Особенности употребления местоимений

1.К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашёл к нему, разговаривал с ним, близ него, возле него, вокруг неё, кругом них, мимо них, напротив неё, посреди них.

Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

2. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т.е. песня) всем понравилась.

3.Притяжательные местоимения делятся на две группы:

1) личные притяжательные местоимения (мой, наш, твой, ваш);

2) возвратное притяжательное местоимение свой.

Личные притяжательные местоимения обозначают принадлежность предмета 1-му лицу (мой,наш) и 2-му лицу (твой, ваш). Принадлежность 3-му лицу выражается при помощи форм родительного падежа лично-указательного местоимения он: его, её, их.

Например: его пальто, её шапка, их вещи. Князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге (Л.Толстой). Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери (М.Лермонтов).

Местоимение свой, подобно возвратному себя, обозначает принадлежность любому лицу: Вы оставайтесь при своём мнении, а я при своём. Ср.: Мы любим свою родину. Ты любишь свою родину. Она любит свою родину.

Притяжательные местоимения мой, твой, свой склоняются, как прилагательные волчий, а наш, ваш – как прилагательное хороший (в косвенных падежах).

 

Прежде чем предложить вам задания для подготовки к тестированию, обращаем ваше внимание на самые трудные темы в русской грамматике.

В помощь вам предлагаем несколько сводных таблиц, а остальной материал вы найдёте в привычных школьных учебниках и справочной литературе.

 

Практические задания

 

1. Задание: заполните пустые ячейки.

 

Таблица №1

 

Название изобразительно-выразительного средства Определение Пример
1. Эпитет   Одинокая вершина
2. Метафора Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.  
3.   Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности  
4. Синекдоха Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.  
5.     Плачь, русская земля! Но и гордись – С тех пор, как ты стоишь под небесами, Такого сына не рождала ты… (Некрасов)
6. Литота   Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов)
7.   Уподобление какого-либо явления другому.  
8. Олицетворение    
9.   Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.  
10.   Фигура речи, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Доколе, счастье, ты венцами злодеев будешь украшать? (М.В. Ломоносов)
11. Риторическое обращение   Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. (А.С. Пушкин)
12. Риторическое восклицание   То было в утро наших лет – О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы! (А.К. Толстой)
13. Лексический повтор    
14. Анафора     Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума
15.   Фигура речи в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе… (Н.В. Гоголь)
16. Параллелизм Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ.  
17. Синтаксический параллелизм   По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль.
18. Многосоюзие (полисиндетон)   Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Г. Короленко)
19. Бессоюзие (асиндетон)   …Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С. Пушкин)
20.   Пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, (пропущено: садимся) И рысью по полю При первом свете дня. (пропущено: скачем) (А.С. Пушкин)
21.   Изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо слова.  
22.     Ты богат, я очень беден. Ты – прозаик, я – поэт. (А.С. Пушкин)
23. Оксюморон   Убогая роскошь наряда… (Н.А. Некрасов)
24.   Интонационное расчленение предложения на части или отдельные слова. Цель приема – придать речи большую выразительность путем отрывистого произнесения фразы. Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц. Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись. (П. Антокольский)
25.   Намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным Нет; я хотел…быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин)

 

2. Задание: найдите соответствия (например, 1-П; 2-Н)

Таблица №2.

 

1.И он убит – и взят могилой, как тот певец     неведомый, но милый, добыча ревности                                                                   глухой…,                                        А. Эпитет
2. Знакомым шумом шорох их вершин меня         приветствовал… Б. Перифраз
3. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн… В. Асиндетон
4. Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы… Г. Анафора
5. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри… Д. Синекдоха
6. Вся комната янтарным блеском озарена… Е. Метонимия
7. Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Ж. Градация
8. Кому сказать, с кем поделиться Той грустной радостью, что я остался жив. З. Литота
9. Редкая птица долетит до середины Днепра.   И. Синтаксический параллелизм
10. Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить… К. Лексический повтор
11. Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть.   Л. Оксюморон
12. Не то на серебре – на золоте едал. М. Риторическое обращение  
13. Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман, туман, туман. А прошлое ясней, ясней, ясней.   Н. Риторический вопрос
14. Фашизм враждебен всякой национальной культуре, в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней. О. Антитеза
15. Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем.   П. Метафора
16. Есть роли                 более                               пьедестальные, но кому-то надо за истопника…     Р. Звукопись
17. – Идея! – издали закричал Тулин. – Есть идея! Я! Беру! К! Себе! В! Группу! Вот!           С. Олицетворение
18. Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.                 Т.Сравнение
19. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? У. Гипербола
20. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.      Ф. Эллипсис
21. Ситец неба такой голубой… Х. Парцелляция

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: