- Что такое философия? В чем заключается специфика философских вопросов и ответов на них? Каково, на Ваш взгляд, значение философии в жизни человека и общества?
Дать определение философии через понятие «форма общественного сознания» или «форма духовной культуры», привести дословный перевод термина «философия» и рассказать о его происхождении. Пояснить, что такое мудрость и чем отличается стремление к мудрости от обладания ею. Соотнести философию с мифологией, религией, наукой, искусством (кратко рассказать, чем они похожи, а чем отличаются, особенно в плане объектов и методов познания). Привести примеры философских вопросов и рассказать об их общих особенностях (про то, что философские вопросы фундаментальны и не имеют единственного однозначного ответа, объяснить, почему отсутствие такового ответа и отрицательно, и положительно для человека). Перечислить функции философии, и пояснить, чем может быть полезна философия каждому человеку и обществу в целом, а в чем может заключаться опасность философии.
|
|
- Что такое мировоззрение и каким оно может быть?
Дать определение понятию «мировоззрение». Перечислить и описать элементы структуры мировоззрения (познавательный, эмоционально-волевой, ценностный, практический компоненты). Рассказать о том, что такое мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мнение, убеждение, верования, идеалы, ценности. Назвать основные типы мировоззрения и дать краткую характеристику каждому из них. Указать, какие факторы влияют на формирование мировоззрения человека.
- Назовите основные разделы философского знания и дайте краткую характеристику каждому них.
Кратко рассказать о таких разделах философского знания, как онтология, философия познания (гносеология, эпистемология), философская антропология, социальная философия, история философии, логика, этика, эстетика, аксиология (основная проблематика каждого из разделов, то есть: что является объектом исследования, на какие вопросы стремятся ответить и отвечают мыслители в рамках каждого из них). Показать, как связаны между собой разные разделы философии. Кроме того, надо сказать о том, что поскольку круг интересных философам проблем очень широк, существуют такие разделы философского знания, как например: философия науки (и отдельных наук), философия искусства (и его отдельных видов), философия религии, философия труда, философия игры, философия образования, философия спорта и т. д. (про них особо рассказывать не надо – просто привести примеры).
- Дайте общую характеристику философии эпохи Античности.
Перечислить все этапы развития философской мысли (от зарождения философии и до наших дней), обозначить их временные рамки, а потом уже перейти непосредственно к античной философии. Обязательно сказать, что философия в чистом виде (то есть независимо от религии) появилась Древней Греции, и что фактически все базовые философские вопросы были сформулированы именно в античную эпоху. Назвать основные этапы развития античной философии и их ярких представителей (имена и, если относятся к какой-то школе, то указать, к какой именно). Рассказать об основной проблематике каждого из этих этапов.
|
|
- Выберите одного из античных философов и раскройте суть его учения (по желанию можно рассмотреть идеи не конкретного философа, а одного из философских направлений указанного периода).
При рассказе о любом философе обязательно надо подробно изложить его основные идеи и в общих чертах – то, как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие философской мысли и на культуру в целом. Если вы хотите, то можно привести краткую биографическую справку. Из античных философов и философских школ рекомендую:
· Милетскую школу
· Пифагорейцев
· Гераклита
· Демокрита и атомистов
· Сократа
· Софистов
· Платона
· Аристотеля
· Эпикурейцев
· Стоиков
· Киников
· Неоплатоников.
Но вы можете выбрать и кого-то другого.
- Дайте общую характеристику философии эпохи Средневековья.
Перечислить все этапы развития философской мысли (от зарождения философии и до наших дней), обозначить их временные рамки, а потом уже перейти непосредственно к средневековой философии. Обязательно сказать, что средневековая европейская философия была тесно связана с христианством и коротко рассказать о том, как средневековые философы-богословы относились к языческой культуре (в том числе к античной философии). Назвать и кратко охарактеризовать этапы развития философии Средневековья в Европе, перечислить ярких представителей каждого из этих этапов. Рассказать о том, что такое теизм, теоцентризм, теология, креационизм, теодицея, как в эпоху средневековья решалась проблема соотношения веры и разума, в чем заключался спор об универсалиях (что такое универсалии, кто такие реалисты и номиналисты), что такое концепция «двойственной истины» и кто из философов ее разработал и придерживался. Можно немного рассказать о развитии философской мысли на средневековом Востоке.
- Выберите одного из средневековых философов и раскройте суть его религиозно-философского учения (по желанию можно рассмотреть идеи не конкретного философа, а одного из философских направлений указанного периода).
При рассказе о любом философе обязательно надо подробно изложить его основные идеи и в общих чертах – то, как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие философской мысли и на культуру в целом. Если вы хотите, то можно привести краткую биографическую справку. Из средневековых философов рекомендую:
· Тертуллиана
· Оригена
· Августина Аврелия
· А. Кентерберийского
· Т. (Ф.) Аквинского
· И.Д. Скота
· И.С. Эриугену
· П. Абеляра
· Р. Бэкона
Но вы можете выбрать и кого-то другого.
- Дайте общую характеристику философии эпохи Возрождения.
Перечислить все этапы развития философской мысли (от зарождения философии и до наших дней), обозначить их временные рамки, а потом уже перейти непосредственно к философии эпохи Возрождения. Пояснить, почему данная эпоха носит такое название. Рассказать о том, что такое гуманизм и антропоцентризм, назвать самых ярких представителей гуманистической традиции эпохи Возрождения. Рассказать о возрождении и развитии натурфилософских представлений в данную эпоху и перечислить философов, которые занимались этой проблематикой. Объяснить, что такое секуляризация и почему она началась в эпоху Возрождения, перечислить и кратко охарактеризовать пути секуляризации, коротко рассказать о появлении и основных идеях протестантизма. Сказать о том, что в эпоху Возрождения снова стали появляться социально-политические утопии (привести примеры данных утопий и назвать их авторов). Рассказать о появлении предпосылок для отделения науки (в первую очередь - естествознания) от философского знания.
|
|
- Выберите одного из философов Возрождения и раскройте суть его философской концепции (по желанию можно рассмотреть идеи не конкретного философа, а одного из философских направлений указанного периода).
При рассказе о любом философе обязательно надо подробно изложить его основные идеи и в общих чертах – то, как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие философской мысли и на культуру в целом. Если вы хотите, то можно привести краткую биографическую справку. Из философов Возрождения рекомендую:
· Дж. Пико делла Мирандолу
· Э. Ротердамского
· М. Лютера
· Н. Кузанского
· Дж. Бруно
· Т. Мора
· Т. Кампанеллу
· М. Монтеня
· Н. Макиавелли.
Но вы можете выбрать и кого-то другого.
- Дайте общую характеристику философии Нового времени.
Перечислить все этапы развития философской мысли (от зарождения философии и до наших дней), обозначить их временные рамки, а потом уже перейти непосредственно к философии Нового времени. Обязательно указать на то, что перед первыми философами данной эпохи встал вопрос о том, как создать новую философию, на что следует опираться в процессе познавательной деятельности в первую очередь, какой метод должен стать основным в философском познании, и в этой связи рассказать о рационализме и эмпиризме (перечислить родоначальников, основных представителей и их идеи [кратко]). Назвать основных представителей философии Просвещения и коротко рассказать об их идеях. Дать общую характеристику немецкой классической философии (представители и проблематика). В общих чертах рассказать о том, что в Новое время наука (в первую очередь - естествознание) оформилась в самостоятельную сферу интеллектуальной деятельности людей, и как она тогда взаимодействовала с философией.
|
|
- Выберите одного из философов Нового времени и раскройте суть его философской системы (по желанию можно рассмотреть идеи не конкретного философа, а одного из философских направлений указанного периода).
При рассказе о любом философе обязательно надо подробно изложить его основные идеи и в общих чертах – то, как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие философской мысли и на культуру в целом. Если вы хотите, то можно привести краткую биографическую справку. Из философов и направлений философской мысли Нового времени рекомендую:
· Ф. Бэкона (или эмпиризм в целом)
· Р. Декарта (или рационализм в целом)
· Дж. Локка
· Т. Гоббса
· Г. Лейбница
· Б. Паскаля
· Б. Спинозу
· Вольтера (или о Просвещении в целом)
· Ж.-Ж. Руссо (или о Просвещении в целом)
· И. Канта
· Г.В.Ф. Гегеля
· Л. Фейербаха
Но вы можете выбрать и кого-то другого, в том числе и отечественных философов данного периода.
- Дайте общую характеристику неклассической (современной) философии.
Перечислить все этапы развития философской мысли (от зарождения философии и до наших дней), обозначить их временные рамки, а потом уже перейти непосредственно к неклассической философии. Объясните, почему данный период в развитии философии называют «неклассическим». Расскажите о таких чертах современной философии, как: релятивизм, эволюционизм, практицизм, иррационализм и его борьба с рационализмом, сциентизм и антисциентизм. Перечислить основные направления неклассической философии, назвать их родоначальников, ярких представителей и ключевые идеи. Кратко рассказать о том, как, начиная с середины XIX века и до наших дней, развивалась отечественная философия (основные направления, идеи и представители).
- Выберите одного из представителей неклассической (современной) философии и раскройте суть его философской системы (по желанию можно рассмотреть идеи не конкретного философа, а одного из философских направлений указанного периода).
При рассказе о любом философе обязательно надо подробно изложить его основные идея и в общих чертах – то, как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие философской мысли и на культуру в целом. Если вы хотите, то можно привести краткую биографическую справку. Из современных философов и направлений философской мысли рекомендую:
· О. Конта (или Первая волна позитивизма в целом)
· Б. Рассела (или неопозитивизм или логический в целом)
· К. Поппера (или неопозитивизм, или постпозитивизм в целом)
· Т. Куна (или постпозитивизм в целом)
· Марксизм
· А. Шопенгауэра (или иррационализм в целом)
· Ф. Ницше (или иррационализм в целом)
· Ж.-П. Сартра (или экзистенциализм в целом)
· З. Фрейда (или фрейдизм в целом)
· Э. Фромма
· Ч. Пирса (или прагматизм в целом).
Но вы можете выбрать и кого-то другого, в том числе и отечественных философов данного периода.
- Что такое логика? Какую роль она играет в жизни человека? Как Вы думаете, необходимо ли изучать теоретическую логику или достаточно ограничиться интуитивной? Свой ответ обоснуйте. Перечислите формы и основные законы мышления и дайте им краткую характеристику.
Охарактеризовать логику как раздел философского знания (происхождение термина «логика», основные проблемы данного раздела, с чем связана полезность и необходимость изучения логики, что такое интуитивная логика и почему ее недостаточно для продуктивного мышления, назвать философов, которые в своих трудах уделяли значительное внимание вопросам логики). Рассказать о том, что такое понятие, какие виды понятий бывают, в каких отношениях могут находится понятия друг с другом и какие операции можно с ними проводить, что такое суждение, какими могут быть суждения, какова структура простого суждения, какие виды простых и сложных суждений бывают, что такое умозаключение, какие существуют виды умозаключений. В общих чертах рассказать о таких законах логики, как: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания.
- Что такое онтология? Каковы ее основные проблемы? Что в философии понимается под бытием? Определите термины «материя» и «материальное» и «сознание» и «идеальное»
Охарактеризовать онтологию как раздел философского знания (происхождение термина «онтология», основные проблемы данного раздела, назвать философов, которые в своих трудах уделяли значительное внимание вопросам онтологического характера). Рассказать о том, что такое бытие, как оно соотносится с небытием, что такое реальность и какой она может быть и дать характеристику каждому типу реальности (объективная, субъективная, виртуальная), как соотносятся категории «бытие», «мир», «универсум», «космос», «Вселенная». Определить такие понятия, как «субстанция», «материя» и «материальное», «сознание» и «идеальное». Рассказать о том, как разные философы и ученые понимали специфику пространства, времени, движения и их соотношения друг с другом, а также с материей и сознанием. Рассказать о том, что такое индивидуальное сознание, как оно соотносится с психикой, самосознанием, бессознательным, общественным сознанием, а в религиозной философии – с душой и божественным сознанием. Рассказать о том, что такое диалектика, назвать и пояснить ее законы, перечислить категории.
- Что такое картина мира? Стремление ответить на какой из философских вопросов привело к возникновению различных философских картин мира? Назовите основные философские картины мира и дайте краткую характеристику каждой из них.
Дать определение понятию «картина мира». Указать, что входит в структуру картины мира. Привести примеры различных картин мира (не только философских). Подробно рассказать о каждой из философских картин мира (материализм, идеализм, дуализм, философия тождества): как отвечает на вопрос о первичности материи или сознания, какие философы являются представителями каждой из указанных картин мира и как они аргументируют свою позицию по поводу соотношения материального и идеального, как соотносится каждая из этих картин мира с религиозными представлениями? Высказать свою точку зрения по поводу того, какая из философских картин мира в большей степени соответствует реальному положению вещей.
- В чем заключается специфика философской антропологии? Проблема многомерность человека и подходов к нему.
Охарактеризовать философскую антропологию как раздел философского знания (происхождение термина «антропология», основные проблемы данного раздела, назвать философов, которые в своих трудах уделяли значительное внимание вопросам, связанным с человеком). Рассказать о том, как проявляют себя в человеке биологическое, духовное и социальное и как они связаны друг с другом, о религиозном, философском и научном подходах к пониманию сущности человека (то есть: кто такой человек с точки зрения каждой из указанных форм духовной культуры) и привести примеры того, как различные философы определяли сущность человека.
- Концепции антропогенеза. Каково положение человека во Вселенной и в чем, на Ваш взгляд, состоит смысл человеческого существования?
Рассказать о роли и значении человека в природе и обществе. Перечислить концепции антропогенеза (мифологические, религиозные, философские, научные, паранаучные) и указать, какая из них, на ваш взгляд, в большей степени соответствует реальному положению вещей. Здесь же привести возможные варианты того, в чем может заключаться смысл жизни человека и человечества в целом (есть ли смысл в жизни и, если есть, ради чего и/или ради кого существуют человек и человечество в целом), указать, какой (какие) из приведенных вами вариантов являе(ю)тся, с вашей точки зрения, наиболее приемлемым(и).
- Проблема свободы человека в философии
Дать определение понятию «свобода», рассказать о том, как свобода соотносится с необходимостью. Привести примеры того, как различные философы оценивали степень свободы человека (в том числе рассказать о фатализме и волюнтаризме). Высказать и аргументировать свою точку зрения по поводу того, свободен человек или нет, и если нет, то чем его свобода ограничивается. Указать, с чем связана свобода и к чему она может привести: рассмотреть, как свобода соотносится с ответственностью, объяснить, почему свобода влечет за собой одиночество (здесь же перечислить типы одиночества).
- Проблема смерти и бессмертия в философии.
Рассказать от том, что в философии, науке и религии понимается под смертью, в том числе привести примеры того, как различные философы понимали смерть и как рекомендовали к ней относиться. Указать причины, по которым люди бояться смерти. Определить, что такое бессмертие и каким оно может быть (здесь надо рассказать о косвенном и прямом бессмертии, в том числе о возможном бессмертии сознания или души и о биологическом бессмертии). Высказать свою точку зрения по поводу того, на сколько возможно бессмертие и какие последствия у него могут быть (особое внимание обратить на биологическое бессмертие).
- Как Вы понимаете, что такое познание? Каковы основные проблемы философии познания?
Охарактеризовать философию познания как раздел философского знания (происхождение терминов «гносеология» и «эпистемология», в каких случаях каждый из них используется для именования философии познания). Перечислите основные проблемы данного раздела, назвать философов, которые в своих трудах уделяли значительное внимание гносеологической проблематике. Дать определение понятиям «познание», «знание», «информация». Привести различные точки зрения на проблему того, познаваем ли мир (гносеологический оптимизм, агностицизм – крайний и умеренный, скептицизм), и раскрыть их суть. Рассказать о структуре познавательной деятельности и дать характеристику каждому из ее элементов. Перечислить виды и формы познания, сферы познавательной деятельности.
- Чувственное, рациональное и иррациональное познание и их роль в познавательной деятельности.
Дать определение тому, что такое чувственное, рациональное и иррациональное познание. Назвать философов, которые в своих трудах особое внимание уделяли исследованию данных видов познания и кратко описать позицию каждого из приведенных вами мыслителей в отношении чувственного, рационального и иррационального. Перечислить формы и методы каждого из этих видов познания и дать им краткую характеристику. Указать достоинства, недостатки, и значение чувственного, рационального и иррационального познания для различных сфер познавательной деятельности.
- Наука и техника в зеркале философии. Каково, на Ваш взгляд, значение науки в жизни человека и общества?
Дать определение понятию «наука». Рассказать об особенностях научного познания, принципах верификации и фальсификации научного знания. Перечислить философские основания науки и кратко раскрыть их суть. Назвать и охарактеризовать элементы структуры научного познания, перечислить и описать его уровни. Рассказать о том, что такое сциентизм и антисциентизм и перечислить границы научного познания. Привести и кратко охарактеризовать модели развития науки (кумулятивная и революционная) и факторы, которые на это развитие влияют. Раскрыть роль науки и техники в современном мире.
- Проблема истины в философии.
Дать определение понятиям «истина», «заблуждение», «правда», «ложь». Назвать критерии истинности знания и раскрыть их суть. Рассказать о том, что такое объективная и субъективная истина, и чем друг от друга отличаются истина относительная и абсолютная. В каких сферах духовной культуры возможна абсолютная истина? Привести различные концепции истины (классическая или корреспондентская, когерентная, диалектико-материалистическая, прагматическая, конвенциональная, экзистенциалистская) и дать им общую характеристику.
- Что такое этика и каковы ее основные проблемы? В чем заключается роль этики в жизни человека и общества? Каковы основные категории этики? Дайте краткое определение каждой из них.
Охарактеризовать этику как раздел философского знания (происхождение термина «этика», основные проблемы данного раздела, перечислить философов, которые в своих трудах уделяли значительное внимание вопросам этики). Рассказать о том, что такое мораль и нравственность и определить, в чем разница между этими двумя понятиями. Перечислить основные категории этики и дать краткое определение каждой из них. Дать определение понятию «биоэтика» и перечислить основные биоэтические проблемы современного общества. Рассказать о том, что такое профессиональная этика, каковы ее общие принципы и в чем состоит специфика этики педагога.
Список рекомендуемой литературы
Кроме моих лекций можно использовать следующие учебники и учебные пособия (все они есть в нашей библиотеке, да и их электронные варианты на просторах Интернета можно найти):
1. Балашов, Л. Е. Философия: учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 612 с.: ил. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453870. – Библиогр.: с. 594-597. – На рус. яз. - ISBN 978-5-394-01742-1
2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, В. Г. Борзенков и др. – 4. изд., перераб. и доп. – Москва: Культурная революция: Республика, 2007. – 622, 1 с.: схемы. - Библиогр.: с. 609-614. – На рус. яз. - ISBN 5-250-06007-2
3. Губин, В. Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия / Валерий Дмитриевич Губин. – Москва: Олимп: АСТ, 1998. – 464 с. – На рус. яз. - ISBN 5-7390-0169-2
4. Гусев, Д. А. Философия: Популяр. учеб. пособие / Д. А. Гусев; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – 4. изд., стер. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 302, 1 с. – (Библиотека студента). – На рус. яз. - ISBN 978-5-9770-0452-7. - ISBN 978-5-89395-958-1
5. Западная философия: От Шопенгауэра до Дерриды: Вторая половина XIX - начало ХХ века. ХХ век. На пороге XXI века: Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов / Н. С. Автономова, В. И. Баранова, М. Н. Грецкий и др.; Моск. пед. гос. ун-т, Каф. философии; Отв. ред. Л. А. Микешина. – Москва: Владос, 2001. – 525 с. - Библиогр. в тексте. – На рус. яз. - ISBN 5-691-00046-2
6. Золотухина-Аболина, Е. В. Страна Философия: Кн. для шк. и студентов / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 541, 1 с.: ил. – (Для учащихся школ и колледжей). – На рус. яз. - ISBN 5-85880-238-9
7. История философии: Учеб. для вузов / А. В. Белов, Г. В. Драч, В. Н. Дубровин и др.; Отв. ред.: В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. – 3. изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 731 с. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 728-731. – На рус. яз. - ISBN 5-222-06923-0
8. Философия: Учеб. по дисциплине "Философия" для вузов по нефилософ. специальностям и направлению подгот. / В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, А. И. Алешин и др; Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3. изд., перераб. и доп. – Москва: Гардарики, 2003. – 828 с. – (Disciplinae). - Авт. указаны на обороте тит. л. – Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 5-8297-0143-X
9. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1: От Лао-Цзы до Фейербаха: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. / В. А. Башкалова, В. И. Баранова, М. И. Грецкий и др.; Моск. пед. гос. ун-т, Каф. философии; Отв. ред. Л. А. Микешина. – [2. изд.]. – Москва: Владос, 1998. – 445 с. – На рус. яз. - ISBN 5-691-00045-4. - ISBN 5-691-00207-4
10. Хрестоматия по истории философии. Ч. 3. Русская философия: В 3 ч. Учеб. пособие для вузов / З. А. Александрова, Е. В. Аралова, С. М. Бабинцев и др.; Моск. пед. гос. ун-т, Каф. философии; Отв. ред. Л. А. Микешина. – Москва: Владос, 2001. – 670, 1 с. - Библиогр. в тексте. – На рус. яз. - ISBN 5-691-00048-9. - ISBN 5-691-00604-5
И книгу:
1. Гордер Ю. Мир Софии. – Санкт-Петербург: Аркадия, 2018. – 624 с. - На рус. яз. – ISBN 978-5-906986-17-7 (в нашей библиотеки, к сожалению, нет, но есть в Интернете)
Вы также можете использовать и другие источники, но аккуратно: информации в Интернете много, но далеко не вся она адекватная.