Сущность нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности школьников

Мораль или нравственность, как форма общественного сознания, во все времена занимала важную роль в надстроечных структурах общества. Нравственность представляет собой совокупность исторически сложившихся принципов, норм и правил поведения людей, которые поддерживались и поддерживаются силой общественного мнения, традициями, привычками, системой воспитания и личными убеждениями.

Нравственность – явление историческое. С изменением социально-экономических условий менялись и меняются нормы и правила взаимоотношений человека и общества, взаимоотношения между людьми и каждой личности к самому себе. Так например, с переходом экономики на рыночные отношения рушатся прежние нравственные устои. Круто меняется не только отношение к собственности и труду как нравственной категории, но и к атрибутам, служившим ранее национальной гордостью многих поколений.

 Перечислим принципы, нормы и правила поведения людей, составляющие для современного общества определенную ценность:

1. Любовь к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа.

2. Дружба и сотрудничество с народами других стран и национальностей, солидарность с борющимися за независимость, социальную справедливость и свободу, неприязнь к расизму и национализму.

3. Отношение к труду как к важнейшей нравственной ценности.

4. Коллективизм, товарищеская взаимопомощь, уважение между людьми, сочетание личных, коллективных и общественных интересов – исторически сложившаяся нравственная ценность.

5. Гуманизм по отношению к людям: родителям, родственникам, детям, к природе, сочувствие к слабым и немощным, к больным и нуждающимся в помощи, непримиримость к антигуманным поступкам.

6. Отношение к самому себе, к своим личным нравственным качествам: честности и правдивости, простоте и скромности в частной и общественной жизни, нравственная чистота в семейных отношениях, непримиримость к стяжательству, эгоизму, карьеризму.

Итак, в содержание нравственного воспитания включается отношение к своей Родине, народам других стран и национальностей, к труду и собственности, результатам труда, к природе и окружающей среде, а также к своей личности. Ко всем этим направлениям предъявляются требования активной позиции – непримиримости и стремления к устранению негативных сторон в нравственном воспитании и поведении людей.

Школа должна опираться на научно-обоснованные принципы общечеловеческой морали, тогда можно было бы превращать общественно ценные нормы и правила поведения в личные качества учеников. Для этого потребуется учитывать объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам можно отнести социально-экономические и нравственные отношения в обществе, условия жизни и те средства, которые имеются для воспитания людей: массовая информация, литература, искусство, идеологические учреждения и многое другое. Таким образом, на формирование морального облика, нравственной зрелости ученика оказывают влияние все, с кем взаимодействует воспитанник – с родителями, друзьями, знакомыми – и все, что он видит и слышит в повседневной жизни.

Однако объективные условия могут по-разному восприниматься учениками. Все зависит от того, как осмысливается информация. В окружающей действительности так много соблазнительных как положительных, так и отрицательных явлений, и неизвестно, какие из них окажутся привлекательными для подростков. Поэтому необходима целенаправленная и систематическая воспитательная работа школы, семьи и самой личности для просвещения, осмысления и утверждения моральных норм и правил поведения. Под влиянием внешних факторов и внутренней позиции ученика и формируется нравственные качества личности.

Возможности, которыми располагает учитель для нравственного воспитания учащихся:

Во-первых, он может широко использовать социальную среду: передачи радио, телевидения, средства массовой информации, литературу, искусство. Поэтому нужно систематически накапливать фактический материал об окружающей действительности из различных источников. Особенно необходимо опираться на примеры из жизни уважаемых людей родного края – родителей, участников важных событий и т.д. поступки и деятельность близких и знакомых людей воспринимаются и перенимаются учащимися, становятся традиционными. Ознакомление учащихся c событиями нравственного содержания различных регионов нашей страны и других государств мира помогут им понять, осмыслить и убедиться в обычаях, привычках и традициях разных народов и определить, какие из них становятся интернациональными, общепринятыми, общечеловеческими.

Во-вторых, в процессе изучения общеобразовательных предметов учитель решает три задачи – образовательную, развивающую и воспитательную. Важнейшим принципом обучения является принцип воспитывающего обучения, который реализуется посредством трех факторов: содержанием учебного материала, методикой обучения, личностью самого учителя. На уроках литературы раскрываются различные взгляды и суждения типичных персонажей своей эпохи. Ученики сопереживают и подражают положительным персонажам, осуждают и отвергают аморальные идеи и поступки. Большое значение в патриотическом воспитании имеют исторические материалы. При изучении биологии учащиеся знакомятся с флорой и фауной, с природными богатствами родного края. Здесь есть возможность показать с чего начинается Родина: с березки у дома, с природы родного края.

На уроках химии учащиеся могут познакомиться с химической промышленностью Беларуси, ее значением для экономики. Изучение географии, истории имеют богатейшие возможности для нравственного воспитания учащихся.

Методика ведения занятий также должна быть подчинена интересам нравственного воспитания учащихся, взаимоотношения между сверстниками, отношение к учебным обязанностям, уважение друг к другу, взаимная помощь и поддержка, здоровое общественное мнение в коллективе, чуткость, работоспособность и мастерство учителя – все это формирует высоконравственные качества школьников.

Немаловажное значение в нравственном воспитании имеет поведение самого учителя. Его отношение к своим обязанностям, трудолюбие, гуманизм, скромность, уважение учащихся, участие в их делах характеризуют нравственную позицию учителя, которая передается учащимся.

В-третьих, в арсенале учителя должна быть целенаправленная система нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. В учебном процессе невозможно сохранить целостную систему нравственного воспитания. Отдельные фрагменты и эпизоды различных предметов не в состоянии раскрыть общую картину современной морали. Внеклассная работа позволяет осуществить такую систему.

Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи в воспитании детей.

Подготавливая подрастающее поколение к жизни и труду в обществе, общество, школа и семья должны стремиться развить у сегодняшних юношей и девушек ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества: благородство души, честность, скромность, терпимость, принципиальность, чуткость и др. Сочетание этих достоинств создает целостное впечатление о нравственном облике личности, свидетельствует о всестороннем ее развитии, физическом и духовном богатстве, о высоком смысле ее трудовой и общественной деятельности. А это является основой для определения юношами и девушками своего места в жизни, установления правильных отношений с окружающим миром.

Задачами школы по нравственному воспитанию учащихся являются:

- воспитание высоких нравственных чувств в отношениях к родине и ее идеалам, к трудовой деятельности и к людям;

- воспитание стойкого нравственного сознания, прочных убеждений;

- воспитание привычного нравственного поведения;

- воспитание единства нравственных чувств, сознания, поведения как высшего уровня нравственного развития личности.

- воспитание невосприимчивости к аморальному поведению в учебной, трудовой и общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.1

Каждая из указанных задач выполняет определенные функции, а в совокупности они раскрывают технологию воспитания у школьников целостной структуры нравственных ценностей.

Воспитание нравственных чувств. Чувствами называют переживанием человеком своего отношения к тому, что он познает и делает. Человек не может оставаться равнодушным, бесстрастным, так как сама жизнь требует от него проявления самых разнообразных чувств. К.Д. Ушинский подчеркивал, что ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души и ее строя.2

Среди ученых существуют разногласия по вопросу источников возникновения чувств. Некоторые считают, что нравственные чувства передаются по наследству, другие утверждают возможность передачи по наследству лишь некоторых особенностей индивидуального склада личности, влияющих на появление и протекание чувств.

В своих работах Ушинский неоднократно указывал на необходимость установления взаимодействия различных чувств человека, так как только их определенное соотношение, нередко контрастных, может вызвать глубокое понимание жизненных ситуаций, переживаний других людей, может способствовать выработке устойчивых нравственных качеств.

В воспитании нравственного облика учащихся моральные, или нравственные, чувства, выражающие их отношение к Родине, труду, людям, к себе, играют особую роль. Нравственные чувства выступают здесь как важнейший компонент морального облика личности, как необходимое условие формирования ее богатого духовного мира, как связующее звено между первыми представлениями и понятиями и отражающими их поступками.

Нравственные чувства тесно связаны с идейными устремлениями человека, его взглядами, сознанием и поведением. Они представляют собой существенную основу складывающихся нравственных убеждений личности.

Своеобразно влияя на разум и поступки человека, нравственные чувства становятся стимулом его положительного поведения, тормозом для различных отрицательных побуждений. Нравственные чувства по-своему окрашивают жизнедеятельность человека, придавая ей самый разнообразный неповторимый характер.

Школьный возраст – наиболее благоприятная пора для воспитания высоких нравственных чувств. В детские годы, когда интенсивно развиваются все психические процессы, складываются объективные условия для воспитания глубоких и разносторонних нравственных чувств. Осуществляя руководство процессом восприятия учащихся, учитель стремится направить этот процесс на особенно значимые объекты, требующие эмоциональной оценки, проведения анализа и обобщения увиденных поступков и ситуаций.

Учитывая особую значимость воображения в эмоциональной жизни, учитель тактично помогает учащимся переходить от свойственного им излишнего фантазирования или пустого мечтательства к постановке важных и доступных целей, увязывая их с повседневно возникающими чувственными образами желаемого, давая направление для активной разумной деятельности мысли и поведения.

Большое значение в воспитании чувств учащихся имеет воля, являющаяся своеобразным регулятором различных переживаний. Как известно, большинство учащихся выражают свои чувства очень ярко, заметно, не умея еще достаточно управлять ими. В связи с этим учителю приходится не раз призывать своих воспитанников к сдержанности, торможению излишне бурных чувств, подчинению их разуму и воле. Однако ограничиться одними такими призывами недостаточно. Необходимо организовать постоянный активный контроль за проявлением чувств учащихся, за воспитанием их волевых качеств.

Нравственные чувства, умело развиваемые под руководством учителя, являются важнейшим начальным этапом всестороннего формирования личности. Их правильное развитие значительно отражается на становлении нравственного опыта ребят, проявляющегося в отношении к труду, к людям, к себе.

Воспитание нравственных чувств учащихся осуществляется в разных условиях: на уроках, во внеклассной работе, в общественно полезном труде, в семейной обстановке, во время отдыха и т.д. Особенно успешно они развиваются на уроках истории, обществоведения, литературы и других, связанных с раскрытием подвигов выдающихся людей, с анализом достоинств и недостатков человеческой личности.

Учитывая особый интерес старших подростков к проблеме личных чувств, а также их слабую подготовленность к решению этих важных и сложных вопросов, учитель стремится умело соединить содержание определенных тем с материалом нравственного характера, подчеркивая ведущую роль высоких нравственных чувств в отношениях юноши и девушки, преобладание этих чувств и разума над простым и бездумным физическим влечением. Поскольку на уроках недостаточно полно удается раскрыть подобные вопросы, классный руководитель выносит их обсуждение на специальные беседы или диспуты во внеурочное время.

Долг учителя всячески способствовать появлению у юношей и девушек стремления к нравственным идеалам, веры в эти идеалы, борьбы за них. Более того,       долг учителя – самому стремиться к достижению нравственного идеала, всей своей жизнью, мастерством обучения и воспитания учащихся, являть пример, образец нравственного совершенства, потому что иначе у учителя ничего не получится.

Существенными воспитателями нравственных чувств учащихся являются и художественная литература, кинофильмы, спектакли, радио- и телепередачи. Насыщенные эмоционально богатым материалом, эти источники становятся поистине мудрыми помощниками учителей и родителей. Они прекрасно заменяют надоедающее детям сухое морализирование, постоянные назидания и наставления, призывы к их добрым чувствам.

Содержание воспринимаемого учащимися материала и яркая образная форма его передачи не могут оставлять учащихся равнодушными слушателями. В связи с этим учителю важно стараться при воспитании детей самому проявлять яркие чувства, стремиться зажигать у них жажду познания. Кроме того важно не только вызвать то или иное чувство, но и создать условия для воплощения чувств в поступки. Тогда они станут устойчивыми и постоянными.

Воспитание нравственного сознания учащихся. Еще в дошкольные годы ребенок получает от своих первых воспитателей знания о нравственных нормах отношений людей. Чтение сказок, беседы с родителями, их пример взаимного общения – все это создает необходимые предпосылки последующего нравственного развития детей. Поэтому к моменту обучения в школе они уже обладают определенным запасом нравственных знаний, составляющим своеобразную основу складывающихся первоначальных взглядов на окружающее.

В процессе организационного обучения и воспитания в школе нравственные знания учащихся, постоянно пополняются, систематизируются и закрепляются. При этом учитель стремится к тому, чтобы его воспитанники не только обогащались разнообразными сведениями в области нравственных отношений, но и получали возможность высказывать самостоятельные мысли по многим вопросам, не просто заучивали готовые истины, но и стремились по-своему объяснить их.

Формирование нравственного сознания учащихся – процесс сложный, осуществляемый всей учебно-воспитательной работой школы. Источником возникновения нравственных взглядов являются обсуждаемые на уроках вопросы морали, ее исторически сложившиеся нормы нравственных отношений людей в нашем обществе.

Обычно само содержание занятий вызывает у учащихся много вопросов, нередко спорных, требующих от учителя умения вникнуть в суть того или иного рассуждения, понять не всегда ярко выраженное вовне стремление ученика утвердиться в каком-то своем мнении, противоречащем мнениям других, умения убедительно и тактично направить мысли учащихся в нужное русло, изложив для этого основательные доводы. В таком случае взгляды учащихся находятся в состоянии своеобразного движения. Создание на занятиях обстановки, располагающей к обсуждению вопросов нравственности, к высказыванию откровенных суждений, способствует дальнейшему развитию формирующихся взглядов учащихся, появлению у них желания объективно разбираться в событиях жизни, в особенностях отношений, давать правильную оценку явлениям и фактам. Именно так происходит оптимальное усвоение этического материала, достигающего сознания учащихся в результате их активной мыслительной деятельности, путем сопоставлений, анализа, обобщений. В нравственном просвещении учащихся должно преобладать не монологическое изложение материала учителем, а коллективное обсуждение высказанных им положений, что скорее приводит ребят к утверждению в правильности этих положений, а в конечном счете – к развитию нравственного сознания.

Большое значение в воспитании нравственного сознания учащихся приобретают создаваемые в классном и школьном коллективах различные традиции. Например, традиции совместного активного участия во всех трудовых делах, традиции общения, взаимоответственность, выручка и т.п. Эти традиции создают у ребят хороший настрой, дружеские отношения, делают понятными и привычными установленные требования и тем самым благоприятно влияют на формирующееся сознание.

В своей работе по формированию нравственного сознания детей учитель не может не считаться с такими особо важными в этом деле принципами, как доступность материала и его связь с конкретной жизнью и интересами ребят. Разбирая с ними те или иные нравственные понятия и примеры, учитель стремится максимально приблизить их к текущим событиям, устранив абстрактность заключений, затронув переживания учащихся и вызвав у них живой отклик. В этом случае положения, высказываемые учителем, становятся понятными и близкими, а потому и с интересом принимаются, переходя постепенно на уровень осмысленных взглядов.

Воспитание нравственного поведения учащихся. Под нравственным поведением следует понимать систему действий и поступков, имеющих определенную моральную оценку.

Формирование привычного активного нравственного поведения человека – наиболее сложный этап воспитательной работы. Начинается он еще в семье с элементарного соединения детьми получаемых нравственных знаний с простыми нравственными действиями. Этот начальный период воплощения нравственных знаний в конкретные действия очень важен, так как создает у детей правильную установку на окружающее, на предъявляемые требования взрослых.

В дошкольном возрасте в поведении детей преобладают действия и поступки, имеющие непроизвольный и недостаточно осознанный характер. Поэтому долгом воспитателей является создание благоприятного условия для формирования нравственного поведения ребят. Необходимо вызывать у них потребность всегда поступать хорошо, одобрять нравственные поступки, внимательно выслушивать откровенное признание в неудачах, показывать, как лучше избегать их и как нужно выполнять то или иное дело. Все это послужит хорошей основой для качественного развития отдельных нравственных поступков и объединения их в единую цепь последующего систематического, целостного нравственного поведения.

В школьные годы, когда интенсивно развиваются все психические процессы, и особенно мышление, восприятие, память, формирование нравственного поведения учащихся основывается уже на их возможности осознать предъявляемые требования, на способности самостоятельно выполнить их, на развивающейся привычке поступать в соответствии с принятыми требованиями окружающих. Вот почему так важно правильно организовать повседневную высоконравственную деятельность учащихся, которая бы отражала формирующееся нравственное сознание. Эта деятельность явится своеобразной воспитывающей почвой, соединяющей идеи сознания с конкретными поступками, делами. Особую роль при этом играют упражнения в нравственных поступках, выполняемые детьми под умелым и тактичным руководством учителя. Смысл подобных упражнений заключается в стимулировании нравственной воли учащихся, помогающей им побеждать различные внешние и внутренние препятствия, связанные с выполнением поставленных целей. Однако достижение цели может осуществляться учащимися на основании разных мотивов. В одном случае они могут быть направлены на удовлетворение личных корыстных интересов, в другом – отражать стремление принести пользу друзьям. Поэтому перед учителем возникает задача изучения мотивов, побудителей определенного поведения и формирование высоконравственных, общественно значимых мотивов. Лучшим средством для решения этой задачи является создание учителем разнообразных ситуаций, вызывающих у учащихся разные реакции, борьбу мотивов, противоположные переживания, определенный выбор того или иного действия, поступка. Эти ситуации способствуют осуществлению активной связи между формирующимся сознанием и поведением, а также закреплению нравственных поступков и устранению противоречащих им побуждений.

Чтобы нравственное поведение стало устойчивым учитель должен давать справедливую оценку поступкам, подбирать поручения в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими данными учащихся, тактично разбирать с ними допущенные ошибки, показывать им образец личного высоконравственного поведения. При этом становится особенно необходимым единство воспитательных требований и действий педагогов и родителей.

Формирование нравственного поведения, отражающего развивающееся сознание, осуществляется повседневно в процессе выполнения различных трудовых дел, общественно полезных поручений, во время досуга и т.д. Поэтому для учителя особенно важно понаблюдать за поведением своих воспитанников по возможности в самых различных жизненных условиях для выявления различных отклонений от нравственных норм в поведении отдельных учащихся.

Воспитание единства нравственных чувств, сознания и поведения. Единство нравственных чувств, сознания и поведения свидетельствует о гармоничности человеческой личности, о высоком уровне ее нравственного развития. Осуществляя руководство процессом нравственного воспитания, учитель заботится о непрерывности положительных влияний на учащихся, об одновременном проведении нравственного просвещении и разнообразных упражнений, способствующих закреплению полученных знаний в конкретных поступках. При этом он учитывает необходимость сочетания глубины содержания нравственной информации с ее эмоциональной насыщенностью, яркостью, образностью. В.Г. Белинский писал: «…без чувства идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, неспособны перейти в дело. Итак, полнота и совершенство человеческой натуры заключается в органическом единстве разума и чувства».1 И действительно, эмоциональная выразительность изучаемого материала способна вызвать у интенсивно развивающихся школьников, особенно восприимчивых ко всему яркому, образному в период становления личности, ответственные чувства и стремление соотнести поступки героев, нормы их отношений с собственными поступками. А это и является хорошей основой для одновременного воспитания чувств, сознания и поведения.

Деятельность учителя по нравственному воспитанию учащихся должна быть более концентрированной, направленной не только на вооружение знаниями, но и на активизацию положительных чувств и воплощение осмысленных понятий в конкретные поступки, дела. Для этого учитель стимулирует процесс накопления, совершенствования, осмысления знаний, процесс формирования чувств, взглядов, убеждений учащихся посредством постоянного обогащения содержания учебного материала, улучшения качества внеклассной работы по нравственному просвещению и одновременно создает условия для практического применения получаемой нравственной информации в повседневном поведении. При этом он всячески помогает учащимся преодолевать трудный и сложный этап выработки собственного опыта поведения, осуществлять постепенное движение от мысли к действию, от знания к поступку, от сознания к поведению.

Путь нравственного формирования личности по мнению психолога А.А. Смирнова, включает три этапа: 1) накопление знаний (усвоение, осмысление, чувства), необходимых для формирования убеждений; 2) переход знаний в убеждения и формирование на их основе мировоззрения; 3) претворение знаний и убеждений в конкретное поведение.2 Одновременно с этим потребуется воспитывать у школьников невосприимчивость к отжившим и вредным, антинародным взглядам и поступкам. Эти три стороны единого воспитательного процесса имеют значение только в единстве и взаимосвязи. Каждая из них, взятая в отдельности, не может обеспечить формирования нравственной личности.

Таким образом, процесс превращения знаний в глубокие личные убеждения, воплощение идей, сознания в конкретное поведение сложен, длителен и индивидуален. У одних учащихся он протекает быстрее, легче, у других – медленнее, труднее. Это во многом определяется несходством особенностей и проявлений личности, окружающей ее обстановкой и качества воспитательной деятельности взрослых.

Критерии нравственной воспитанности. Определение критериев, разработка методики выявления нрав­ственной воспитанности, учета и оценки поведения, деятельности школьников — важнейшее условие диагностики и совершенствова­ния воспитательной работы с детьми. Личность во всем многообра­зии ее качеств и свойств существует как целостность.

Задача в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целос­тность, основообразующее начало личности, и то частное, производ­ное, особенное, что дополняет и характеризует ее как индивидуаль­ность.

Целостным и общим в личности являются главные, определяю­щие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеу­стремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными ка­чествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность.Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности ребен­ка; учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятель­ность, творчество, обязанности в семье — может быть оценен с точ­ки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных спо­собностей и нравственной зрелости школьников.

Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в правилах для учащихся, в законах и уставах обще­ственных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных ка­честв своих учеников. При отборе и формулировании таких требова­ний учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обоб­щений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекатель­ность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским ус­тремлениям и увлечениям.

Рассмотрим примерные перечни основных требований примени­тельно к различным возрастным группам.1

От школьников-дошкольников (шестилетки) требуется:

• знать, что они живут в Беларуси;

• уметь заботиться о самих себе, делать зарядку, сохранять свои вещи и игрушки, ухаживать за цветами и домашними животными;

• любить своих родителей, братьев и сестер, дедушку и бабушку, своих товарищей, природу и все живое;

• дружить с мальчиками и девочками из детского сада, двора, класса, быть другом папы и мамы, сестер и братьев;

• трудиться по дому, на уроках труда и вместе с друзьями выполнять задания по самообслуживанию в школе;

• бороться с беспорядком, грязью, неправдой, злостью, завис­тью, жадностью в себе и в других;

• беречь хлеб, вещи, которыми постоянно пользуются в школе и дома, не расходовать зря свет, воду, дрова;

• помогать всем старшим, родителям, товарищам в труде и учебе;

• творить — рисовать, сочинять песенки, стихи, танцевать, создавать новые игрушки и игры.

