монополизация государственного банка, подчинение производства плану, учреждение промышленных армий и др.).

Об идее диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс писали неоднократно. Существенные новшества, внесенные ими в эту идею, состояли в следующем. В работе «Критика Готской программы» (1875 г.) Маркс писал о двух фазах коммунистического общества, на первой из которых сохранится «узкий горизонт буржуазного права» в связи с распределением по труду. На второй, высшей фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения «по потребностям», отпадет надобность в праве и государстве. Упоминание в этой работе и о диктатуре пролетариата, и о «будущей государственности коммунистического общества» впоследствии создало ряд теоретических неясностей об исторических рамках диктатуры пролетариата и даже породило идею «общенародного государства», против которой Маркс энергично возражал в той же самой работе.

Мысли о возможности «легальной» социалистической революции подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса - во «Введении» к «Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г» К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Отнюдь не отвергая возможности в будущем уличных боев пролетариата и энергично протестуя против сокращения рассуждений об «уличных боях» в своем «Введении», опубликованном в газете «Форвертс», Энгельс пишет об успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности рабочей партии больше, чем нелегальной, успехов на выборах гораздо больше, чем успехов восстания. Ссылаясь на результаты выборов в ландтаги, в муниципальные советы, в промысловые суды, Энгельс отмечал, что в государственных учреждениях, в которых буржуазия организует свое господство, есть вообще много такого, чем может воспользоваться рабочий класс для борьбы против этих самых учреждений. Использование рабочим классом представительных учреждений и всеобщего избирательного права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не таким, каким виделся в 1848 г., - история свидетельствовала, что тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для устранения капиталистического способа производства Мощная армия пролетариата еще и теперь (в 1895 г), писал Энгельс, далека от того, чтобы добиться победы одним великим ударом - она принуждена медленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая позицию за позицией Использование всеобщего избирательного права и экономический переворот откроют широким массам рабочих путь к политическому господству

Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить в будущем обществе государство «музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором».

Маркс и Энгельс разрабатывали и распространяли свою теорию в бескомпромиссной и жесткой борьбе с другими социалистическими учениями. Большая часть их произведений носит острополемический характер, посвящена разоблачению буржуазной или мелкобуржуазной сущности иных социалистических теорий того времени. Уже в книге «Нищета философии» крайне резко критикуется доктрина Прудона, в «Манифесте коммунистической партии» все вообще социалистические теории той эпохи отвергаются как реакционные, буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные, утопические и т.п. Активное неприятие и предвзято критический настрой ко всем другим идеям и теориям опирался на незыблемую уверенность в научности своей собственной доктрины, Авторы «Манифеста коммунистической партии» открыто притязали на то, что только у них в теоретическом отношении «перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения».

Однако марксизм, несмотря на все разногласия и расколы его сторонников, избежал судьбы доктринерских и догматических теорий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков единомышленников. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного направления политико-правовой идеологии способствовала организация Международного Товарищества Рабочих (Интернационал). Через эту организацию Маркс и Энгельс получили возможность широкого для того времени идейного влияния на растущее рабочее движение тем более, что еще с «Манифеста коммунистической партии» марксизм был твердо ориентирован не на какую-либо страну или группу стран, а на всемирную пролетарскую революцию. Распространению и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся под его прямым или опосредованным влиянием рабочие партии Германии, после внушительных успехов на выборах в рейхстаг получившие официальное признание. Марксистские идеи были популярны среди социалистов ряда стран Европы, причем Рабочая партия Франции с самого начала была создана на основе программы, составленной Марксом совместно с социалистами Ж. Гедом и П. Лафаргом. Важную роль играло и то обстоятельство, что в политической жизни Западной Европы марксизм выступал в окаймлении социал-демократических идей. Суть дела в том, что партии, поддерживавшие марксистскую критику капитализма, соединяли ее с идеями социальной демократии и боролись за практическое улучшение жизни наемных рабочих не в далеком будущем (после победы коммунистической революции), а уже в современном им обществе, при капитализме. В борьбе за влияние на рабочее движение немалое значение имела также теоретическая и публицистическая деятельность Маркса и Энгельса, особенно опубликование первого тома «Капитала», считавшегося последним словом политической экономии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: