1.К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашёл к нему, разговаривал с ним, близ него, возле него, вокруг неё, кругом них, мимо них, напротив неё, посреди них.
Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).
2. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т.е. песня) всем понравилась.
3.Притяжательные местоимения делятся на две группы:
1) личные притяжательные местоимения (мой, наш, твой, ваш);
2) возвратное притяжательное местоимение свой.
Личные притяжательные местоимения обозначают принадлежность предмета 1-му лицу (мой,наш) и 2-му лицу (твой, ваш). Принадлежность 3-му лицу выражается при помощи форм родительного падежа лично-указательного местоимения он: его, её, их.
Например: его пальто, её шапка, их вещи. Князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге (Л.Толстой). Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери (М.Лермонтов).
Местоимение свой, подобно возвратному себя, обозначает принадлежность любому лицу: Вы оставайтесь при своём мнении, а я при своём. Ср.: Мы любим свою родину. Ты любишь свою родину. Она любит свою родину.
Притяжательные местоимения мой, твой, свой склоняются, как прилагательные волчий, а наш, ваш – как прилагательное хороший (в косвенных падежах).
Прежде чем предложить вам задания для подготовки к тестированию, обращаем ваше внимание на самые трудные темы в русской грамматике.
В помощь вам предлагаем несколько сводных таблиц, а остальной материал вы найдёте в привычных школьных учебниках и справочной литературе.
Практические задания
1. Задание: заполните пустые ячейки.
Таблица №1
№ | Название изобразительно-выразительного средства | Определение | Пример |
1. | Эпитет | Одинокая вершина | |
2. | Метафора | Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. | |
3. | Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности | ||
4. | Синекдоха | Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. | |
5. | Плачь, русская земля! Но и гордись – С тех пор, как ты стоишь под небесами, Такого сына не рождала ты… (Некрасов) | ||
6. | Литота | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов) | |
7. | Уподобление какого-либо явления другому. | ||
8. | Олицетворение | ||
9. | Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | ||
10. | Фигура речи, в которой в форме вопроса содержится утверждение. | Доколе, счастье, ты венцами злодеев будешь украшать? (М.В. Ломоносов) | |
11. | Риторическое обращение | Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. (А.С. Пушкин) | |
12. | Риторическое восклицание | То было в утро наших лет – О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы! (А.К. Толстой) | |
13. | Лексический повтор | ||
14. | Анафора | Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума | |
15. | Фигура речи в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. | Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе… (Н.В. Гоголь) | |
16. | Параллелизм | Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ. | |
17. | Синтаксический параллелизм | По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль. | |
18. | Многосоюзие (полисиндетон) | Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Г. Короленко) | |
19. | Бессоюзие (асиндетон) | …Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С. Пушкин) | |
20. | Пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. | Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, (пропущено: садимся) И рысью по полю При первом свете дня. (пропущено: скачем) (А.С. Пушкин) | |
21. | Изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо слова. | ||
22. | Ты богат, я очень беден. Ты – прозаик, я – поэт. (А.С. Пушкин) | ||
23. | Оксюморон | Убогая роскошь наряда… (Н.А. Некрасов) | |
24. | Интонационное расчленение предложения на части или отдельные слова. Цель приема – придать речи большую выразительность путем отрывистого произнесения фразы. | Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц. Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись. (П. Антокольский) | |
25. | Намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным | Нет; я хотел…быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин) |
2. Задание: найдите соответствия (например, 1-П; 2-Н)
Таблица №2.
1.И он убит – и взят могилой, как тот певец неведомый, но милый, добыча ревности глухой…, | А. Эпитет |
2. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал… | Б. Перифраз |
3. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн… | В. Асиндетон |
4. Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы… | Г. Анафора |
5. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри… | Д. Синекдоха |
6. Вся комната янтарным блеском озарена… | Е. Метонимия |
7. Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! | Ж. Градация |
8. Кому сказать, с кем поделиться Той грустной радостью, что я остался жив. | З. Литота |
9. Редкая птица долетит до середины Днепра. | И. Синтаксический параллелизм |
10. Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить… | К. Лексический повтор |
11. Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. | Л. Оксюморон |
12. Не то на серебре – на золоте едал. | М. Риторическое обращение |
13. Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман, туман, туман. А прошлое ясней, ясней, ясней. | Н. Риторический вопрос |
14. Фашизм враждебен всякой национальной культуре, в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней. | О. Антитеза |
15. Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем. | П. Метафора |
16. Есть роли более пьедестальные, но кому-то надо за истопника… | Р. Звукопись |
17. – Идея! – издали закричал Тулин. – Есть идея! Я! Беру! К! Себе! В! Группу! Вот! | С. Олицетворение |
18. Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет. | Т.Сравнение |
19. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? | У. Гипербола |
20. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. | Ф. Эллипсис |
21. Ситец неба такой голубой… | Х. Парцелляция |