Социально-психологические конфликты в организации

Конфликт (от лат. conflictus - ссора, столкновение, спор) - столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Сущность конфликта заключается в межгрупповом или межличностном противоборстве, основанном на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей.

Структурными элементами конфликта являются:

º участники (противостоящие стороны, оппоненты) - это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

º оппонент - это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или от мнения с другой стороны;

º сильный оппонент - это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации;

º конфликтная личность - это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты;

º объект конфликта - это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт. Для того чтобы определить объект конфликта, необходимо найти источник (причину) конфликта;

º проблема - это сложная задача, вопрос, требующие разрешения, исследования;

º конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы; она основана на индивидуальной или групповой оценке объективно складывающейся ситуации; как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности; возникновению конфликтной ситуации способствует более или менее длительный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворенности;

º инцидент - это практические действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.

 

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая:

- противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;

- противоположные цели и средства достижения целей;

- несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру (рис. 11.1), включающую:

º объект конфликтной ситуации — связан либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон;

º цели - субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами;

º оппонентов - конкретных участников конфликта;

º повод столкновения;

º причину конфликта (зачастую скрываемую).

 

Конфликт = Участники + Объект + Конфликтная ситуация + Инцидент

Рис. 11.1. Формула конфликта

Конфликт неустраним до тех пор, пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода).

Динамика конфликта изменчива и может то усиливаться, то затухать.

Усиление конфликта - это процесс обострения противоречия и борьба его участников.

Затухание конфликта - это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.

Несмотря на специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания (рис. 11.2).

 

Переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов

 

Потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм

 

Конфликтные действия

 

Снятие или разрешение конфликта

Рис. 11.2. Динамика конфликта

Классификация конфликтов

Конфликты можно многовариантно классифицировать в зависимости от критериев, которые берутся за основу (табл. 11.3). 1. В зависимости от уровня, на котором происходит конфликт в структуре организации (по Сергею  Филоновичу).

Таблица 11.3

Уровни конфликта

Уровень конфликта Вид конфликта Причины, вызывающие конфликт
Первый Внутриличностные Фрустрация (психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели); диалектика цели (конфликт, состоящий в одновременном стремлении к достижению и избеганию цели); взаимодействие ролей (необходимость играть одновременно несколько ролей - руководитель/подчиненный); неопределенность роли (неясность относительно властных полномочий, которыми человек располагает)
Второй Межличностные Индивидуальные различия (отличия в темпераменте, типе личности, расхождения в системе ценностей и т.д.); дефицит информации; неэффективные коммуникации (коммуникативные барьеры, искажающие информацию); несовместимость ролей (недостаточно четкое распределение властных полномочий и ответственности)

Третий

Межгрупповые Конкуренция за получение ограниченных ресурсов (борьба за приоритеты и влияние); взаимозависимость задач (деятельность групп подчиняется и определяется последовательностью при решении задачи, стоящей перед организацией в целом); неопределенность полномочий (недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами, низкий уровень исполнительской дисциплины); борьба за статус (определение ценности вклада группы в выполнение задач организации)
Организационные (на уровне организации)   Структурный конфликт (организационная структура препятствует реализации декларированной миссии - распределению властных полномочий); функциональный конфликт (не сбалансированы функции подразделений и одна из них приобретает доминирующее положение); конфликт между линейным и штабным персоналом (завышение или занижение уровня самооценки деятельности); конфликт между формальной и неформальной организациями (несовпадение целей)
Четвертый Организационные (между организацией и внешней средой) Потенциальные конфликты с другими организациями (конкурентами, поставщиками, потребителями и компаниями, способными выпустить на рынок товары- заменители); конфликты с контролирующими организациями; конфликты с местными органами власти, общественными организациями и т.п.

 

2. По результатам последствий для организации и по способу разрешения:

º конструктивные конфликты (созидательные) - разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый, более высокий и эффективный уровень развития (имеют негативные и позитивные последствия); причинами являются различные просчеты и ошибки в сфере управления;

º деструктивные конфликты - склоки и другие негативные явления, резко снижающие эффективность работы группы или организации (имеют только негативные последствия); причины: заниженная критичность менеджера по отношению к своим действиям, нежелание создавать условия для эффективной работы подчиненных, нарушение служебной этики (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения), несовместимость сотрудников (идеологическая, психологическая, нравственная, физиологическая, религиозная).

3. По степени вовлечения сотрудников в конфликты классифицируют:

º на горизонтальные - между сотрудниками, не состоящими в подчинении друг у друга;

º смешанные - вовлечены сотрудники как находящиеся в подчинении друг у друга, так и не состоящие в таких отношениях;

º вертикальные - вовлечены сотрудники, находящиеся в подчиненном положении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: