Конфликт (от лат. conflictus - ссора, столкновение, спор) - столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Сущность конфликта заключается в межгрупповом или межличностном противоборстве, основанном на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей.
Структурными элементами конфликта являются:
º участники (противостоящие стороны, оппоненты) - это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;
º оппонент - это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или от мнения с другой стороны;
|
|
º сильный оппонент - это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации;
º конфликтная личность - это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты;
º объект конфликта - это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт. Для того чтобы определить объект конфликта, необходимо найти источник (причину) конфликта;
º проблема - это сложная задача, вопрос, требующие разрешения, исследования;
º конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы; она основана на индивидуальной или групповой оценке объективно складывающейся ситуации; как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности; возникновению конфликтной ситуации способствует более или менее длительный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворенности;
º инцидент - это практические действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.
|
|
В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая:
- противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;
- противоположные цели и средства достижения целей;
- несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру (рис. 11.1), включающую:
º объект конфликтной ситуации — связан либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон;
º цели - субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами;
º оппонентов - конкретных участников конфликта;
º повод столкновения;
º причину конфликта (зачастую скрываемую).
Конфликт = Участники + Объект + Конфликтная ситуация + Инцидент |
Рис. 11.1. Формула конфликта
Конфликт неустраним до тех пор, пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода).
Динамика конфликта изменчива и может то усиливаться, то затухать.
Усиление конфликта - это процесс обострения противоречия и борьба его участников.
Затухание конфликта - это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.
Несмотря на специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания (рис. 11.2).
Переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов |
Потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм |
Конфликтные действия |
Снятие или разрешение конфликта |
Рис. 11.2. Динамика конфликта
Классификация конфликтов
Конфликты можно многовариантно классифицировать в зависимости от критериев, которые берутся за основу (табл. 11.3). 1. В зависимости от уровня, на котором происходит конфликт в структуре организации (по Сергею Филоновичу).
Таблица 11.3
Уровни конфликта
Уровень конфликта | Вид конфликта | Причины, вызывающие конфликт |
Первый | Внутриличностные | Фрустрация (психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели); диалектика цели (конфликт, состоящий в одновременном стремлении к достижению и избеганию цели); взаимодействие ролей (необходимость играть одновременно несколько ролей - руководитель/подчиненный); неопределенность роли (неясность относительно властных полномочий, которыми человек располагает) |
Второй | Межличностные | Индивидуальные различия (отличия в темпераменте, типе личности, расхождения в системе ценностей и т.д.); дефицит информации; неэффективные коммуникации (коммуникативные барьеры, искажающие информацию); несовместимость ролей (недостаточно четкое распределение властных полномочий и ответственности) |
Третий | Межгрупповые | Конкуренция за получение ограниченных ресурсов (борьба за приоритеты и влияние); взаимозависимость задач (деятельность групп подчиняется и определяется последовательностью при решении задачи, стоящей перед организацией в целом); неопределенность полномочий (недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами, низкий уровень исполнительской дисциплины); борьба за статус (определение ценности вклада группы в выполнение задач организации) |
Организационные (на уровне организации) | Структурный конфликт (организационная структура препятствует реализации декларированной миссии - распределению властных полномочий); функциональный конфликт (не сбалансированы функции подразделений и одна из них приобретает доминирующее положение); конфликт между линейным и штабным персоналом (завышение или занижение уровня самооценки деятельности); конфликт между формальной и неформальной организациями (несовпадение целей) | |
Четвертый | Организационные (между организацией и внешней средой) | Потенциальные конфликты с другими организациями (конкурентами, поставщиками, потребителями и компаниями, способными выпустить на рынок товары- заменители); конфликты с контролирующими организациями; конфликты с местными органами власти, общественными организациями и т.п. |
|
|
2. По результатам последствий для организации и по способу разрешения:
º конструктивные конфликты (созидательные) - разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый, более высокий и эффективный уровень развития (имеют негативные и позитивные последствия); причинами являются различные просчеты и ошибки в сфере управления;
º деструктивные конфликты - склоки и другие негативные явления, резко снижающие эффективность работы группы или организации (имеют только негативные последствия); причины: заниженная критичность менеджера по отношению к своим действиям, нежелание создавать условия для эффективной работы подчиненных, нарушение служебной этики (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения), несовместимость сотрудников (идеологическая, психологическая, нравственная, физиологическая, религиозная).
3. По степени вовлечения сотрудников в конфликты классифицируют:
º на горизонтальные - между сотрудниками, не состоящими в подчинении друг у друга;
º смешанные - вовлечены сотрудники как находящиеся в подчинении друг у друга, так и не состоящие в таких отношениях;
º вертикальные - вовлечены сотрудники, находящиеся в подчиненном положении.