Школьники-шестилетки, по сравнению с дошкольным детством, вступают в новый период жизни. Интенсивное формирование при­вычек, свойственное дошкольному возрасту, начинает тесно связы­ваться с осознанием нравственных требований, способностью выс­казать простейшее нравственное суждение.

От младших школьников (7-9 лет) требуется:

• знать гимн, гордиться своей великой Родиной;

•уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, делать работу по самообслуживанию, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;

•любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, делать добро окружающим людям;

•дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверять и которого никогда не подведешь;

•трудиться с пользой для себя и людей на семейной ферме, огороде, на садовом и пришкольном участках, в школе по самообслуживанию, на уроках труда;

•бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;

•беречь общественное добро и родную природу;

•помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;

•творить на уроках в самостоятельной работе, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, играть в инсценировках.

В младшем школьном возрасте дети укрепляют привычки куль­турного поведения, интенсивно накапливают знания о нравственных формах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зре­ния прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных тре­бований, умение критиковать свое поведение и поведение своих то­варищей.

От старших и младших подростков (10-14 лет) требуется:

•знать, что они граждане своей страны;

•уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

•любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно слу­жить народу и крепко держать свое слово;

•дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;

•трудиться в школьных мастерских, на любой общественно по­лезной работе добросовестно, дисциплинированно и ответственно;

•бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, чванства, равнодушия к людям и делу;

• беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, со­зданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;

• помогать всем попавшим в беду и не требовать награды за доб­рый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повсед­невной жизни;

• творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.

В подростковый период в личности ребенка происходят качествен­ные изменения, связанные с половым созреванием и ростом само­сознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в соб­ственном восприятии. Овладение комплексом, нравственных требо­ваний способствует его личному развитию.

От юношей и девушек старшего школьного возраста (15-17 лет)требуется:

• знать, что они вместе с народом ответственны за судьбы обновления общества, за умножение общественного богатства и мирное небо над головой;

•уметь владеть собой, правильно, в интересах общества и соб­ственной личности выбрать профессию, быть требовательным к себе и окружающим, стать защитником Родины;

•любить свой народ, духовную культуру своего многонациональ­ного народа и прогрессивную культуру всех стран;

• дружить со сверстниками всех национальностей, быть интернационалистами; быть преданным и верным в дружбе;

• трудиться активно и производительно в УПК, на производстве, в колхозах и совхозах, подрядных бригадах, на семейных фермах, в строительстве, кооперативных объединениях; упорно овладевать компьютерной грамотностью и новой техникой;

• бороться с мещанством во вкусах и быту, с тунеядством, безалаберностью и безответственностью, с проявлениями потребительской психологии, с хулиганством и пьянством;

• беречь боевые и трудовые традиции народа, охранять общественные и другие виды собственности от расхитителей и разгильдяев;

• помогать своим товарищам добиваться высоких результатов в труде, учебе, овладении военным делом, в физкультуре и спорте;

• творить новое в труде, красоту в искусстве, в общеизвестных отношениях, нравственную красоту в самом себе.

В юности происходит стабилизация главных, основообразующих нравственных свойств личности. Ребята в этом возрасте стре­мятся к самореализации в живом, конкретном деле, к применению на практике, в настоящей жизни накопленных знаний, умений и соци­ального опыта. Многие старшие подростки, юноши и девушки зани­маются самовоспитанием, испытывают сильное воздействие внутренних моральных стимулов и побуждений, пользуются самозапретом, самоконтролем, переживают мучения совести.

Таким образом, в целях выявления нравственной воспитанности детей, получения точной обратной информации о ходе нравственно­го воспитания необходимо творчески использовать требования-кри­терии нравственной сущности детской личности, методику выявле­ния и оценки моральных качеств и свойств школьников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: